Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ооо Сожпродукт).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательно учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов экономики и управления
(наименование института полностью)
Кафедра: «Менеджмент организации»
(наименование кафедры)
_______________38.03.02 Менеджмент_______________
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Производственный менеджмент
(направленность (профиль)/специализация)
БАКАЛАВАРСКАЯ РАБОТА
на тему: Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ООО «Сожпродукт»)
Студент В. В. Иванов__ _____________
(И. О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель Т. В. Полякова _____________
(И. О. Фамилия) (личная подпись)
Консультант С. А. Гудкова ____________
(И. О. Фамилия) (личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой к.э.н. С. Е. Васильева_____ ____________
(ученая степень, И. О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»__________________20____г.
Тольятти 2018
2
Аннотация
Бакалаврскую работу выполнил студент: Иванов В.В.
Тема работы: «Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ООО «Сожпродукт»).
Научный руководитель: к.э.н., Т. В. Полякова
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Сожпродукт».
Объектом исследования является ООО «Сожпродукт».
Предмет исследования - маркетинговая деятельность промышленного предприятия ООО «Сожпродукт».
Методы исследования:
SWOT-анализ, сравнительный анализ конкурентов, финансово-экономический анализ предприятия, бенчмаркинговый анализ.
Временные рамки исследования: 2014-2016 гг.
Краткие выводы по проделанной работе – рассмотрены пути совершенствования маркетинговой деятельности на ООО «Сожпродукт», разработка маркетинговой политики и стратегии, а также маркетинговый инструментарий и приведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствования маркетинговой деятельности на ООО «Сожпродукт».
Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные её положения в виде материалов 2 и 3 главы могут быть использованы специалистами организации ООО «Сожпродукт». Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, библиографического списка из 44 источников. Общий объем работы составляет 61 страницы машинописного текста.
3
Abstract
The title of the graduation work is Improvement of Marketing Activity at the Ltd Sozhprodukt.
The purpose of the work is development of measures to improve marketing activity at the Ltd Sozhprodukt.
The object of the graduation work is Ltd Sozhprodukt, the main activity of which is production of lubricating and cooling liquids.
The subject of the graduation work is improvement of marketing activity.
The issues of ways to improve marketing activity, general characteristic of the enterprise and the analysis of its financial and economic activities, and the development of marketing policy and strategy, economic efficiency of the proposed activities to improve marketing activities at the Ltd Sozhprodukt are highlighted in the general part of work.
The first part of the graduation work describes the theoretical foundations of the organization of marketing activities of a commercial enterprise, the basis for developing marketing tools and considering marketing in general as the concept of doing business of a modern commercial enterprise.
The second part of the graduation work is focused on analysis of the marketing activities of Ltd Sozhprodukt, i.e. the history of the establishment of a commercial organization, the organizational structure of Ltd Sozhprodukt , the financial and economic performance of the organization.
The third part of the graduation work describes the issues of ways to improve marketing activity and calculation of the economic efficiency of the proposed measures to improve marketing activities at Ltd Sozhprodukt
4
Содержание
Введение………………………………………………………………….………..5 1 Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ……………………………………………………8 1.1 Маркетинг как концепция ведения бизнеса промышленного предприятия…………………………………........................................................8 1.2 Маркетинговые инструменты промышленного предприятия……….15 2
Анализ организации маркетинговой деятельности в ООО
«Сожпродукт»…………………………………………………………………....28 2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленного предприятия……………………………………………………………………...28 2.2
Анализ маркетинговой деятельности промышленного предприятия……………………………………………………………………...34 3 Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия ООО «Сожпродукт»……………………………………………...46 3.1 Основные предложения по улучшению маркетинговой деятельности промышленного предприятия…………………………………………………..46 3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий..52
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………58
Приложение………………………………………………………………….62
5
Введение
Из-за перехода на рыночный тип отношений в экономике, что вызвало производственный бум и побудило к изучению новых методов и форм производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, использующиеся в экономике, возникла причина применения концепций маркетинга на отечественных предприятиях
Эффективное использование маркетингового инструментария для управления маркетинговой деятельности производственно-хозяйственной, коммерческой или сбытовой деятельности, в большинстве случаев завит от гибкости предприятия и его возможности оперативной реакции на изменения на рынке, путем разработки и производства нового вида продукции для максимального удовлетворения потребительского спроса.
Маркетинг базируется на одном основном принципе, компания использующая современные концепции маркетинга ориентирована на потребителя, для удовлетворения его потребительского спроса.
