Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине электрооборудование фармацевтического производства для специальности 5В074800 Технология фармацевтического производства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4, задавая ток коллектора через каждые 5 делений, измерить соответствующие им напряжения Uкэ. Сделать 6-7 измерений. Результаты записать в таблицу 2.
8. По полученным результатам построить графики: Iк = f (Uкэ) (на одном листе).
Таблица 1
Таблица 2
Литература основная: [1-6]; дополнительная [7,8].
Тема Основные логические элементы и простейшие комбинационные устройства
Лабораторная работа 8
Цель работы: Исследовать основные логические элементы и комбинационные устройства, выполненные на базе этих элементов, составить таблицы истинности исследуемых устройств.
Вопросник
Задание:
Методические рекомендации по выполнению заданий
Логические элементы и устройства, находящиеся на плате, исследуются при подаче на их входы логических сигналов («0» или «1») от тумблеров Т1...Т8 (вверху – «1», внизу – «0»). Выходной сигнал - индикаторы Д1...Д8 (диод светится – «1», не светится – «0»). В качестве инвертора по входу можно использовать нижнее гнезда тумблеров Т1...Т8.
1. Нарисуйте условные изображения следующих логических элементов, используя для входов обозначения А, В, С, D, для выходов У:
а.Схему И с двумя входами.
б.Схему ИЛИ с тремя входами.
в.Инвертор.
г.Схему исключающее ИЛИ с двумя входами.
д.Схему И-НЕ с четырьмя входами.
е.Схему ИЛИ-НЕ с двумя входами.
ж. Схему исключающее ИЛИ с двумя входами.
з. Схему И-НЕ с двумя входами (специальный символ).
и. Схему ИЛИ-НЕ с двумя входами (специальный символ).
4. Собрать на макете каждый логический элемент и п. 1 с использованием универсальных логических элементов и сравнить работу с таблицей истинности.
Литература основная [3-6]; дополнительная [8].
Тема Триггеры RS-, D- и T-типов
Лабораторная работа 9
Цель работы: Исследовать работу триггеров RS-, D- и T-типов на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ.
Вопросник
Задание:
Методические рекомендации по выполнению заданий
1. При работе в статическом режиме для контроля состояния триггера к выходам и необходимо подключить индикаторные лампочки (свечение лампочки означает состояние "1"). Для запуска триггера по входам Rи Sиспользовать тумблерные регистры, по входу С - формирователь одиночных сигналов положительной полярности. При исследовании
D- и JK-триггеров на информационные входы D, J, К подавать сигналы с тумблерных регистров, а на входы С - с формирователя одиночных сигналов положительной полярности.
2. Для работы в динамическом режиме на входы R, Sподавать сигналы с тумблерных регистров. Осциллограммы снимать на выходах Q, (в М - S-триггерах двух ступеней) в одном масштабе со всеми входными сигналами. Синхронизацию осциллографа осуществлять сигналами с выхода Q. На вход С подавать сигналы СИ1 положительной полярности.
3. Собрать асинхронный T-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
4. Собрать синхронный (тактируемый) RS-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
5. Собрать синхронный D-триггер. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
6. Собрать по способу M-SJK-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом и динамическом режимах. Составить таблицу переходов и снять осциллограммы.
7. Исследовать в статистическом и динамическом режимах триггер в интегральном исполнении (JK-тригерра Т1- Т4 и D-триггера Т5 - Т12 лабораторного стенда). Составить таблицы переходов и снять осциллограммы. JK-тригтера и D-триггера. Сравнить с ранее полученными результатами.
Литература основная: [3-6]; дополнительная [8].
Тема Параллельный, последовательный и универсальный регистры
Лабораторная работа 10
Цель работы: Ознакомиться с принципом действия параллельного, последовательного и универсального регистров.
Вопросник
Задание:
Методические рекомендации по выполнению заданий
Для выполнения работы необходимо собрать схему универсального регистра. Данный регистр может выполнять все описанные выше функции в зависимости от состояния разрешающих сигналов Р1 и Р2.
