Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ооо Сожпродукт).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Для ведения коммерческой деятельности была выбрана организационно-правовая форма – ООО (Общество с ограниченной ответственностью).
Организационную структуру предприятия можно определить, как совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента. Организационная структура систематизирует отделы и службы на предприятии и определяет их место в иерархии управления (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Сожпродукт»
Генеральный директор
Зам. Генерального директора
Коммерческий отдел
Коммерческий директор
Маркетолог
Бухгалтерский отдел
Главный бухглатер
Бухгалтер - кассир
Бухгалтеры
Производст венный отдел
Старший технолог
Начальник производств а
Мастера цехов и участков
Основные рабочие
Отдел снабжения
Начальник отдела снабжения
Логисты
Водители
Грузчики
Ремонтно- обслужива ющая служба
Главный инженер
Ремонтники
Электрики
32
Организационная структура предприятия ООО «Сожпродукт» –
линейно – функциональная. В такой организационной структуре основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных
(естественно, в рамках отведенных ему полномочий). То есть, руководитель выполняет функции координатора в подразделении. В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты.
Фактически, линейный руководитель выполняет функции координатора между различными функциональными подразделениями.
Важность функциональных подразделений в линейно–функциональной организационной структуре управления растет пропорционально уровню, на котором принимается управленческое решение.
Такие структуры наиболее востребованы сегодня. Так руководитель даже малого предприятия желает иметь помощника– специалиста по таким функциям управления как бухучет, по юридическим вопросам, по управлению технологическим процессом, планированию)
Во главе общества стоит генеральный директор, далее – заместитель генерального директора. Оба они отвечают за взаимосвязанное функционирование подразделений, координацию их деятельности. В подчинении заместителя директора находятся главные специалисты организации в составе коммерческого директора, главного бухгалтера, старшего технолога, главного инженера и начальника отдела снабжения. Все они отвечают за работоспособность и связь друг с другом своих подразделений, тем самым обеспечивая эффективное функционирование организации.
В свою очередь, у начальников отделов в подчинении находятся основные рабочие и остальной управленческий персонал: менеджеры, маркетологи, отвечающие за сбыт и продвижение товара на рынке; бухгалтеры, регистрирующие финансовые отношения в организации и вне её;
33 старший технолог и начальник производства, основные рабочие отвечающие непосредственно за производство и выпуск продукции; логисты, задача которых обеспечить доставку товара к потребителю с наименьшими затратами ресурсов; главный инженер, наладчики и ремонтники, ответственные за поддержание оборудования в рабочем состоянии, его профилактику и т.д.
Для более полной оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия рассмотрим его основные технико-экономические показатели
ООО «Сожпродукт» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели ООО
«Сожпродукт»
Показатели
2014г.
2015г.
2016г.
Изменение
2015-2014гг.
2016-2015гг.
2016-2014гг.
Абс.
Изм.
(+/-)
Темп приро ста, %
Абс.
Изм.
(+/-)
Темп приро ста,
%
Абс.
Изм.
(+/-)
Темп приро ста,%
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1. Выручка, тыс.руб.
182232 226 658 213 224 44426 24,38
-
12434
- 5,93 30992 17,01 2.
Себестоимост ь продаж, тыс.руб.
170949 216 114 193 456 45165 26,42
-
22658
-
10,48 22507 13,17 3. Валовая прибыль
, тыс.руб.
2290 2221 2074
- 69
- 3,01
- 147
- 6,62
- 216
- 9,43 4. Управлен- ческие расходы, тыс.руб.
2480 2500 2479 20 0,81
- 21
- 0,84
- 1
- 0,04 5. Прибыль от продаж, тыс.руб.
2134 2251 2021 117 5,48
- 230
-
10,22
- 113
- 5,3 6. Чистая прибыль, тыс.руб.
1799 1721 1521
- 78
- 4,34
- 200
-
11,62
- 278
- 15,45 7. Затраты на
1 руб. реализованно й продукции, тыс.руб.
