Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность, предмет и определение понятия «планирования»
1.3 Последовательность основных операций планирования
2. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Характеристика основных документов планирования физического воспитания
3.1 Перспективное планирование
3.3 Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
4.1 Виды педагогического контроля
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.
По сути дела, как уже отмечалось выше, в любом документе планирования в той или иной степени отражены организационные, содержательные и методические аспекты физического воспитания.
3. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В зависимости от продолжительности отрезка времени, на который осуществляется планирование процесса физического воспитания, различают перспективное, этапное и краткосрочное (оперативно-текущее) планирование. Очевидно, чем меньше отрезок времени, на который осуществляется разработка плана, тем детальнее раскрывается его содержание и наоборот. Таким образом, если в перспективном планировании содержатся наиболее крупные узловые моменты, связанные с многолетней подготовкой, то но мере сокращения промежутка времени находят все более детальное выражение поэтапные, а затем и текущие аспекты планирования, позволяющие не только выйти на намечаемые рубежи, но и раскрывающие все основные стороны, технологию достижения поставленной цели.
3.1 Перспективное планирование
Наиболее наглядно многолетнее планирование нашло отражение в "Программе физического воспитания населения СССР". Сформулированы основные исходные положения к разработке программ физического воспитания различных контингентов населения с учетом как возрастного, так и социального статуса.
В качестве целевой установки программы выступает содействие повышению эффективности физической культуры как фактора всестороннего гармоничного развития личности человека, укрепления и сохранения его здоровья.
Программа ориентирована на следующие контингенты: дети раннего возраста (до 3 лет), дошкольного возраста (с 3 до 6-7 лет), учащихся младшего школьного возраста (с 6 - 7 до 10 лет), среднего школьного возраста (с 11 до 15 лет), учащихся старших классов общеобразовательной школы, ПТУ, средних специальных учебных заведений (15 - 18 лет), студенческую молодежь, трудящихся, а также население пенсионного возраста.
Для каждого из указанных контингентов сформулированы задачи, требования, средства, рекомендации по формам замятий, объему и режиму физкультурно-двигательной активности. Cогласно этой программе разрабатываются единые унифицированные государственные программы для определенных контингентов (школьные, вузовские и т.д.). Несмотря на то, что это тоже многолетние перспективные планы и программы, они в определенной степени раскрывают содержание "Программы физического воспитания населения СССР" применительно к контингенту.
На примере комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы рассмотрим типичную структуру унифицированных программ. Ома, как правило, состоит из 3 частей:
1. Объяснительная записка - включает задачи курса физического воспитания и краткую характеристику содержания всех разделов программы.
2. Основная часть состоит из четырех разделов:
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, физкультурные занятия в труппах продленного дня), ориентированные на I-IV, V-Vm и IX-XI классы.
• уроки физической культуры. Это основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Для каждой параллели классов типовой учебный материал содержит:
а) основы знаний (перечень основных тем);
б) двигательные умения и навыки;
в) физические способности;
г) перечень нормативных требований к учащимся;
• внеклассные формы занятий физической культурой и спортом (спортивные секции);
• общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты).
3. Приложения - содержат рекомендации по примерному объему двигательной активности учащихся всех классов, а также перечень упражнений для развития двигательных качеств в самостоятельных занятиях.
Из приведенного примера видно, как основные исходные положения физическою воспитания находят свое дальнейшее развитие в единых унифицированных государственных программах для соответствующих контингентов.
Годовое планирование является как бы промежуточным между многолетним и этапным планированием. Применительно к школьному курсу физического о воспитания в качестве документа планирования разрабатывается план-график учебного процесса. Он составляется на один учебный год преподавателем па основе учебного плана и многолетней профаммы.
Основное функциональное назначение такого плана преимущественно организационное. Здесь главным образом определяется общий порядок организации, проведения занятий в учебном году.
В школе таких планов-графиков одиннадцать в соответствии с количеством лет обучения. В плане-графике указываются:
• общая продолжительность учебной работы в году с выделением по четвертям, месяцам;
• количество часов, отводимых на каждый раздел (гимнастика, легкая атлетика и т.д.) соответственно в году, четверти, месяце;
• отмечаются места проведения занятий (зал, стадион, бассейн и т.д.);
• сроки сдачи контрольных нормативов по каждому разделу учебного плана.