Для формирования кода входного числа X = х1х2х3x4и разрешающих сигналов Р1-Р4используют тумблерные регистры стенда (ТР1 - ТР7). Сигналы сдвига в записи информации формируются генератором одиночных импульсов (ГОИ) (положительной полярности), вход которого синхронизируется серией СИ1. В качестве недостающих элементов 2И-НЕ можно применять элементы ЗИ-НЕ и 4И-НЕ, объединяя их входы. Для индикации состояния регистра (Т1-Т4) используются индикаторные лампы стенда (горящая лампа - "1", потухшая - "0").
При показанном на рисунке подключении тумблерных регистров на гнезде "+" формируется уровень "1", а на гнезде "0" - уровень "0" при переключении тумблерного регистра в верхнее положение.
1. Запись слова Х= ххх2х3x4в регистр параллельным кодом, считывание слова из регистра в прямом и обратном кодах:
а) записать входное слово Хiв регистр параллельным кодом. Для этого на тумблерных регистрах ТР3-ТР6 набрать входное слово, с помощью ТР7 сформировать сигналы Р2 = 1, Р, =0 и при подаче одного ТИ (нажатием ГОИ кнопки ПУСК слово Xiзапишется в регистр Т1-Т4
б) считать слово из регистра в прямом коде. Для этого с помощью ТР1 сформировать сигналы Р3 =1,Р4=0. На индикаторных лампах Л1-Л4 отобразится содержимое регистра;
в) результаты занести в табл. 2:
Таблица 2
г) считать слово из регистра в обратном коде. Для этого с помощью ТР1 сформировать сигналы Р3= 0, Р4 = 1;
д) результаты занести в табл. 1.5.1.
Действия по п.1а - 1д проделать для всех слов (X1-Х4).
2. Запись слова X1в регистр последовательным кодом, преобразование последовательного кода в параллельный:
а) установить регистр в "0", для чего проделать п. 1а при X= 0000.
Сформировать сигналы Р3 = 1, Ра = 0;
б) записать входное слово X1в регистр последовательным кодом. Для этого с помощью ТР7 сформировать сигналы Р1= 1,Р2=0.
С помощью ТР2 зафиксировать значение х4 слова X1и подать один ТИ (нажать на кнопку ПУСК ГИ). Разряд х4 слова X1запишется в Т1. Затем таким же образом записать х3, х2, x1 слова Xi. После четырех ТИ слово Xiокажется записанным в Т1—Т4. После каждого ТИ фиксировать состояние регистра в табл. 2 в прямом коде. Проделать п. 2а и 2б для всех входных слов Х1 –X4.
Таблица 3
3. Преобразование параллельного кода в последовательный:
а) записать в регистр входное слово Xiпараллельным кодом. Для этого выполнить п. 1а:
8. По полученным результатам построить графики: Iк = f (Uкэ) (на одном листе).
Таблица 1
№ п/п | Iб, mA | Uбэ, В | Uкэ, В |
| | | |
Таблица 2
№ п/п | Iк, mA | Uкэ, В | Iб, mA |
| | | |
Литература основная: [1-6]; дополнительная [7,8].
Тема Основные логические элементы и простейшие комбинационные устройства
Лабораторная работа 8
Цель работы: Исследовать основные логические элементы и комбинационные устройства, выполненные на базе этих элементов, составить таблицы истинности исследуемых устройств.
Вопросник
-
Назовите основные соотношения булевой алгебры. -
Что такое таблица истинности? -
Чем отличается прямой выход логического элемента от инверсного? -
В чем разница между положительной и отрицательной логикой? -
Укажите достоинства и недостатки различных серий логических микросхем.
Задание:
-
На стенде УМ-16, с помощью комплекта соединительных проводов собрать логические элементы И, ИЛИ, НЕ, исключающее ИЛИ. -
Заполнить таблицы истинности
Методические рекомендации по выполнению заданий
Логические элементы и устройства, находящиеся на плате, исследуются при подаче на их входы логических сигналов («0» или «1») от тумблеров Т1...Т8 (вверху – «1», внизу – «0»). Выходной сигнал - индикаторы Д1...Д8 (диод светится – «1», не светится – «0»). В качестве инвертора по входу можно использовать нижнее гнезда тумблеров Т1...Т8.
