Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ооо Сожпродукт).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Маккарти был первым кто соединил их в четыре группы маркетинговых инструментов, или «4P»: Product (продукт), Price (цена), Place (место), т.е. каналы маркетингового распространения, Promotion (продвижение) [34, С.
19].
Маркетинг-микс основывается на проведении комплексного использования маркетингового инструментария. Формирование товарной, ценовой, сбытовой и рекламной политики в системе предпринимательства.
Для достижения наиболее эффективного результата необходимо также организовывать и проводить маркетинговые исследования и бенчмаркинг.
Бенчмаркинг (от англ. Benchmarking) – это процесс сравнения деятельности своей организации с лучшими компаниями, которые представлены на рынке и в отрасли. Результатом бенчмаркинга являются реализация изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности в своей «нише».
Основной задачей 4P является реализация поставленных целей на первом этапе способом формирования отмеченных на втором этапе стратегий в необходимые методы, решения выявленных проблем. Совместное использование маркетинговых инструментов необходимо для корректного использования маркетинга-микса [22, С. 14].
Общность таких свойств товара как материал (ядро продукта), полезные функции (для чего этот продукт), дизайн (форма) и цвет является маркетинговым инструментом, включенный в продукт-микс.
Дистрибуционный комплекс является инструментом маркетинга, который задействуется на пути продвижения товара к конечному потребителю. Данный комплекс мер необходим для выбора каналов сбыта и физическое распределение товара – маркетинговую логистику.
Под ценовым комплексом понимаются маркетинговые инструменты связанные с установлением цены товара. Для установления цены необходимо сформировать политику ценового регулирования, систему скидок, способы
13 доставки и конкретные условия платежа. Ценовой комплекс лежит в основе определения условий предстоящей сделки.
Коммуникационный комплекс необходим для создания и предоставления информации, нацеленной на рынок сбыта с целью достижения управления поведением имеющихся клиентов и возможных потребителей компании.
Коммуникации подразделяются на два типа: личные и неличные коммуникации. Личные коммуникация подразумевают прямое общение с клиентом, в процессе личной встречи. К данному типу относятся личные продажи. Неличные коммуникации происходят посредством воздействия на клиента используя такие инструменты как реклама, стимулирование сбыта, с использованием наработанных алгоритмов и работой с общественностью.
Исходя из этого, системный инструмент, для успешного функционирования в коммерции, в концепциях управления маркетингом основывается на анализе и изменениях внутренней среды компании, которые влекут за собой поведенческие изменения потребителя. При этом субъект получает ожидаемую реакцию от потребителей и достигает поставленной цели.
Мельниченко Л.Н. предположил, что данный признак основывается на результате углубленного изучения концепций управления маркетингом [22,
С. 18] и выявляет следующие заключения:
1) Если каждый инструмент в совокупности имеет определенный перечень качеств, которые пропадают при использовании их как самодостаточных инструментов для воздействия на потребителя по отдельности, не связывая с другими инструментами.
2)
При системном использовании инструментов управления маркетинга, можно в итоге добиться высокой результативности в контексте воздействия на потребителя, которая не возможна при их отдельном использовании.
14
Р. Акофф в своей работе «Планирование будущего корпорации», обращает внимание на то, что функциональность данной системы больше обуславливается и впадает в большую зависимость от взаимодействия ее отдельных частей друг с другом больше, чем. если бы данные части работали независимо друг от друга [12, С. 24].
Поиск ответна на вопрос определения пропорциональности необходимости системных инструментов, которая предоставила бы субъекту стабильное конкурентное преимущество и искомую позицию на рынке с подвигло развитие концепций управления маркетингом, и других концепций, связанных с улучшением производства, улучшением характеристик товара, совершенствование эффективности коммерческих усилий. «Маркетинг- микс» полноценно отображает суть данного процесса, который разработал
Нейл Борден.
В силу постоянной изменчивости внешней среды и внутренней среды субъектов, управленческие концепции маркетинга субъекта изменяют свой
«масштаб» влияния. Управленческие концепции маркетинга изменяются на общие концепции управления, что делает их более доступными для всей организации в целом.
