Файл: Особенности функционирования финансовой системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие финансов и финансовой системы
1.2. Современный состав и структура финансовой системы
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Государственные и муниципальные финансы
2.3. Финансы хозяйствующих субъектов
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством накопления финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержать государственный аппарат, армию, осуществлять социальные мероприятия, выполнять приоритетные экономические задачи, то есть выполнение государством присущих ей функции.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Государственные и муниципальные финансы
Государственные финансы – важная сфера финансовых отношений, функционирующая на государственном уровне и связана главным образом с процессом перераспределения национального дохода для осуществления экономических, социальных и политических функций государства. Согласно экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения, субъектами которых являются государство, предприятия, организации, учреждения, граждане для формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использование на расходы расширенного производства, потребности в обороне и управлении. Они служат для удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых ресурсах.
Если при группировке финансовых отношений мы исходим из уровня государственного управления экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов Российской Федерации можно представить в следующем виде (рис. 2).
Государственные финансы – важная сфера финансовых отношений, которая функционирует на государственном уровне и в основном связана с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономических, социальных и политических функций государства. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения, субъектами которых являются государство, предприятия, организации, учреждения, граждане по формированию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использование на расходы расширенного производства, обороны и нужды управления. Они служат для удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых ресурсах.
Если при группировке финансовых отношений мы исходим из уровня государственного управления экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов Российской Федерации можно представить в такой форме (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура государственных финансов России
Основными проблемами в сфере финансов являются:
-
- дисбаланс между бюджетами всех уровней и государственными бюджетами внебюджетных фондов;
- необходимость совершенствования налоговой системы;
- повышение эффективности использования государственного и коммунального имущества;
- обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
- усиление финансового контроля и тому подобное.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации представляет собой сочетание федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, что регулируются законодательством РФ.
Государственный бюджет является центральным звеном в сфере государственных финансов. Бюджеты играют важную экономическую, социальную и политическую роль в процессе воспроизводства, в перераспределении национального дохода между секторами.
Ресурсы, мобилизованные в федеральном бюджете, предназначенные для финансирования сложных государственных программ. По своим параметрам государство регулирует темпы экономического развития, а также отношения с территориями. Перераспределение доходов между административными территориями страны способствует выравниванию экономического и социального развития страны.
Важнейшие национальные расходы и мероприятия финансируются из федерального бюджета:
- национальная оборона;
- управление затратами, связанными с деятельностью высших законодательных и исполнительных органов страны;
- атомная промышленность;
- наука;
- внешнеэкономическая деятельность.
Основным звеном финансовой системы являются государственные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий; предоставление бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае безработицы, потери трудоспособности и тому подобное. Важность этой связи особенно возрастает в условиях финансовой и экономической нестабильности в стране. Возникновение внебюджетных средств связано с необходимостью иметь целевые источники средств, независимо от принятия или отклонения государственного бюджета, предназначенных для удовлетворения важнейших «социальных нужд», прежде всего социального обеспечения.
Внебюджетные фонды организуют мобилизацию и использование средств в размере и на цели, регулируемые государством. Их основной целью является финансирование определенных событий с помощью специальных целевых взносов.
При переходе к рыночным условиям хозяйствования сформировались такие внебюджетные социальные фонды: пенсионное, социальное страхование, общеобязательное медицинское страхование. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как независимые финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансировать социальные услуги, предоставляемые населению.
Наряду с государственными внебюджетными социальными фондами создаются экономические фонды для удовлетворения потребностей государства в решении экономических проблем. Организационно внебюджетные фонды отделяются от бюджетов и имеют определенную степень независимости.
Также важным звеном государственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком средств и юридическими и физическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования централизованного фонда.
2.2. Страхование
Из фондов, традиционно связанных с учреждениями социального страхования, в нашей компании действуют такие:
-
- пенсионный фонд, который имеет достаточно разнообразные функции, в основном не связаны со сферой социального страхования;
- фонд социального страхования, также не может служить основой для создания слаженной системы социального страхования в России;
- фонд занятости, главной задачей которого должно быть страхование от безработицы;
В России не существует такого важного вида социального страхования, как страхование от несчастных случаев.
Из-за разницы в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются средства на материальное обеспечение лиц, не имеющих физической работоспособности или имеют ее, но не могут ее реализовать по разным причинам.
Социальное страхование как финансовая категория – это часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в социальном труде.
Имущественное страхование – это отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений является имущество в различных формах. Имущество понимается как совокупность вещей и материальных ценностей, которыми располагает и управляет физическое или юридическое лицо. Имущество включает деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иное имущественное удовольствие от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации специального страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни, трудоспособности и здоровью человека.
Страхование ответственности является самостоятельной сферой страховой деятельности. Объектом страхования здесь есть ответственность страхователя по закону или в силу договорных обязательств перед третьими лицами за причинение им вреда.
Страхование бизнес-рисков - это новая отрасль страхования для России. Этот вид страхования начали осуществлять альтернативные страховые компании (акционерное, кооперативное, взаимное, ведомственное).
2.3. Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы субъектов хозяйствования или финансы организаций и предприятий различных форм собственности является относительно самостоятельным звеном в финансах. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государственными правилами формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.
В области финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы посредников. Финансовые отношения каждого из этих связей имеют специфические особенности, связанные с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, собственностью на имущество и выполнением обязательств.
Финансы предприятий является одной из важных звеньев в финансовой системе Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
Промышленные предприятия в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного экономического (коммерческого) расчета.
Экономический (коммерческий) расчет промышленных предприятий базируется на трех принципах: финансовая независимость, прибыльность, самофинансирование с полученной прибыли.
Финансы предприятий является не просто одной из составляющих звеньев финансовой системы, а на самом деле является одной из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней решающее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создается валовой внутренний продукт и национальный доход, который в будущем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственную и социальную сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Однако не все предприятия (организации) основывают свою работу на принципах коммерческого учета. Гражданский кодекс РФ разделяет юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Учитывается главное назначение. Процедура использования полученной прибыли также является критерием такого разграничения.
Таким образом, в области финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
- финансирование предприятий, работающих на коммерческой основе;
- финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;
- финансы государственных и коммунальных предприятий;
- финансы общественных организаций (ассоциаций).
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в объеме, необходимом для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий являются основой микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Общее положение финансовой системы в значительной степени зависит от состояния финансов предприятий. Они позволяют управлять оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Бюджет обеспечивает финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны и окружающей среды.
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Главной целью развития российской финансовой системы в ближайшее время является рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Экономический рост, несомненно, возможно без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса, но его нельзя сделать устойчивым.