3.2 Этапное планирование
В качестве документа этапного планирования выступает рабочий план. Он составляется преподавателем на основе программы и плана-графика. Здесь более детализированы основные разделы занятия (теория, практика и т.д.). Иногда этапное планирование называют тематическим, что указывает на то, что выбор длительности этапа связан с необходимостью решения каких-либо конкретных задач в рамках относительно самостоятельной стадии педагогического процесса. Поэтому чаще всего длительность этапа в физическом воспитании - от 1 до 2,5 месяцев (четверть или семестр учебного года или их составная часть). В рабочем плане отражены:
- время на каждый раздел на каждом занятии и общее число занятий, но этому разделу (например, на опорный прыжок выделяется по 10 минут на 6 занятиях);
- методическая последовательность обучения, т.е. прохождения материала (разучивание, закрепление с указанием конкретных средств).
Порядок разработки рабочего плана:
1. Конкретизируются задачи, решаемые в четверти, в том числе образовательные, воспитания физических способностей, нравственного воспитания, волевых качеств и т.д.
2. Уточняются контрольные нормативы.
3. Разрабатывается система заданий по отдельным видам упражнений на соответствующее число уроков (табл. 2 прилож.2)
При разработке рабочего плана следует руководствоваться следующими правилами:
- Задачи воспитания отдельных физических способностей изменяются от урока к уроку не так динамично, как задачи обучения (школьная программа), т.к. требуют в ряде случаев длительного времени и большой частоты занятий (например развитие гибкости). Поэтому целесообразно планировать задания на дом.
- В соответствии с закономерностями обучения двигательным действиям на этапе начального разучивания нецелесообразны большие перерывы между уроками. Следует использовать, положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и, наоборот, избегать отрицательного переноса движений в одном уроке (например, прыжок в длину и высоту). Данное положение важно учитывать при распределении учебного материала по урокам.
3. Урок должен оказывать разностороннее воздействие на организм. Как правило, нежелательно использование в одном уроке однотипных по своему влиянию упражнений.
4. Необходимо избегать перегрузки урока новым материалом.
5. В соответствии с ходом освоения нового материала следует предусматривать в рабочем плане различные варианты последовательности прохождения упражнений программы (сетевой график обучения).
3.3 Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование
К данному виду планирования относят недельный план и план-конспект занятия. Как правило: недельный план или план на микроцикл составляется для спортивно-тренировочных занятий, что, как мы уже отмечали выше, пс является предметом рассмотрения в настоящем пособии.
В отдельных случаях при отсутствии достаточно детального этапного планирования целесообразно по данным оперативной опенки предыдущей деятельности и ее результатов вносить соответствующие коррекции в планирование недельною цикла физического воспитания в школе.
Особое значение это приобретает, если планирование предусматривает, кроме классно-урочных занятий, различные формы двигательной активности в режиме школьного дня (физкультурно-гигиеническое и рекреативные формы), секционные (кружковые, групповые) занятия, общешкольные физкультурно-спортивные мероприятия (соревнования и др.) и турпоходы.
В этом случае нагрузка может достигать достаточно значительных величин, что требует ее тщательного продумывания и планирования, аналогично закономерностям, свойственным тренировочному процессу в спорте.
План-конспект урока — составляет преподаватель на основе рабочего плана. Это наиболее конкретный и детализированный документ планирования из всех рассмотренных выше.
Основные мероприятия по разработке плана-конспекта:
- Уточнить основную и частные задачи урока с учетом данных предыдущего занятия, наличия инвентаря, условий, а если занятие планируется на стадионе, то и метеоусловий.
- Начинать планирование надо с разработки основной части занятия:
• в комплексном уроке следует определить рациональную последовательность решения различных задач;
• осуществить выбор упражнений, в том числе разминочных, подготовительных, подводящих, установить их дозировки, методы и методические приемы выполнения упражнений, последовательность реализации;
- продумать организационные формы проведения основной части урока;
• установить продолжительность основной части и определить время на каждую задачу.
3. Оставшееся время распределить между подготовительной и заключительной частями, определить их содержание и методику проведения. (табл. 3, прилож. 2).
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
4.1 Виды педагогического контроля
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.