Файл: Особенности функционирования финансовой системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям роль и значение денежно-кредитных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают.

Финансово-кредитная система - одна из тех отраслей экономики, где рыночные механизмы работают наиболее эффективно. Финансовая и, прежде всего, бюджетная система оказывают значительное влияние на рост валового внутреннего продукта и его основной части национального дохода, на развитие предприятий и секторов национальной экономики и материальное положение широких слоев населения. Основным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль. Не менее важным для обеспечения расширенного воспроизводства в национальной экономике является усиление денежного обращения и деятельности кредитной системы страны.

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов.

Актуальность данной темы курсовой работы определяется необходимостью учета направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Сегодня финансовая система является предметом многочисленных дискуссий. К проблемам современного общества, которые призвана решать финансовая система, относятся: недостаточные темпы экономического развития, диспропорции в развитии экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, чрезмерная социальная напряженность, которая отрицательно влияет на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей личности и тому подобное.

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовой системы Российской Федерации, её структуры и перспектив развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрыть сущность финансовой системы.
  2. Определить основные структурные элементы финансовой системы.
  3. Проанализировать текущее состояние финансовой системы Российской Федерации и пути развития.

Методы: анализ и синтез, классификация, сканирование, обобщение.

Курсовая работа включает три раздела. В первой главе «теоретические основы финансовой системы» изучается социально-экономическая сущность и функции финансов, приводится понятие финансовой системы и ее состав. Во второй главе рассматриваются характеристики звеньев финансовой системы. В третьем разделе рассматриваются пути совершенствования финансовой системы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие финансов и финансовой системы

В условиях возникновения рыночных отношений государство активно использует в управлении обществом такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и тому подобное.

В экономической и юридической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах[5]:

  • как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для выполнения своих задач.

Финансы - это не сами деньги, а отношения между людьми по формированию, перераспределению и использованию денежных фондов. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением богатства. А также средство стимулирования развития государства. Следует иметь в виду, что финансы и финансовые отношения являются обязательно денежными отношениями, но не все денежные отношения являются финансовыми.

Финансы Российской Федерации - это экономические отношения для создания, распределения и использования фондов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением социальных потребностей.

Общество не может существовать без постоянного воспроизводства пищи, одежды, жилья и социальной сферы. Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен и потребление), которые опосредованные деньгами в современном обществе. В настоящее время деньги, являясь основной концепцией товарной экономики, становятся важнейшей категорией всей экономической системы и главным элементом денежной экономики страны. Понятие «денежная экономика страны» идентично понятию «финансы», принятой в западной терминологии.


Финансы определяются как один из основных элементов экономических отношений, предметной областью которых является процесс формирования, распределения и использования фондов в целях выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов хозяйствования.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и дальнейшего использования финансовых ресурсов, составляет финансовую систему общества[7].

В советский период в структуре финансовой системы обычно выделяли две подсистемы: финансы предприятий и секторов национальной экономики и общие государственные финансы. Иногда к ним добавляли государственные займы как отдельную подсистему. Сравнительно простая система финансов в СССР отвечала текущей финансовой политике. Осуществление в России рыночных реформ, реализация принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выбор новых звеньев в финансовой системе (рисунок 1). В общем, вся финансовая система состоит из трех больших подсистем[10]:

1) государственные финансы;

2) страхование;

3) финансы субъектов хозяйствования (предприятий).

Эти расширенные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов получения дохода и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более конкретные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают[8]:

  • бюджетная система;
  • внебюджетные средства;
  • государственный заем.

2. Страхование включает:

  • личное страхование;
  • страхование имущества;
  • страхование ответственности.

3. Финансы субъектов хозяйствования включают:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансовые посредники (кредитные учреждения, частные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения);
  • Финансы некоммерческих организаций.

Рисунок 1 – Финансовая система Российской Федерации [9]

Процесс организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, определяет ключевую роль финансовой системы государства.

Финансовая система России построена в соответствии с принципами [11]:

    • сочетание территориального и отраслевого подходов;
    • обеспечение необходимого уровня финансовой независимости региональных финансовых органов при сохранении централизованного управления системой в целом;
    • четкая дифференциация управления в сферах движения финансовых ресурсов.

1.2. Современный состав и структура финансовой системы

Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Финансовая система состоит из трех основных элементов:

  1. Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (сама финансовая система в узком смысле).
  2. Совокупность денежных фондов, созданных в каждом звене.
  3. Система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Первая сфера, где нужны финансы - это государство. Система, по которой правительство собирает и тратит средства, называется государственными финансами.

В дополнение к государству существуют различные виды предприятий, следовательно, вторая сфера называется финансами предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья область - это другие деньги (включая финансы страхования).

Состав первой сферы[12]:

  1. Федеральный бюджет.
  2. Внебюджетные фонды (средства, которые сосредоточены в руках негосударственных, но государственных организаций):
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные для оплаты отпусков, больничных и др.);
  • Фонд общеобязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими средствами, поскольку они накапливают колоссальные средства, которые правительство может использовать в собственных целях.

  1. Государственный заем.

Состав второй сферы (финансы предприятий):

  1. Финансы предприятий, работающих на коммерческой основе.
  2. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.
  3. Финансы общественных объединений (профсоюзы, политические партии, государственные фонды).

Страхование – это специфическая сфера, которая имеет свой состав:

  1. Социальное страхование.
  2. Личное страхование.
  3. Страхование имущества.
  4. Страхование ответственности.
  5. Страхование деловых рисков.

Дифференциация финансовой системы на отдельные звенья обусловлено разницей в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов. Каждое звено в финансовой системе имеет свои специфические формы и методы формирования и использования средств и доходов.


Финансовые системы разных стран имеют разный состав, который определяется различными государственными структурами и организационно-правовыми формами.

Как отмечалось ранее, классификационной особенностью такого разделения является роль субъекта в общественном воспроизводстве. Согласно этому критерию существуют различия в потребностях в финансовых ресурсах и, соответственно, в финансовых средствах.

Итак, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг.

Для осуществления своей деятельности им нужны финансовые ресурсы, которые обеспечивали бы производственный процесс, необходимое количество денег[14].

Таким образом, субъекты хозяйствования будут характеризоваться такими финансовыми отношениями, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и услуг.

Каждая сфера финансовой системы, в свою очередь, имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают источником финансовой системы, поскольку именно в этой области происходит формирование первичного дохода и финансовых ресурсов, начинаются другие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений в сфере хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности предприятия. Это влияет на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Некоторые организации, как цели своей деятельности преследуют прибыль, они являются коммерческими. Кроме коммерческих организаций для нормального функционирования общества, организации необходимы для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и иных социально необходимых благах. Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им нужны только для осуществления уставной деятельности. Это также влияет на состав финансовых отношений, участниками которых являются организации.

Таким образом, в сфере субъектов хозяйствования выделяются следующие звенья[16]:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.
  • сфера финансов государственных и муниципальных финансов состоит из двух звеньев:
  • финансы государственного бюджета;
  • финансы внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона, финансовый план государства (перечень доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.