Маркетинговое управление базируется на главных преимуществах различных научных концепций современности, которые в свою очередь были взяты из действующий практики и основывается на том, что управление субъектом на рынке базируется:
- на принципах стратегического планирования;
- на принципах управления инвестиционным портфелем, который содержит основные направления деятельности компании. Которые в свою очередь обладают способностью получения прибыли, рассматриваемой как распределения ресурсов субъекта;
- на принципах маркетинга, который дает возможность предварительной оценки внедренных мероприятий, которые принимаются с учетом основных двух принципов, а также планировать, вести
15 организационную деятельность и контроль за их выполнением, основываясь на необходимый маркетинговый инструментарий.
Следовательно, маркетинговый процесс состоит из таких процедур как анализ маркетинговых возможностей, разработка маркетинговых стратегий, разработка маркетинговых программ. А также организация и контроль маркетинговой деятельности компании, стратегическое и корпоративное планирование.
Неоднозначность «масштаба» маркетингового управления, присущее всем концепциям маркетингового управления. Помимо влияния на структуру управления и менеджмента субъекта, также оказало влияние и на системный инструментарий маркетингового управления.
1.2 Маркетинговые инструменты промышленного предприятия
Современные компании в Российской Федерации пользуется лишь малой частью экономического инструментария, что объясняется не только возможной не востребованностью некоторых инструментов в современных условиях российской экономики, но и с возможным низким уровнем компетенций в сфере маркетинга высшего руководства множества компаний.
Для уменьшения данного несоответствия в контексте теоретического обоснования и практической деятельности используется такая экономическая категория, как потенциал маркетинга, и обосновывается это как возможность компании по части осуществления маркетинговой деятельности [28, С. 12].
Использование такого инструмента как потенциал маркетинга, его основных элементов обосновывается, как необходимость рациональной оценки использования тех или иных экономических мер в практической деятельности субъекта.
Оценочные данные возможностей компании могут использоваться для выявления неявного потенциала, исходя из этого, можно допустить
16 повышение эффективности от использования современных маркетинговых инструментов.
Если быть точным, потенциал маркетинга заключается в возможности предприятия применять последние открытия в сфере маркетинга. Он определяет возможность использования в маркетинговой деятельности всесторонних ресурсов, и, со слов Попова Е.В. [27, С. 36], в контексте ресурсного обеспечения компании является интегральной характеристикой в плане обеспечения маркетингом.
Пропорциональность человеческих, методических, информационных и маркетинговых материальных ресурсов является одним из больших уровней потенциала маркетинга – первый – ресурсный уровень.
Соотношение функциональной стороны потенциала маркетинга является вторым уровнем. На данном уровне рассматривают зависимость от следующих факторов, как: потенциал производственных мощностей, аналитический потенциал, из инструментов маркетинга используется коммуникативный потенциал. Если рассматривать потенциал, который опирается на функцию следующих потенциалов как: потенциал квалификации персонала, потенциал опыта персонала, потенциал управленческой структуры.
Детальное описание потенциалов второго уровня можно увидеть в третьем уровне, который называют дивизионный. Сегментация рынка, информационные системы, маркетинговые исследования, каналы сбыта, ценообразование, продвижения продукции – весь этот перечень является частью маркетингового инструментария.
Четвертый уровень называется методическим, который включает в себя использование различных способов внедрения комплекса маркетинга, потенциалов третьего уровня. В качестве примера, это могут быть маркетинговые исследования, которые состоят из различных потенциалов планирования, методик их проведения, при этом исследования могут иметь
17 следующие виды: кабинетные, полевые, конъюнктурные. А также данный уровень включает в себя анализ внешних рынков [27, С. 13].
При формировании общественного мнения используется лоббирование и товарная пропаганда. Уделяется внимание и создание имиджа компании, корпоративной культуры, а также особое внимание уделяется на анализ направленности средств массовой информации [29, С. 45].
Пятый уровень называют конкретизирующим. Данный уровень потенциала маркетинга образовывается методическими системами и приемами мировой экономической теории, а также практическим применением маркетинга.
Кабинетные исследования основываются на анализе микро и макросреды организации [29, С. 76]. Полевые маркетинговые исследования формируются за счет: экспертных оценок, наблюдения, панельных исследований, экспериментов и т.д. Примером конъюнктурных исследований может послужить анализ рисков предприятия, товарным предложением и прогнозирование спроса.
