Файл: Проблемы и тенденции формирования системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих (Анализ развития и проблем системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты переподготовки и повышения квалификации государственных служащих
1.1 Понятие, структура, основные особенности кадрового потенциала в государственной службе
1.2 Цели и проблемы переподготовки государственных служащих
Государство на протяжении уже многих лет старается снизит уровень коррупции в стране, в частности коррупции среди чиновников, должностных лиц на муниципальной и государственной службе. Такой метод будет очень уместен в этой задаче и поможет на ранних стадиях выявить склонность личности к коррупции, девиантному поведению.
- Проблема качества профессионального уровня муниципальных служащих остается одной из самых важных в сфере местного самоуправления. На основе контент-анализа выявилось, что большинство из опрошенных муниципальных служащих не имеют профильного образования «Государственное и муниципальное управление». Для поддержания профессиональных компетенций, знаний в своей профессиональной деятельности мы предлагаем пройти обучение по профилю «ГМУ». Можем предложить вариант пройти заочный курс, рассчитанный на 5 месяцев (620 часов) с применением дистанционных образовательных технологий. Стоимость такого курса составит 19 500 рублей, если составить ближайший набор на июнь 2019 года, а так 25 700 рублей. На сайте можно подробнее ознакомиться с графиком учебного плана, отчетностью [36]. По окончанию выдается диплом о профессиональной перепереподготовки и присвоение квалификации специалиста по государственному и муниципальному управлению. Пройти дистанционное обучение без отрыва от производства в Уральском институте профессиональной перепереподготовки.
Ниже представлена таблица с прайсом.
Таблица 3.1 - Прайс обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление»
Название организации |
Стоимос ть обучени я (руб.) |
Присваиваемая квалификация |
Форма обучения |
Продолжительность обучения |
Выдаваемый документ |
Международный институт делового администрирования и государственного управления (АНОДПО «МИДАГУ») |
19 500 (25 700) |
Специалист по государственно му и муниципальному управлению |
дистанцио нно |
5 месяцев (620 часов) |
диплом о профессионально й перепереподготовки |
Уральский институт профессионал ьной переподготов ки («УИПП») |
13000 |
Специалист по государственно му и муниципальному управлению |
дистанцио нно |
(516.часов) |
диплом о профессионально й перепереподготовки |
Деньги на прохождение программ по перепереподготовки должны быть заложены в расходах на повышение квалификации [9,10].
Проанализировав интервью начальника отдела кадров, выявилась проблема в том, что ему не хватает профессиональной переподготовки в управлении персоналом, теоретических знаний управления людьми и правильному выстраиванию работы отдела. Можно предложить пройти переподготовку по направлению «ГМУ» или «Управление персоналом». Предлагаем вариант дистанционного обучения на 2 месяца либо 272 часа или 372 часа, по окончанию выдается диплом о профессиональной подготовке специалиста по управлению персоналом. Стоимость обучения такого курса от 7000 до 8500 рублей. С этим курсом обучения можно ознакомиться на официальном сайте академии бизнеса и управления системами (АБ и УС) [15]. Либо выбрать другую организацию, например Профакадемию, в ней предлагаются другие часы обучения и другая стоимость. Более подробно можно ознакомиться на официальном сайте [46].
Ниже представлена таблица предлагаемых курсов обучения.
Таблица 3.2 -Прайс обучения по направлению «Управление персоналом»
Название организации |
Стоимость обучения (Руб) |
Присваиваемая квалификация |
Форма обучения |
Продолжительность обучения |
Выдаваемый документ |
АБ и УС (академии бизнеса и управления системами) |
7000 |
Специалист по управлению персоналом |
дистанционная |
2 мес (272 ч.) |
Диплом о профессионально й переподготовке |
8500 |
Специалист по управлению персоналом |
дистанционная |
2 мес (372 ч.) |
Диплом о профессионально й переподготовке |
|
Учебный центр профессиональной перепереподготовки и повышения квалификации (Профакадемия) |
9900 |
Специалист по управлению персоналом |
дистанционная |
(288 ч) |
Диплом о профессионально й переподготовке |
14900 |
Специалист по управлению персоналом |
дистанционная |
(520ч) |
Диплом о профессионально й переподготовке |
Пройти такое обучение можно за свои личные средства или за счет финансовых средств выделенных на расходы по повышению квалификации [9,10].