98,83 100,1 95,6 1,27 1,29
- 4,5
- 4,5
- 3,23
- 3,27 8. Рентабель- ность:
34
Продолжение таблицы 2.1
От продаж %
0,99 0,76 0,71
- 0,23
- 23,23
- 0,05
- 6,58
- 0,28 - 28,28
От производства
%
18,7 19,6 15,94 0,9 4,81
- 3,66
-
18,67
- 2,76 - 14,76
Основываясь на результатах анализа технико-экономических показателей ООО «Сожпродукт» можно сделать следующие выводы:
- проанализировав технико-экономические показатели можно отметить, что выручка в 2014 году составляла 182 232 тыс. руб., а в 2015 году она составила 226 658 тыс. руб., что на 44 426 тыс. руб. больше, тем прироста при этом составляет 24,38%. Но при этом выросла и себестоимость, в 2015 году она составила 216 114 тыс. руб., что на 45 165 тыс. руб., больше чем в
2014 году, тем прироста при этом составил 26,42%. Это означает, что расходы компании на производство и реализацию продукции увеличились. В
2015 году также наблюдается и рост управленческих расходов на 20 тыс. руб., по отношению к предыдущему году и составляет 2 500 тыс. руб., тем прироста при этом составляет 0,81%.
- несмотря на то, что в 2015 году наблюдается прирост, прибыли от продаж на 117 тыс. руб., и составляет 2 521 тыс. руб., при этом наблюдается падение чистой прибыли на 78 тыс. руб., что обуславливается возросшими расходами предприятия на производство продукции. В 2015 году наблюдается пик выручки за все 3 анализируемых года, но при этом возрастает и себестоимость продукции, что показывает нам о нестабильном положении компании.
На рисунке 2.2 наглядно представлена динамика основных технико- экономических показателей ООО «Сожпродукт».
35
Рисунок 2.2 – Основные технико-экономические показатели в графическом виде
Ситуация в 2016 году менее радужная, все показатели падают по отношению к 2015 году. Замечается снижение выручки на 5,93%, что свидетельствует о самой низкой рентабельности за 3 года – 15,94%. Низкая рентабельность связана с тем, что эффективность использования ресурсов компании снизилась в предыдущие годы, это видно исходя из анализа выручки и себестоимости. Из-за падения рентабельности замечается снижение прибыли на 10,22%, в следствии чего снижается и чистая прибыль на 11,62%. Снижение данных показателей указывает, на что затраты на производство одной единицы продукции увеличились.
2.2 Анализ маркетинговой деятельности промышленного предприятия
Неотъемлемой частью маркетинговой деятельности является SWOT анализ.
0 500 1000 1500 2000 2500
Валовая прибыль Чистая прибыль
Прибыль от продаж
2014 2015 2016
36
Необходимо провезти SWOT анализ ООО «Сожпродукт» данный анализ используются как метод стратегического планирования, который способствует выявлению факторов внутренней и внешней среды компании.
Проведение SWOT-анализа помогает более наглядно увидеть все основные преимущества и недостатки промышленного предприятия.
Основываясь на нем можно выявить максимально четкий способ использования имеющихся в распоряжении компании ресурсов, устранить недостатки, избежать опасностей и основываясь на полученных данных выбрать вариант развития компании.
Таблица 2.2 – SWOT-анализ ООО «Сожпродукт»
Сильные стороны
Значимость Оценка
Взвешенная оценка в баллах
Доля
1. Широкий ассортимент производимой продукции
3 5
15 0,15 2. Использование при производстве современное оборудование
4 5
20 0,2 3. Повышение объема производства
5 5
25 0,25 4. Низкая текучесть кадров
4 3
12 0,12 5. Использование качественного сырья
5 5
25 0,25 6. Наличие обратной связи с потребителями
3 1
3 0,03
Итого:
100 1
Слабые стороны
1. Наличие продукции, не пользующейся большим спросом
3 5
15 0,11 2. Слишком большая номенклатура товаров
3 5
15 0,11 3. Низкая маркетинговая деятельность
4 4
16 0,12 4. Низкая известность товаров на рынке
5 5
25 0,19 5. Снижение прибыли в отчетном периоде
5 5
25 0,19 6. Отсутствие ярко выраженной стратегии
4 5
20 0,15 7. Малая активность НИОКР
5 3
15 0,11
Итого:
131 1
Возможности
1. Стабилизация экономики, рост доходов
5 5
25 0,22 2. Ненасыщенный потребительский рынок
5 5
25 0,22
37 3. Уменьшение предубежденности против продукции
3 5
15 0,13 4. Новые технологии производства
4 3
12 0,10 5. Выход на другие рынки
5 5
25 0,22 6. Хорошие связи с общественностью
3 3
9 0.08
Итого:
111 1
Угрозы
1. Производители конкуренты
4 5
20 0,26 2. Повышение налогов
4 5
20 0,26 3. Рост цен на ресурсы
5 5
25 0,32 4. Принятие экологических законов
3 1
3 0,03 5. Снижение доходов клиентов
5 2
10 0,13
Итого:
78 1
Таким образом, в результате SWOT – анализа были выявлены слабые и сильные стороны предприятия, а также возможности развития и угрозы внешней среды. Наиболее сильными сторонами предприятия являются такие факторы, как использование чистого сырья и современного оборудования – это безусловно является ключом к успешному функционированию компании и повышению конкурентоспособности на рынке. Поэтому на эти два качества необходимо обратить усиленное внимание и эффективно развивать, и укреплять их позиции внутри организации.
