Файл: Планирование и контроль в физическом воспитании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема планирования и контроля в физическом воспитании чрезвычайно многогранна. Сущность планирования и контроля заключается в том, что наряду с операционным составом самой процедуры разработки плана и системы контроля этот процесс предполагает достаточно четкие и систематизированные знания о направленности, средствах, методах, принципах, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию и т.д. Качественное планирование невозможно без знания основ обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей во всем их многообразии и взаимосвязи.

Одним из наиболее притягательных моментов в планировании является его прикладность, т.е. непосредственная связь с практической деятельностью, с реализацией знаний, умений и навыков в конкретной работе специалиста в области физического воспитания.

Рассмотрев сущность, предмет планирования и его содержательную сторону, мы можем достаточно однозначно определить необходимость планирования.

Предмет исследования: Планирование и контроль в физическом воспитании.

Планирование, намечая желаемую и отвечающую возможностям человека цель, конкретизирует ее через систему соответствующих результирующих показателей, проектирует основные аспекты деятельности человека по ее достижению и тем самым становится инструментом оптимизации всего процесса физического воспитания.

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Сущность, предмет и определение понятия «планирования»

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

В основе планирования лежит принцип целеполагания, т.е. любая организуемая человеком деятельность предполагает наличие целевой установки. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, а в более широком значении деятельность человека.


В физическом воспитании наряду с определением цели и формированием системы мотивов необходимо четко определить и ту деятельность, которая с наибольшей вероятностью ведет к планируемой цели.

Планирование физического воспитания предполагает, во-первых, вероятностное определение цели и, во-вторых, систему заранее разрабатываемых содержательных и методических мероприятий, а также общий порядок построения физического воспитания на соответствующий отрезок времени.

Планирование в физическом воспитании включает:

1. Планирование цели (результирующих показателей).

2. Планирование, "проектирование" того, как будет (или должен) развертываться процесс физического воспитания на пути к результату в данных конкретных условиях на базе присущих ему общих закономерностей.

Рассмотрим отдельные компоненты, входящие в определение планирования физического воспитания.

  1. Планирование цели. При рассмотрении различных аспектов физической культуры мы в качестве одного из ведущих выделяем результативный аспект, который включает в себя всю совокупность приобретений человека в результате воздействия физической культуры. Это физические качества и способности, двигательные умения и навыки, а также специальные знания. В узком смысле это персонализированные приобретения человека. Однако в широком понимании приобретения каждого отдельного человека можно рассматривать и как достояние общества.

Конкретизация цели осуществляется через соответствующие результирующие показатели. В качестве результирующих показателей с учетом целей, задач, масштаба планирования и других особенностей могут выступать:

• нормированные показатели физической подготовленности

• результаты в тестовых и контрольных упражнениях, функциональные сдвиги в организме;

• образовательные результаты физического воспитания (перечень двигательных умений и навыков, знаний и др.).

2. Планирование содержания. (рис.2,прилож. 1)В данном контексте это материал занятий и нагрузка.

• перечень двигательных действий - упражнений, в том числе основных, подводящих, подготовительных;

• состав знаний для освоения.

Что касается планирования нагрузок, то для педагогического планирования в соответствующих унифицированных программах по физическому воспитанию приводят ориентировочные рекомендации по объему и режиму организованной двигательной активности для различных контингентов.

3. Методические мероприятия (рис.3,прилож. 1)Предполагают выбор соответствующих методов физического воспитания для решения поставленных задач. Сюда относятся и неспецифические, общепедагогические методы (словесного и наглядного воздействия), а также специфические методы - методы упражнения (строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный), включая конкретные методы обучения и воспитания двигательных способностей,


4. Общий порядок построения физического воспитания. (рис.4,прилож. 1) Поставив цель, наметив содержание той деятельности, которая должна обеспечить ее достижение, выбрав соответствующие методы, мы получаем возможность разработать общий порядок построения процесса физического воспитания. Сюда с учетом масштаба планирования включают следующее:

• распределение учебного материала во времени;

• выделение основных и дополнительных занятий, установление общего порядка их распределения в рамках "капов, периодов и циклов;

• определение способов организации занимающихся на уроке;

• выбор способов выполнения заданий во времени (одновременно, поочередно, раздельно, слитно и др.), рациональных вариантов взаиморасположения преподавателя, учеников, инвентаря и т.д.

1.2 Требования к планированию

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

2. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.). Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

  1. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.


  1. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.
  2. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
  3. Перспективность предполагает поступательное совершенствование техники выполнения двигательных действий и развитие физических способностей.
  4. Вариативность предусматривает возможность коррекции планов в соответствии с изменяющимися условиями и состоянием контингента занимающихся.

1.3 Последовательность основных операций планирования

В зависимости от масштаба времени, на который осуществляется планирование, содержательная сторона планов будет видоизменяться. Однако общая логика разработки плана в основном сохраняется.

1. Определение цели (задач) деятельности осуществляется с учетом социальных потребностей общества либо индивидуальных установок при их обязательном соответствии реальным возможностям общества (индивида).

2. Определение суммарного времени для решения задач. Совершенно очевидно, что физическое воспитание является важной составной частью всего воспитательного процесса каждого человека. Соответственно из всего лимита времени, которым располагает человек, с учетом того или иного возрастного периода и общего уклада жизни на долю физического воспитания будет отводиться различное время. Важна определенная адекватность между целью (задачами) и временем, выделяемым на физическое воспитание с учетом реальных возможностей достижения соответствующих результатов. Основной критерий - достижение оздоровительного эффекта.

3. Подбор состава средств для решения задач. При этом необходимо руководствоваться научными достижениями, накопленным опытом, знаниями.


4. Определение времени на освоение отдельных средств (в школьной программе это время на средства гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.).

5. Определение последовательности освоения средств по каждому конкретному виду (легкая атлетика, гимнастика).

6. Разработка методики обучения и воспитания (продумать методы, их соотношения и т.п.).

7. Определение общей организации всей работы на базе установления взаимосвязи между всеми операциями и при необходимости увязке и коррекции отдельных шагов процедуры планирования.

Планирование требует творчества,самостоятельности. Наличие плана создаст определенные удобства в работе, позволяет не только видеть перспективу, но и качественно решать текущие задачи физического воспитания, а при необходимости осуществлять его направленную коррекцию.

2. ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Характеристика основных документов планирования физического воспитания

Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой.

Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.