Файл: Лекция планирование в процессе спортивной тренировки по функциональному многоборью понятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих роль в достижении высоких спортивных результатов. При планировании средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц), к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания максимальной скорости); от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих соответствии с параметрами в соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях

движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т. д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивление, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т. д.), время (рано утром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число занятий, музыкальное, световое, шумовое и т. п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма
спортсмена.

  1. Оперативное – связано с планированием отдельных мероприятий и направлено на разработку структуры соревновательной деятельности в целях достижения ожидаемого результата в ближайших соревнованиях, старте, схватке, игре, поединке т. д. Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах распространение получило планирование тренировки на

один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла. Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.



План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно- методические указания. План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные, годичные и оперативные и т. д.) должны включать:

  1. данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);

  2. целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

  3. показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

  4. тренировочные и воспитательно-методические указания;

  5. сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивномедицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в
каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов индивидуальные

особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта – команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;

б) для отдельного этапа (мезоцикла) – принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том

числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;

в) для макроцикла целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

Указанные виды планирования отражают основные этапы подготовки: объем, интенсивность и направленность работы, контрольные

нормативы, управление тренировочным процессом и др. – и направлены на достижение пика спортивной формы.

Спортивная форма проявляется в виде спортивного результата, превышающего уровень личного или близкого к нему рекорда. Поэтому наиболее объективными показателями, которые отражают эффективность тренировочного процесса, являются спортивные результаты. Их изменение в

годичном цикле и прогнозирование на этапах подготовки позволяет существенно улучшить качество управления тренировочным процессом. Рекомендации по методике планирования отражаются в конкретной схеме и приводятся в виде описания изменений показателей общего и парциального
объемов в различные периоды тренировки, определения оптимального количества макро- и мезоциклов, их длительности, постановки задач по этапам подготовки.

Для того чтобы спортсмены показали наивысшие результаты в основных соревнованиях сезона, необходимо:

  • определить рациональное соотношение упражнений, направленных на развитие различных качеств;

  • установить оптимальное сочетание больших нагрузок и полноценного отдыха;

  • представлять тренировочные нагрузки, восстановление и питание в виде единого процесса;

  • усовершенствовать диагностику оценки функционального состояния спортсменов, их реакций на нагрузки с целью индивидуального

планирования и

коррекции тренировочного процесса;

  • разработать комплекс физиотерапевтических и психологических мероприятий, позволяющих подготовить спортсмена к конкретному старту в процессе соревнований.