1. Нарисуйте условные изображения следующих логических элементов, используя для входов обозначения А, В, С, D, для выходов У:
а.Схему И с двумя входами.
б.Схему ИЛИ с тремя входами.
в.Инвертор.
г.Схему исключающее ИЛИ с двумя входами.
д.Схему И-НЕ с четырьмя входами.
е.Схему ИЛИ-НЕ с двумя входами.
ж. Схему исключающее ИЛИ с двумя входами.
з. Схему И-НЕ с двумя входами (специальный символ).
и. Схему ИЛИ-НЕ с двумя входами (специальный символ).
-
Запишите булево выражение для каждого логического элемента из п. 1. -
Запишите таблицу истинности для каждого логического элемента из п. 1.
4. Собрать на макете каждый логический элемент и п. 1 с использованием универсальных логических элементов и сравнить работу с таблицей истинности.
Литература основная [3-6]; дополнительная [8].
Тема Триггеры RS-, D- и T-типов
Лабораторная работа 9
Цель работы: Исследовать работу триггеров RS-, D- и T-типов на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ.
Вопросник
-
Объяснить назначение R-, S-, D-, T-входов триггеров. -
Объяснить работу триггеров по сигналам высокого и низкого уровней. -
Указать область применения триггеров. -
В чем различие между синхронным и асинхронным триггером? -
Пояснить работу и составить таблицу состояний триггера микросхемы К155ТМ2.
Задание:
-
На стенде УМ -31 с помощью соединительных проводов собрать RS-триггер на элементах ИЛИ-НЕ. -
Используея карта II-1. Управляющие сигналы подають с кнопок SB2 - вход R и SB3 - вход S. Уровни входных сигналов индицируются светодиодами HL1 и HL2, уровни выходных сигналов - HL3 (Выход ) и HL4 (выход ). Уровень логической «1» соответствует горящему светодиоду HL, логического «0» - погасшему. -
Составить таблицу изменений состояний в зависимости от входных сигналов и нарисовать временные диаграммы, иллюстрирующие работу триггеров.
Методические рекомендации по выполнению заданий
1. При работе в статическом режиме для контроля состояния триггера к выходам и необходимо подключить индикаторные лампочки (свечение лампочки означает состояние "1"). Для запуска триггера по входам Rи Sиспользовать тумблерные регистры, по входу С - формирователь одиночных сигналов положительной полярности. При исследовании
D- и JK-триггеров на информационные входы D, J, К подавать сигналы с тумблерных регистров, а на входы С - с формирователя одиночных сигналов положительной полярности.
2. Для работы в динамическом режиме на входы R, Sподавать сигналы с тумблерных регистров. Осциллограммы снимать на выходах Q, (в М - S-триггерах двух ступеней) в одном масштабе со всеми входными сигналами. Синхронизацию осциллографа осуществлять сигналами с выхода Q. На вход С подавать сигналы СИ1 положительной полярности.
3. Собрать асинхронный T-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
4. Собрать синхронный (тактируемый) RS-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
5. Собрать синхронный D-триггер. Исследовать в статическом режиме. Составить таблицу переходов.
6. Собрать по способу M-SJK-триггер на элементах И-НЕ. Исследовать в статическом и динамическом режимах. Составить таблицу переходов и снять осциллограммы.
7. Исследовать в статистическом и динамическом режимах триггер в интегральном исполнении (JK-тригерра Т1- Т4 и D-триггера Т5 - Т12 лабораторного стенда). Составить таблицы переходов и снять осциллограммы. JK-тригтера и D-триггера. Сравнить с ранее полученными результатами.
Литература основная: [3-6]; дополнительная [8].
Тема Параллельный, последовательный и универсальный регистры
Лабораторная работа 10
Цель работы: Ознакомиться с принципом действия параллельного, последовательного и универсального регистров.