Из слабостей можно выделить неактивную маркетинговую деятельность и отсутствие четко выявленной стратегии развития. Именно из- за этих слабых сторон, наблюдается низкая известность товара на рынке, что в свою очередь влечет к снижению прибыли. Так же, для предприятия, которое желает повысить конкурентоспособность и улучшить свое положение на рынке, немаловажно иметь ярко выраженную стратегию развития, которая позволяет четко определить цели и методы их достижения, выявить такие возможности для развития, как оптимизация сбыта, усиление маркетинговой политики, совершенствование технологий производства, тем самым повысив качество продукции, известность на рынке и т.д.
Так же, на функционирование и развитие организации очень сильно влияет политическая и экономическая ситуация в мире (введение санкций на
38 ввоз различных видов сырья, повышение курса иностранной валюты к рублю, повышение налогов и пошлин и т.д.).
Основываясь на данных проведенного SWOT – анализа можно увидеть, что основной угрозой, исходящая из внешней среды, являются производители конкуренты. Из-за того, что данная угроза исходит из внешней среды, на данный момент нет возможности изменить ее влияние.
При этом становится необходимом постоянный анализ рынка и проведение маркетинговых исследований, для дальнейшего наращения объемов продаж необходимо улучшение маркетинговой деятельности ООО «Сожпродукт».
Данный факт обосновывается тем, что и рынок нефтехимических продуктов в России развивается и его доля в ВВП растет, соответственно и конкуренция возрастает. Именно поэтому для дальнейшего развития и осознавания новых условий работы в возрастающей конкурентной среде, выявляет необходимость использования новых концепций современного маркетингового инструментария в рамках организации ООО «Сожпродукт».
Далее предлагается рассмотреть бенчмаркинговый анализ, позиционирующийся на основных конкурентах ООО «Сожпродукт» (таблица
2.3). Шкала оценки составлялась по 5 бальной системе:
- 1 балл – очень плохая позиция;
- 2 балла – плохая позиция;
- 3 балла – средняя позиция;
- 4 балла – хорошая позиция;
-5 баллов – отличная позиция.
Такой подход позволит ориентировочно оценить ряд факторов конкурирующих нефтехимических предприятий и их позиции на рынке.
Балльная оценка формировалась и выставлялась, основываясь на организациях имеющие значительное конкурентное преимущество по конкретному критерию оценки. Критерии оценки были сформированы исходя из возможностей для улучшения своих конкурентных позиций.
39
Таблица 2.3 – Оценка составляющих конкурентных позиций на основе бенчмаркингового анализа
Показатели
ООО
«Сожпродукт»
ООО
«ВИТех-Сервис»
ООО
«СервисПлюс»
1 2
3 4
Качество продукции
Качество продукции
4 3
5
Маркетинговая деятельность
Имидж организации
3 4
4
Упаковка продукции
3 3
4
Разнообразие номенклатуры
5 3
5
Рыночная цена с учетом возможных акций и скидок
4 3
4
Уровень рекламной деятельности
3 4
5
Итого:
22 20 27
Средний балл:
3,6 3,3 4,5
На рынке г.о. Тольятти и Самарской области основными конкурентами предприятия являются ООО «ВИТех-Сервис» и ООО «СервисПлюс»
Основываясь на проведенной балльной оценки предприятий по ряду факторов можно сделать вывод о конкурентных преимуществах ООО
«Сожпродукт» перед ООО «ВИТех-Сервис» и ООО «СервисПлюс». ООО
«Сожпродукт» исходя из данных таблицы имеет конкурентные преимущества перед компанией ООО «ВИТех-Сервис» по следующим факторам: разнообразие номенклатуры и рыночной цены. ООО
«СервисПлюс» имеет конкурентные преимущества по ряду факторов: имидж организации, качество продукции и уровень рекламной деятельности.
Подводя итог бенчмаркингового анализа можно сделать вывод, что организация имеет не сильные позиции в конкурентной среде. У ООО
40
«Сожпродукт» есть ряд факторов, которые им необходимо улучшить для повышения конкурентного преимущества на рынке.