Анализируя должностную инструкцию начальника отдела кадровой и муниципальной службы, в квалификационных требованиях ничего не сказано о профильном образовании. Поэтому мы предлагаем прописать наличие профильного образования «Управление персоналом» или «ГМУ». Это нужно для того чтобы избежать на этой должности не компетентного сотрудника, управленца. Наличие профильного образования поможет лучше, качественнее выполнять свои должностные обязанности, быть настоящим специалистом своего дела. Лучше разбираться в специальных знаниях, документах, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности:
а) знание Трудового кодекса и нормативные акты;
б) владение навыками делового письма;
в) знание процедуры приема и увольнения сотрудников;
г) владение приемами проведения расчетов, необходимых в кадровом
делопроизводстве;
д) умение оформлять и знать назначение кадровых документов и форм отчетности;
ж) знает порядок проверки заполненных форм кадровых документов.
Лучше знает, как устанавливать деловые отношения, как правильно организовывать работу, использовать аналитическое мышление, которые помогут предотвратить ряд ошибок, предлагать новые идеи для развития кадрового потенциала. Такой квалифицированный начальник кадрового и муниципального управления стремиться к высоким результатам своей профессиональной деятельности, заинтересован в повышении своего профессионального уровня знаний и компетенций.
Интервью у эксперта в области кадров - начальника отдела кадровой и муниципальной службы указало на то, что начальник плохо осведомлен о новой, актуальной информации касающейся его профессиональной деятельности. Есть необходимость отслеживать актуальные изменения по кадровым вопросам, управления персоналом, развитии кадрового потенциала. Предлагаем в должностной инструкции начальника отдела кадровой и муниципальной службы прописать важность отслеживания, знания актуальной информации по сфере его профессиональной деятельности.
По результатам контент-анализа, анализа внешней ситуации формирование тем повышения квалификации нуждается в доработке. Мы предлагаем возложить на отдел кадровой и муниципальной службы формировать списки тематик повышения квалификации для каждого муниципального служащего в зависимости от их профессиональной деятельности, заинтересованности и нужности для дальнейшего профессионального становления, развития. Эти списки направлять в ИФНС России №9. Это необходимо чтобы те, кто разрабатывает список тем повышения квалификации учитывали фактор необходимости и желание развиваться в определенных вопросах, отраслях муниципальных служащих. Чтобы сформированный список был действительно необходим, нужен и уместен для развития муниципальной службы. Сейчас для муниципальных служащих актуальным является: социально-экономическая тематика, информационные технологии в муниципальной сфере. В перспективе антикоррупционная тематика и организационно - контрольная тематика.
Внедрить в ИФНС России №9 составленные и предложенные нами: контекстную модель управления персоналом; схему «управление персоналом»; диаграмму процесса управления персоналом. Такие модели наглядно показывают процессы, которые происходят в организации, по ним можно ориентироваться и совершенствовать систему управления персоналом и дальнейшее развитие кадрового потенциала.
Средств на программы повышения квалификации не хватает, поэтому необходимо повысить эффективность расходования финансовых средств на финансирование программ по повышению квалификации муниципальных служащих. Расходы на содержание муниципальной службы предусматриваются в местном бюджете. Чтобы пополнить местный бюджет и выделить средства на повышение квалификации муниципальных служащих можно через аренду земельных участков. Выявлять неиспользуемые земельные участки, поставить их на учет и предоставлять юридическим и физическим лицам в аренду, такой метод законодательством не запрещается.
Для повышения престижа высококвалифицированных кадров мы предлагаем проводить конкурс профессионального мастерства для муниципальной службы. Муниципальные служащие смогут повысить стандарты профессиональной переподготовки, стать лучшими в выбранной профессии, научиться профессиональному мастерству, деловому общению. Такие конкурсы надо проводить на межрегиональном, межобластном уровне, обмениваться опытом и сообща решать задачи по развитию кадрового потенциала муниципальной службы. Задача такого мероприятия состоит в развитие кадрового потенциала муниципальной службы через улучшение, развитие навыков и компетенций. Такое мероприятие будет проходить раз в год, все желающие муниципальные служащие смогут поучаствовать.