Потенциал маркетинговых инструментов – это объединение всех средств и скрытых возможностей организации в рамках формирования маркетинговой деятельности и является функциями аналитического потенциала, производственного потенциала и коммуникативного потенциала.
Маркетологи предполагают, что в потенциал производственного уровня представляется как определенно равнозначные слагаемые, которую дают оценку ценообразования, разработке товаров, сбыту и т.д.
Таким образом, оценка каждого слагаемого потенциала в процентах, исходя из того, что полное внедрение современных инструментов будет равна 100 в процентном соотношении, что означает, что можно проводить оценку интегрального потенциала в количественном способе в контексте маркетинга предприятия [34, С. 44].
В наше время информационные ресурсы могут обеспечить компанию конкретизированной информацией в маркетинге и дать помимо
18 теоретической информации, также и практическую. Основываясь на данных и статистических документов российских компаний, можно определить, что использование потенциалов в различных критериях компании является очень низким, в следствии этого эффективность маркетинговой деятельности не высокая. Современные маркетинговые информационные системы являются невостребованными, что непосредственно влияет на стимулирование сбыта продукции предприятия.
Количественная оценка возможностей организации дает представление о полноте использования ресурсов, а значит, основываясь на ней, можно достичь более обоснованного принятия решений в области управления и маркетинга. Данная возможность появляется из-за использования потенциала маркетинга.
Использование выбранной концепции маркетинга в деятельности компании в торговой отросли включает в себя создание необходимого подразделения маркетинговой службы. Для достижения конкурентного преимущества, необходимо создание и внедрение такой службы, которая в свою очередь будет обеспечивать компанию необходимыми маркетинговыми исследованиями по созданию спроса, анализу потребностей клиентов к физическим свойствам товаров и влияние различных аспектов на тенденции потребителей. Итогом эффективного функционирования маркетинговой службы предприятия становиться зависимость основной хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности организации подчинение законам и тенденциям существования и развития рынка.
Конечно, не все из них способны полностью отвечать всем запросам и требованиям, которые предъявляются к современной и адаптированной организации маркетинговой службы. Зависимость данного фактора, в первую очередь, определяется от отведенной роли маркетинга в коммерческой организации. Создание службы или отдела маркетинга в компании для всестороннего использования информационной поддержки маркетинговой деятельности является не достаточным. Позиционирование и статус
19 маркетингового отдела в рамках структуры предприятия играет важную роль.
Это обосновывается тем, что отдел или служба маркетинга должна находится на начальных этапах производственного цикла, а не как в современной отечественной практике в конце. В задачи маркетингового отдела входит такой пункт как интеграция маркетинга во все сферы ведения бизнеса.
Современный маркетинг должен оказывать влияние на проектирование и планирование выпуска всего ассортимента продукции компании, проводить экономический анализ мероприятий, обосновывать эффективность реализации того или иного проекта, а также грамотно распределять сбыт товаров и предоставлять услуги по выпускаемой продукции. Для того, чтобы сказать, что компания использует современный маркетинг в организации своей хозяйственной деятельности, необходимо включение работы маркетинговой службы или отдела в приоритетную деятельность фирмы. Все проблемы, связанные с потреблением выпускаемой продукции, входят в сферу компетенций маркетингового отдела или службы. Если учесть то, что основная цель любого коммерческого предприятия - это получение прибыли с дальнейшим ее наращением, то можно сделать вывод, что маркетинг является координатором всей деятельности коммерческой фирмы.
Определение объемов и форм производства должны основываться на работе маркетингового отдела или службы, что означает необходимость приоритетного преимущества маркетинга на фоне остальных подразделений компании. Данный факт являться краеугольным в маркетинговой ориентации предприятия.
В связи с этим на предприятии появятся проблемы в руководстве по части ориентации производства, если остальные участники производственного процесса будут обладать схожим статусом. Противоречия появятся на этапе разработке товара, так как тот, кто отвечает за его создание, будет стараться проектировать его в рациональном и максимально простом и экономичном производстве.
Управляющий данной производственно-хозяйственной деятельностью будет стараться максимально