Файл: Особенности функционирования финансовой системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансов и финансовой системы
1.2. Современный состав и структура финансовой системы
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Государственные и муниципальные финансы
2.3. Финансы хозяйствующих субъектов
В кратко- и среднесрочной перспективе возможно массовое финансирование, на наш взгляд, на основе банковского займа. Надлежащая финансовая трансформация силами финансового рынка является проблематичной в современных российских условиях.
Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием ряда факторов, для устранения которых (в условиях ограниченных возможностей для ускоренной капитализации банковского сектора) необходимо, прежде всего, скорректировать существующий режим денежной массы и создания механизмов рефинансирования коммерческих займов, а также государственная поддержка элементов рыночной инфраструктуры, способствующие структурированию долга реальной экономики.
Акцент на развитии банковского кредита не отрицает внимания к проблемам рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и в определенной степени новые высокотехнологичные отрасли могут и должны получать финансирование с рынка; кроме того, для них важна его ориентировочная функция. Во-вторых, существует большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, в первую очередь, финансовые учреждения с иностранным капиталом, благодаря которым формируется уровень российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок действительно является основой финансового перераспределения [31].
В российской экономике, как и в любой другой рыночной экономике, ключевую позицию в управлении государством играет денежно-кредитное регулирование.
Денежно-кредитную политику в России осуществляет правительство в лице Центрального банка России (далее – Банк России). Денежно-кредитное регулирование направлено на регулирование спроса и предложения денег в стране. Вопрос эффективности денежно-кредитного регулирования очень актуален, тем более в такое нестабильное для России время.
Целями денежно-кредитной политики являются поддержание стабильности цен, рост занятости населения и рост производительности за счет механизмов воздействия на денежную массу в обращение.
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Она, как и другие виды политики, направлена на сглаживание циклических колебаний экономики. Денежно-кредитная политика представляет собой способ регулирования народно-хозяйственных процессов для стабилизации экономической ситуации.
Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста и равновесия платежного баланса.
Банк России, реализуя денежно-кредитную политику, влияет на валютный курс, процентные ставки и на общий объём ликвидности банковской системы, а, следовательно, экономики. Решение данных задач поможет стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне, тем самым координируя свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика формируется на основе приоритетов правительства.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка РФ определяются Конституцией РФ.
Функции Центрального банка РФ зафиксированы в законе "О Центральном банке РФ (Банке России):
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает правила расчетов в РФ;
- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
- определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ и т.д.
Важнейшей функцией ЦБ РФ считается разработка и реализация единой денежно-кредитной политики, направленная на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, низкую инфляцию (ниже 3%), полной занятости населения и роста реального объема производства путём воздействия на количество денег в обращении. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Центральный банк РФ.
Проводя денежно-кредитную политику, Банк России создаёт объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующее их трансформации в производительные инвестиции. Такими предпосылками являются:
- финансовая стабильность;
- противодействие инфляции;
- поддержание устойчивости денежной системы и стабильного курса национальной валюты.
Однако денежно-кредитная политика сталкивается со значительными трудностями. Основная проблема заключается в том, что среди экономистов до сих пор не существует согласия относительно таких базовых монетарных концепций, как дефиниция денег, денежный спрос и денежное предложение.
Денежно-кредитная политика должна быть чётко увязана с бюджетом и налоговой политикой, а также с финансированием государственного бюджета.
Одной из наиболее обсуждаемых проблем является вопрос выбора наиболее эффективного режима денежно-кредитной политики, особенно для стран с переходной экономикой. В ходе решения этой проблемы, как правило, обосновываются преимущества и недостатки каждого из известных режимов, а в качестве практических рекомендаций чаще всего рассматриваются меры в различных областях экономики, реализация которых является желательной либо необходимой для эволюционного перехода к более совершенному монетарному механизму.
Следующая проблема: нет согласованности в государственной политике, хотя она должна быть направлена на выполнение задач и функций государства.
Самая главная проблема в том, что инфляция может быть вызвана не только увеличением денежной массы в обращении (инфляция спроса), также есть инфляция предложения. Инфляция предложения всегда вызвана немонетарными причинами. Стоит учитывать опыт прошлых лет. В 90-е годы в условиях инфляции предложения росли цены на электроэнергию, сырье и коммунальные услуги, а правительство долгое время боролось с инфляцией спроса, еще больше раздувая инфляцию, так как инфляция предложения – это самовоспроизводящийся процесс, который развивается по спирали. Увеличивалась денежная масса, поднималась цена на ресурсы, что, в свою очередь, вызывало увеличение цен. В режиме инфляционного таргертирования Банк России способен контролировать только инфляционное ожидание и монетарную инфляцию. Сейчас наблюдается совершенно другое. Цены растут в связи с политическими события и введенными санкциями со стороны Евросоюза и США.