Соответственно компании производители должны быть нацелены на качественное обслуживание своих клиентов, а, следовательно, должен быть оперативно уведомлен о потребностях и желаниях своей целевой аудитории.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в наше время на рынке столько видов товаров и услуг, что покупатель теряется в нем. При этом у потребителя есть свои критерии выбора той или иной продукции. Нужно постоянно следить за развитием рынка, тенденций, но при этом не стоит и забывать, что и сам маркетинг развивается, как и его инструментарий. На сегодняшний день большинство предприятий не развивают свой потенциал в маркетинге, используя все те же каналы сбыта, способы стимулирования продаж и рекламу. В эпоху интернет бума, развитие информационных технологий и искусственного интеллекта, наши отечественны производители продолжают свою маркетинговую деятельность на уровне: «Купи слона?», при этом не задаваясь вопросом, а он
6 действительно нужен потребителю. В это время в США компания Amazon открывает первый в мире магазин без продавцов и кассовых аппаратов.
Покупатель заходит в магазин, берет с полок необходимый себе товар и спокойно уходит.
Сказанное выше обосновывает актуальность и практическую значимость исследований в области совершенствования маркетинговой деятельности. Актуальность темы бакалаврской работы также объясняется и с возникшей необходимостью анализа методов маркетинговых исследований в реалиях появления новых тенденций развития информационного общества.
Объектом исследования работы является ООО «Сожпродукт».
Предметом исследования является маркетинговая деятельность ООО
«Сожпродукт».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО
«Сожпродукт».
Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- определить содержание понятия «маркетинговая деятельность»: основы организации маркетинговой деятельности коммерческого предприятия, маркетинговый инструментарий;
- рассмотреть понятие маркетинга как концепцию ведения бизнеса современного коммерческого предприятия;
- определить проблемы в организации маркетинговой деятельности на
ООО «Сожпродукт»;
- дать организационно-экономическую характеристику коммерческого предприятия ООО «Сожпродукт»;
- провести анализ функций маркетинговой службы на предприятии
ООО «Сожпродукт»;
- определить маркетинговую политику на ООО «Сожпродукт»;
7
- разработать практические рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на ООО «Сожпродукт»;
- провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Структура данного исследования обуславливается поставленными задачами. Бакалаврская работа состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации маркетинговой деятельности коммерческого предприятия, основы разработки маркетингового инструментария и рассмотрения маркетинга в целом как концепции ведения бизнеса современного коммерческого предприятия.
Вторая глава посвящена анализу маркетинговой деятельности ООО
«Сожпродукт», а именно, рассмотрена история создания коммерческой организации, рассмотрена организационная структура ООО «Сожпродукт», рассмотрены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
В третьей главе рассмотрены пути совершенствования маркетинговой деятельности на
ООО
«Сожпродукт», а также маркетинговый инструментарий и приведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствования маркетинговой деятельности на ООО «Сожпродукт».
Информационной базой работы послужила документация ООО
«Сожпродукт» за период 2014-2016 гг.
В исследовании использованы публикации периодической печати, статистические материалы, научная литература. В работе использованы методы системного анализа, методы статистического анализа.
В процессе решения задач работы реализовывались комплексный, системный, и исторический подходы исследования.
8 1 Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности на промышленном предприятии
1.1 Маркетинг как концепция ведения бизнеса промышленного предприятия
В современной теории маркетинга существует многообразие концепций - в полном значении этого слова. Это:
- представление концепции маркетинга (как философское движение бизнеса, как отдельной науки, как управленческой концепции);
- концепции маркетинга, зависящие от колебания спроса;
- практические концепции маркетинга, варьирующиеся от сферы его уровня; в зависимости от сферы деятельности организации: промышленный маркетинг, торговый маркетинг, маркетинг в сфере банковских услуг.
Управление маркетингом с процессной точки зрения - это управление персоналом, управление финансовыми потоками и т.д. данный процесс будет рассматриваться как функция управления. Если рассматривать управление маркетингом с точки зрения концепции, то есть как базисные аспекты и методы по их введению в систему жизнедеятельности компании [39, С. 9].
В настоящее время, концепция управления маркетингом основывается на следующих последовательных действиях: оценка состояния предприятия, сверку полученных данных, диагностику и прогнозирование. Современный маркетинг довольно быстро пополняется широким диапазоном деятельности по анализу рынка, изучению его параметров, постановки и подтверждение его диагноза, его верификации. Прогнозирование функционирования маркетинговой системы на основе ее анализа, оценки и соответствии данных и анализирующих процедур являться логичным завершением использования концепции управления маркетингом.
Маркетинг являться одним из основных факторов в принятии взвешенного решения о наиболее прибыльном вложении капитала, разумном
9 масштабировании производственных мощностей и создании нового; в аспектах грамотного сбыта продукции, о продвижении товара на рынке и т.д
[9, С. 22].