Муниципальные служащие должны быть профессионалами в своей деятельности, брать ответственность, принимать решения. Но без «мягких» навыков (soft-skills) это не приведет к масштабированию успеха. Многие задумывались над тем, что они бы хотели всегда хорошо говорить, выполнять какие либо задачи, выступать, принимать решения, решать сложные вопросы, хорошо зарабатывать, уметь убеждать. За время учебы в школе, институте, к сожалению, мы совсем не обрели навык саморазвития, делали только то, что требовали от нас. Система образования построена так, что требуется только учить, не думая и не совершать ошибок. Отсюда большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою точку зрения, позицию, права, анализировать ситуацию, принимать взвешенные и правильные решения. Происходит то, что многие люди сталкиваются с тем, что обучение для них это ноша. В действительности обучение - это важный, интересный процесс в жизни человека, который хочет развиваться, совершенствоваться, строить свою профессиональную деятельность и стать лучшим в этом [50].
Softskills-навыки позволят быть успешным в любой деятельности. В психологии к «мягким» навыкам относят социальные навыки: умение убеждать, лидировать, находить подход к людям, креативность, эрудированность, личностно развитие, работа в команде, межличностное общение и т.п. Поэтому мы предлагаем развивать Softskills-навыки у муниципальных служащих в целях повышения эффективности от их деятельности, раскрытия каждого муниципального служащего, развития кадрового потенциала муниципальной службы. Так же и не нужно забывать про «твердые» навыки (hardskills), технические навыки, связанные с выполнением определенной деятельностью [40].
Из сочетания «мягких» и «твердых» навыков можно сложить треугольник развития муниципального служащего. Который будет складываться из самой личности (личностные черты, установки), Hardskillsи Softskills. Если придерживаться равновесию, балансу этих составляющих то можно получить, высоко развитого, квалифицированного специалиста.
Тайм- менеджмент направлен на снижение длительности коммуникационных каналов и способствует росту эффективности от сотрудника. Правильно организованная работа во время дня способствует максимально быстро и в срок выполнять необходимые обязанности. Муниципальным служащим стоит поучиться использовать метод тайм-менеджмента. Необходимо создать жесткую регламентацию, переходить на регламентацию, стандартизацию профессиональной деятельности. Должен быть четко выработан алгоритм действий.
Использовать систему 5C- технология создания эффективного рабочего места для улучшения работоспособности, эффективности, тайм- менеджмента. Это интересная японская технология, которая найдет свое применение и в государственной службе при создании, ведении рабочего места сотрудника [19]. Состоит она из 5 слов на букву «с», которые представлены на рисунке.
Рисунок 5- Система 5C
Сортировка заключается в умении отделить нужные предметы от ненужных. Рационально расположи все предметы, поместив их на нужные места. Поддерживай чистоту и порядок рабочего места. За счет стандартизации соблюдай аккуратность верхних трех правил. Выработай у себя привычку установленных процедур и совершенствуй их.
Мы предлагаем обращаться к зарубежному опыту, проводить анализ зарубежного опыта в развитии кадрового потенциала и брать для себя интересные и перспективные идеи, методы, технологии. Уделять, так же как и зарубежные страны, немаловажное внимание формированию высшего слоя профессиональных служащих.
Государственная служба должна рассматривать и применять лучшие практики управления, даже из бизнеса. Лидеры в этом - японские управленцы, которые пропагандируют Кайдзен-философию [11]. Слово «кай» означает перемена, а «дзен» - мудрость. Автором этой концепции является МасаакиИмаи. Слово «кайдзен» означает непрерывное совершенствование, наша жизнь должна быть направлена на постоянное улучшение [38].
Мы предлагаем использовать метод Кайдзен-философии для поддержания высококвалифицированных кадров и развития личности муниципального служащего, что благоприятно и эффективно скажется на его профессиональной деятельности. Это философия непрерывного совершенствования. Сотрудник сам по своей воле совершенствует свою деятельность и знания. При внедрении Кайдзен-философии в управление кадрами муниципальной службы требуется поработать с консультантами (специалистами) в этой философии не менее двух недель и не более года с обязательной практической деятельностью [52].