Рассмотрим на рисунок 2.3 оценки составляющих конкурентных позиций организаций.
Рисунок 2.3 – Оценка составляющих конкурентных позиций организаций в графическом виде
Проанализируем уровень цен на смазочно-охлаждающие жидкости
ООО «Сожпродукт» и его основных конкурентов (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Уровень цен на смазочно-охлаждающие жидкости ООО
«Сожпродукт» и его конкурентов
№ п/п
Основные виды
СОЖ
Название организации
ООО
«Сожпродукт»
ООО
«ВИТех-Сервис»
ООО
«СервисПлюс»
1
СОЖ
Исанол ВПС-2 22 750 руб./шт.
23 200
руб./шт.
23 160 руб./шт.
2
СОЖ МР-3 21 490 руб./шт.
21 500 руб./шт.
21 790 руб./шт.
3
СОЖ МР-7 18 890 руб./шт.
19 050 руб./шт.
19 110 руб./шт.
4
СОЖ МР-99 18 890 руб./шт.
18 950 руб./шт.
19 110 руб./шт.
0 1
2 3
4 5
К
ач ес тв о про ду кц ии
Им идж орга ни за ци и
У
па ковк а про ду кц ии
Р
ын оч на я ц ен а
У
ров ен ь ре кла м
ной де ят ель но ст и
Р
аз нообра зи е но м
ен кла ту ры
ООО "Сожпродукт"
ООО "ВИТех-Сервис"
ООО "СервисПлюс"
41
Исходя из данных таблицы 2.4, ООО «Сожпродукт» имеет более лояльные цены на реализуемую продукцию, чем ООО «ВИТех-Сервис» и
ООО «СервисПлюс».
На рисунке 2.4 представлена динамика уровня цен на смазочно- охлаждающие жидкости ООО «Сожпродукт» и его конкурентов.
Рисунок 2.4 – Уровень цен на смазочно-охлаждающие жидкости ООО
«Сожпродукт» и его конкурентов в графическом виде
При реализации действующей программы стимулирования смазочно- охлаждающих жидкостей, ООО «Сожпродукт» пользуется следующими способами воздействия на потребителя: реклама, PR, контентная рассылка, личные продажи. Регулярность использования данных методов воздействия хаотична и не систематизирована. Самым используемым методом маркетинговых коммуникаций, применяемые в программе стимулирования сбыта и лояльности клиентов, в настоящий момент, на ООО «Сожпродукт» являются личные продажи. Маркетолог по сбыту совершает контентную рассылку по потенциальным потребителям предлагая коммерческую сделку.
Рассмотрим рекламную деятельность ООО «Сожпродукт». Из-за специфики вида деятельности промышленное предприятие «Сожпродукт»
0 5000 10000 15000 20000 25000
СОЖ
Исанол
ВПС-2
СОЖ МР-3 СОЖ МР-7 СОЖ МР-
99
ООО "Сожпродукт"
ООО "ВИТех-Сервис"
ООО "СервисПлюс"
42 имеет слабую рекламную деятельность. Рекламный материал был размещен в местных и региональных газетах. Так же были расклеены промо материалы в зоне концентрации потенциальных потребителей. В основном компания работает с оптовыми покупателями и с долгосрочными контрактами, при этом избегая розницу.
В качестве использования PR – инструмента компания 2015 году принимала участие в Международной выставке смазочных материалов СОЖ
ЭКСПО 2015. На выставке были продемонстрированы образцы СОЖ и другие продукты компании, которые пользуются спросом. По итогу участия в выставке компания смогла заключить контракты на поставку смазочно- охлаждающих жидкостей с двумя крупным металлургическим предприятиями. С одним из которых предприятие продолжает сотрудничать и по сей день.
Подводя итог выше сказанного можно сделать вывод, что компания
ООО «Сожпродукт» имеет узкую мобильность в стимулировании сбыта.
Специфика деятельности компании значительно урезает маркетинговый инструментарий в области стимулирования сбыта. А представленные методы используются не систематично из-за чего в целом страдает вся сбытовая деятельность. Рассмотрим действующую структуру стимулирования сбыта смазочно-охлаждающих жидкостей ООО «Сожпродукт» (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Структура стимулирования сбыта ООО «Сожпродукт»
Программа стимулирования сбыта
ООО "Сожпродукт"
Реклама
Газеты
Наружная реклама
PR
Участие в международных выставках
Личные продажи
Холодные звонки
Контентная рассылка