Суммируя выше сказанное можно сделать вывод, что маркетинг является системой мероприятий по детальному рассмотрению каждого аспекта, связанного с функционированием компании по реализации продукции. Как правило, в комплекс этих мероприятий так же входят такие процедуры как: изучение целевого потребителя, анализ его поведенческого характера, анализ собственного рынка предприятия; исследование собственного продукта; исследования связанные с формами и каналами сбыта; прогнозирование объема товарооборота предприятия; анализ конкурентов, изучение уровня конкуренции, исследования рекламных кампаний; исследования связанные с наиболее эффективными методами продвижения продукции на рынке; сегментация рынка, определяющая
«нишу» компании на рынке, то есть определение границ связанные с производственной и коммерческой деятельностью компании, в которой она будет обладать наиболее сильной позицией для реализации своих уникальных преимуществ для увеличения объема сбыта и захвата наиболее выгодных рынков [35, С. 17].
Из-за такого функционального разграничения маркетинговой структуры становиться возможным реализация такого процесса, как управление маркетингом, с возможностью использования базисных блоков
(рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Основные блоки управления маркетингом
У
пра вле ни е
Марк ет ин го м
Проектирование и регулирование функционирования организационной структуры маркетинга
Управление сбытом и распределением продукции
Управление информационно-иследовательской службой
Управление рекламной деятельностию
Управление ассортиметом продукции
10
Исследование различных концепций в области управления маркетинга за всю историю их становления в теории и практической деятельности дает возможность провести разграничения на основополагающие этапы становления маркетингового управления:
- «донаучный» этап, этап накопления маркетингового инструментария;
- этап развития и формирования целостной концепции в области управления субъектом маркетинга;
- этап развития концепций в области маркетингового управления субъектом.
«Донаучный» этап накопления маркетингового инструментария завершился к началу XX века, в это время маркетинг уже узаконился как прикладная теория и как самодостаточная учебная дисциплина.
Завершающим толчком в формировании маркетинга как отдельной прикладной науки и, в общем, как управленческой концепции стал этап индустриальной революции, которая произошла в Америке. Трансформация маркетинга в прикладную науку, в учебную теорию и управленческую концепцию произошло из-за перехода предпринимательской интуиции и опыта в энную бизнес-философию:
- из-за усиливающейся роли маркетинга в 1911 году на крупнейших предприятиях США начали создаваться первые отделы маркетинга и рекламы под эгидой управленческого менеджмента;
- в Америке, в 20-е годы XX века, была создана национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, что позднее сыграла важную роль в научном-методическом становлении маркетинга [22, С. 6].
Из-за развития наук, которые непосредственно влияли и на маркетинг, таких как математика, психология, социология; специалисты в сфере маркетинга могли получать все больше информации о способах и возможностях более точного управления данными в коммерческих интересах компании. Благодаря ужесточению конкурентной борьбы, с середины XX века в Америке и Европе, маркетинг увеличил свое влияние как наука и
11 улучшил свое положение в теории менеджмента и практического применения в организациях. Усиление концепций управления маркетинга произошло после структурных изменений менеджмента [21, С. 39].
Дальнейшее развитие управленческих концепций маркетинга основывалось на этих этапах. Многообразие концепций управления маркетинга подразделяются на два основных вида:
1) концепции управления маркетингом;
2) Управление субъектом основанная на маркетинговой концепции.
Следующие закономерности вытекают из-за масштаба маркетингового управления обусловленного подобной классификаций управленческих концепций маркетинга:
- в рамках «масштаба» функций управления в практической деятельности применяется концепция управления маркетингом, которая отражается отделом в организационной структуре менеджмента субъекта;
- в рамках всей системы менеджмента субъекта применятся и используется концепция маркетингового управления субъектом [22, С. 13].
Этапы основания и дальнейшее развитие концепций управления маркетингом субъекта происходил с начала и до середины прошлого столетия и преобразовывался во все возможные управленческие концепции маркетинга.
Маркетинговое планирование не понесло особых изменений в сторону ориентации на рынок и стратегии, а осталось тактическим [17, С. 8-10].
Достижение и преимущество данного этапа определяется принципом системности использования инструментов управления маркетингом, которые непосредственно влияют на предпочтения потребителя. Системный подход к концепции управления является комплексом маркетинга, или маркетинг- миксом, который был выявлен Ф. Котлером как: необходимый набор маркетинговых инструментов, который необходим субъекту для решения основных маркетинговых целей и задач на целевом рынке [14, С. 24]. Этот же инструмент маркетинга, влияющий на клиента, изучал и Д.Маккарти. Джер