Еще одна проблема – инфляционное ожидание, это один из ключевых элементов в макроэкономических моделях при воздействии на денежно-кредитную политику. Важно сопоставление инфляционных ожиданий, рассчитанных в модели, и ожиданий экономических агентов в реальности. Хотя режим таргетирования инфляции позволяет Банку России контролировать инфляционное ожидание, существует огромная пропасть между Банком России и населением. Председатель Банка К.В. Юдаева отметила: «Банк России не имеет репутацию банка, способного контролировать инфляцию. Достижение такой репутации – важнейшая задача Банка России ». Режим таргетирования направлен на постоянную публикацию данных Банка о текущем темпе инфляции в «Докладах о денежно-кредитной политике». Информирование населения о текущих темпах инфляции и ее предсказуемый рост в будущем позволят гражданам правильно использовать свои денежные ресурсы и предотвратить инфляционное ожидание. Но неспособность денежно-кредитной политики соответствовать заданному диапазону инфляции приведет к недоверию граждан. Весь режим таргентирования будет для российской реальности неэффективным. Решение проблемы лежит на поверхности. Банку России необходимо немного завышать уровень прогнозируемой инфляции, так как экономика России нестабильна. Еще вариант – большая информированность населения о деятельности Банка России и его кредитно-денежной политике.
Отличительной особенностью режима инфляционного таргетирования является свободно плавающий валютный курс. Банк России, отказываясь от валютной интервенции, подвергает экономику экзогенной инфляции, а она, как известно, связана с импортом и экспортом товара. Так как наша страна пока еще является сырьевой и зависимой от импортных товаров, то без контроля валютного курса инфляция будет возникать. Только теперь Банк России не сможет ее регулировать, так как валютный курс плавающий. Режим валютного таргетирования эффективен в развитых экономиках, которые не являются сырьевыми.
Россия сравнительно недавно перешла в рыночную экономику, и не все механизмы работают по рыночным условиям. Требуется изучение мирового опыта в условиях рыночной экономики. Но нельзя использовать то, что использовали другие государства, без учета особенностей формирования и развития данного государства. Не всегда западный опыт бывает полезен и применим в России.
Реальность рыночной экономики России такова, что режим инфляционного таргетирования в чистом виде применять нецелесообразно. Это, собственно говоря, и делает Банк России. России пока лучше использовать другие приемы денежно-кредитного регулирования для сдерживания инфляции, а не уходить в режим таргетирования. Да, он действительно эффективен, но не для нашей страны с ее слабым рыночным механизмом. Стране нужно время для полного перехода к полноценной рыночной экономике и режиму инфляционного таргетирования. Важно понять, чем вызвана инфляция, и если это не монетарные причины, их следует рассматривать не Банку России, а правительству.
Таким образом, эффективность денежно-кредитной политики зависит не только от того, с помощью каких инструментов осуществляется воздействие на денежно-кредитную систему, но и от условий функционирования и состояния экономики в целом.
Подводя некоторые итоги, отметим пути совершенствования денежно-кредитного регулирования.
1. Необходим механизм связывания денежной массы товарной. Денежная эмиссия подразумевает не «раздачу» денег, а создание условий, при которых денежная ликвидность становится доступной населению и бизнесу. Другими словами, здесь работает принцип «не дать», а «дать возможность заработать». Учитывая природу денег, основным каналом накачки экономики ликвидностью является кредит. Однако важным является не только рост кредитных портфелей коммерческих банков, но и их структура (ипотечные, потребительские, инвестиционные или автокредиты).
2. Необходимо выравнивание уровней доходностей в финансовом секторе и реальной экономике.
3. Экономика страны нуждается в денежной эмиссии, независимой от внешнего сектора и мировой конъюнктуры. Хозяйству необходимы дешевые средства обмена, обращения, средства платежа, средства сохранения стоимости, т.е. деньги как ликвидность и как капитал.
В заключение хотелось бы отметить, что кредитно-денежная политика играет огромную роль в экономической жизни государства.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита.
Конечной целью денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.
Федеральный бюджет Российской Федерации является главным звеном финансовой системы государства, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. Тема работы актуальна, потому что бюджет имеет огромное значение в функционировании государства, является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
21 ноября 2019 года Государственной думой был принят Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Одобрен 25 ноября 2019 года Советом Федерации.
Министерство финансов представило основные приоритеты государственного бюджета на 2021 год. Рассмотрим ключевые приоритеты.
Большую часть ассигнований занимают вопросы социальной политики граждан Российской Федерации (56% от общего объёма), а именно: пенсионное обеспечение (74%), материальное обеспечение некоторых категорий граждан (инвалидов, ветеранов), доплаты к пенсиям, выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, обеспечение граждан пенсионными выплатами в республике Абхазия, Южная Осетия и прочие социальные ассигнования. К 2022 году планируется увеличение ассигнований социальной политики на 15% по сравнению с 2020 годом.
Следующей, не менее важной статьей является обслуживание государственного (муниципального) долга (15% от общего объёма ассигнований), а именно: управление внутренним долгом (80%), управление внешним долгом (20%), развитие государственных программ по дотациям выравнивания финансовых возможностей бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. К 2022 году планируется увеличение ассигнований на обслуживание государственного (муниципального) долга на 2% по сравнению с 2020 годом.