Вопросник
-
Какие виды регистров вы знаете? -
Перечислите основные параметры регистров. -
Перечислите назначения выводов микросхемы К155ИР1. -
Нарисуйте схему восьмиразрядного регистра, составленную из регистров, которые применяются в данной работе. -
Как можно использовать сдвигающий регистр в качестве распределителя импульсов?
Задание:
-
На стенде УМ -31 собрать регистры -
Установить перемычку, замыкающую штырьки X1 и X2. Переключатели SA1, SA3 и SA5 должны находиться в нижнем положении, соответствующем логическому нулю («0»). SB1 в нажатом состоянии - «0», в отжатом - «1». Если HL1, HL2 светятся, то это соответствует логической «1», если не светятся - логическому «0». -
Составить диаграмму состояний для всех регистров
Методические рекомендации по выполнению заданий
Для выполнения работы необходимо собрать схему универсального регистра. Данный регистр может выполнять все описанные выше функции в зависимости от состояния разрешающих сигналов Р1 и Р2.
Для формирования кода входного числа X = х1х2х3x4и разрешающих сигналов Р1-Р4используют тумблерные регистры стенда (ТР1 - ТР7). Сигналы сдвига в записи информации формируются генератором одиночных импульсов (ГОИ) (положительной полярности), вход которого синхронизируется серией СИ1. В качестве недостающих элементов 2И-НЕ можно применять элементы ЗИ-НЕ и 4И-НЕ, объединяя их входы. Для индикации состояния регистра (Т1-Т4) используются индикаторные лампы стенда (горящая лампа - "1", потухшая - "0").
При показанном на рисунке подключении тумблерных регистров на гнезде "+" формируется уровень "1", а на гнезде "0" - уровень "0" при переключении тумблерного регистра в верхнее положение.
1. Запись слова Х= ххх2х3x4в регистр параллельным кодом, считывание слова из регистра в прямом и обратном кодах:
а) записать входное слово Хiв регистр параллельным кодом. Для этого на тумблерных регистрах ТР3-ТР6 набрать входное слово, с помощью ТР7 сформировать сигналы Р2 = 1, Р, =0 и при подаче одного ТИ (нажатием ГОИ кнопки ПУСК слово Xiзапишется в регистр Т1-Т4
б) считать слово из регистра в прямом коде. Для этого с помощью ТР1 сформировать сигналы Р3 =1,Р4=0. На индикаторных лампах Л1-Л4 отобразится содержимое регистра;
в) результаты занести в табл. 2:
Таблица 2
Входное слово Х | Выходное слово Y | |
Прямой код | Обратный код | |
x1 x2 x3 x4 | y1 y2 y3 y4 y1 y2 y3 y4 | |
x1 | | |
x2 | ||
x3 | | |
x4 |
г) считать слово из регистра в обратном коде. Для этого с помощью ТР1 сформировать сигналы Р3= 0, Р4 = 1;
д) результаты занести в табл. 1.5.1.
Действия по п.1а - 1д проделать для всех слов (X1-Х4).
2. Запись слова X1в регистр последовательным кодом, преобразование последовательного кода в параллельный:
а) установить регистр в "0", для чего проделать п. 1а при X= 0000.
Сформировать сигналы Р3 = 1, Ра = 0;
б) записать входное слово X1в регистр последовательным кодом. Для этого с помощью ТР7 сформировать сигналы Р1= 1,Р2=0.
С помощью ТР2 зафиксировать значение х4 слова X1и подать один ТИ (нажать на кнопку ПУСК ГИ). Разряд х4 слова X1запишется в Т1. Затем таким же образом записать х3, х2, x1 слова Xi. После четырех ТИ слово Xiокажется записанным в Т1—Т4. После каждого ТИ фиксировать состояние регистра в табл. 2 в прямом коде. Проделать п. 2а и 2б для всех входных слов Х1 –X4.
Таблица 3
Состояние регистра | ||||
ТИ | X1= | X2= | X3= | X4= |
y1 y2 y3 y4 | y1 y2 y3 y4 | y1 y2 y3 y4 | y1 y2 y3 y4 | |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
3. Преобразование параллельного кода в последовательный:
а) записать в регистр входное слово Xiпараллельным кодом. Для этого выполнить п. 1а: