Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на промышленном предприятии (на примере ооо Сожпродукт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 минимизировать всевозможные издержки, связанные с производством, что в конечном итоге может сильно повлиять на качество выпускаемой продукции.
В тоже время финансовый отдел рассчитывает прибыль от каждой операции, что является основной целью деятельности сотрудников данного отдела.
Зачастую компании необходимо инвестировать большие финансовые средства для завоевания рынка. В частности, компании прибегают к заимствованию средств. Если говорить о потребительском кредите, то лицо, которое им управляет старается всячески избегать наращение задолженностей по кредитам. Данный руководитель пытается установить жесткие требования для кредитования, которые в свою очередь противоречат ожиданиям руководителя маркетинговой службы, так как он в большую часть своего времени тратит на увеличение охвата покупателей. Главным фактором, который затормаживает внедрение концепций маркетинга вплоть то его полного отвержения являться увеличение затрат, что в свою очередь по мнению остальных производственных отделов усугубляет финансовое положение предприятия. Но при этом, следует отметить, что отсутствие современного маркетинга в той же мере влияет и на финансовую неполноценность предприятия.
Обеспечить отдел маркетинга необходимым статусом можно разными способами. Одним из самых простых способов является подчинения отдела маркетинга самому директору предприятия, что ставит его в наивысшую точку в иерархической структуре предприятия. Если же обременение директора дополнительными функциями снижает его продуктивность, то подчинение следует отдать его заместителю, при этом назначить его на должность директора по маркетингу. Данный сотрудник должен обладать компетенциями экономиста ориентированного на концепцию маркетинга, который стремиться внедрить новы достижения, обладающий широким кругозором и применяет нестандартные подходы для достижения поставленных целей и задач.

21
Конечно, для достижения главенства отдела маркетинга можно использовать и другие схемы, и алгоритмы. Все зависит от масштабов самой организации, ее структурных особенностей, вида выпускаемого товара и рынка его сбыта.
Когда маркетинг достигнет своего приоритетного значения, нужно будет организовывать саму структуру маркетингового отдела. Для ее построения есть множество путей, но при этом нет единой схемы, которая была бы универсальной для всех типов организаций. При создании отделов маркетинга могут использоваться разные основы, но, зачастую, они являются частью основной коммерческой сферы функционирования самой компании.
Данный метод применим к компаниям, которые занимаются производством специфической продукции, данные элементы абстрагируются в элементы технической направленности и сферы.
Построение маркетинговой службы зависит от количества ресурсов компании, от вида продукции, которую предприятие выпускает и рынков ее сбыта. И сама структура управления компанией влияет на создание такого структурного подразделения как маркетинг.
Маркетинговая служба может строиться, опираясь на один из следующих принципов:
- Функциональная организация;
- Товарная организация;
- Рыночная организация;
- Матричная организация.
При функциональной организации маркетингового отдела, на каждом сотрудники отдела лежит одна функция, которую от выполняет. Структура такого подразделения (рисунок 1.2).


22
Рисунок 1.2 - Схема функциональной организации отдела маркетинга
Данный вид построения маркетингового отдела будет использоваться компаниями имеющие не высокую долю на рынке и с не большим объемом выпускаемой продукции. Зачастую в рамках такой организации рынки и товары рассматриваются как однородные. Следовательно, компания опирается на создание функциональных подразделений.
Таким функциональным подразделениям нет ограничения, в рамках организации такой отдел может закрывать слабые стороны компании. Если страдает планирование маркетинга создается подразделение занимающиеся планированием маркетинговой деятельности и т.д. Главным плюсом функциональной организации маркетингового отдела является разделение труда на существующие функции и по компетенциям сотрудников данного отдела. Данный вид организации работы маркетинговой службы эффективна и удобна в использовании при не большом ассортименте производимой продукции в силу ее высокой маневренности.
Если увеличиваются факторы, которые были упомянуты выше, то производственная маневренность падает, из-за увеличения времени реакции компании на изменения внешней среды и условий.
Функциональная организация маркетинговой службы обладает низким уровнем гибкости, из-за ориентации на достижение результата в конкретном процессе. Большой проблемой для данной структуры является внедрение нововведений. Так же функциональная структура не адаптирована к высокой динамичности изменений на рынке. Данный вид организации работы отдела маркетинга является эффективным при относительно не большом
Отдел маркетинга
Продвижение
Сбыт
Исследование рынка
Разработка продукта

23 постоянном объемом выпускаемой продукции с небольшим ассортиментом товаров. Такой вид организации работы маркетингового отдела по функциональной структуре могут применять маленькие компании, которые предлагают рынку ограниченный вид продукции с небольшим объемом выпуска. Но и крупные предприятия могут иметь данную структуру маркетингового отдела, если их продукция является уникальной с ограниченной номенклатурой. Такая структура является базой для всех остальных видов и способов организации маркетинговой службы.
Компании, которые имеют большой перечень выпускаемой продукции, которым в свою очередь необходимы определенные условия для производства и их сбыта, организовывают отдел маркетинга по товарной организации (рисунок 1.3). Где для каждого вида выпускаемой продукции отводиться отдельный сотрудник, который занимается управлением данного процесса.
Современные компании уделяют большое внимание маркетингу отдельного продукта, так как на сегодняшний момент дифференциация продукта приобрела особый характер в конкурентной борьбе.
Соответственно управление маркетингом товара является приоритетной деятельностью маркетинговой службы.
Рисунок 1.3 - Схема товарной организации отдела маркетинга
Отдел маркетинга
Продвижение
Сбыт
Отдел по товарной номенклатуре
Товарная группа "А"
Товар "А"
Товар "Б"
Товарная гппа "Б"
Товар "В"
Товар "Г"
Исследование рынка


24
В круг обязанностей специалиста, который отвечает за определенный товар или группу товаров со схожими свойствами входят следующие функции:
- формирование бюджета и планирование маркетинговой деятельности для линейки своего продукта;
- прогнозирование потенциальных изменений во внешней среде, оказывающая влияние на продукт;
- анализ конкурентов и сбор информации;
- координация работы подразделений, которые непосредственно влияют на маркетинговую деятельность конкретного товара;
- контроль за ценообразованием и расходованием средств, согласно сформированного бюджета;
- внедрение нового вида продукции и вывод устаревшего.
Организация маркетингового отдела по товарной структуре несет за собой большие финансовые вложения, чем функциональная структура. Это происходит из-за того, что количество сотрудников в отделе маркетинга возрастает, соответственно и увеличиваются расходы на оплату труда данного отдела. Данный вид структуры маркетинговой службы можно встретить лишь на крупных предприятиях, где объем продаж для каждого вида продукции является достаточно большим.
Рыночная организация структуры маркетингового отдела схожа с товарной структурой. В такой структуре маркетингового отдела подразделения происходят по рынкам сбыта, а не товарам (рисунок 1.4).

25
Рисунок 1.4 - Схема рыночной организации отдела маркетинга
Данный вид организации структуры маркетингового отдела предпочтителен для компаний, которые реализуют свою продукцию на рынках с отличительными предпочтениями потребителей. Каждый выход продукции на определенный рынок происходит по своей маркетинговой стратегии.
Есть некая закономерность с увеличением ассортимента, объема продаж и рынков сбыта увеличивается и отдел маркетинга, соответственно изменяется и его структура. При очень большой номенклатуре и объема реализации и увеличении рынков сбыта, зачатую это очень крупные корпорации, используется матричная организация структуры маркетингового отдела. Матричная структура — это интеграция товарной и рыночной структуры организации маркетинговой службы (рисунок 1.5).
Специалисты управляющие маркетинговой деятельность конкретных товаров отвечают за организацию сбыта, просчитывают прибыль от ее реализации, а специалисты, управляющие рынок несут ответственность за развитие потенциальных рынков для производимых товаров и будущей продукции. Матричная структура эффективно работает при большом ассортименте товаров и множеством рынков, которые задействовала компания.
Отдел маркетинга
Продвижение
Разработка продукта
Отдел
Сбыта
Рынок "А"
Отдел конечных потребителей
Отдел организаций потребителей
Рынок "Б"
Отдел конечных потребителей
Отдел организаций потребителей
Исследование рынка


26
Рисунок 1.5- Схема матричной организации отдела маркетинга
Выше были рассмотрены варианты построения организационных структур маркетинговой службы. Каждая структура обладает своими сильными и слабыми сторонами, но нет единой структуры построения маркетингового отдела. Многочисленная вариация данных структур обуславливается их гибридностью.
Для формирования эффективной структуры маркетингового отдела нужно придерживаться базисных принципов ее создания
- принцип «простоты». Мобильность структуры будут выше, чем проще будет структура;
- принцип «коммуникации». Обеспечивая эффективную связь между подразделениями, мы налаживаем гладкую передачу информации и обратной связи;
- принцип «Меньше звеньев, больше эффективность». Маркетинговая структура, состоящая из множества звеньев, препятствует своевременной передачи информации. Для обеспечения оперативной предачи информации сверху вниз и наоборот необходимо уменьшать количество посредников в цепочке.
Отдел маркетинга
Управляющий товаром «А»
Управляющий товаром «Б»
Управляющий рынком «А»
Управляющий рынком «Б»

27
- принцип «гибкости». Рынок не стоит на месте и развивается, информационные технологии, тоже оказываю не последнее влияние.
Способность структуры подстраиваться по изменения внешней среды или внутренней отражает ее гибкость.
Важность создания отдела маркетинга на предприятии нельзя недооценить. Создание такого структурного подразделение и его приоритетное положение во всей организационной структуре, является стимулирующем фактором развития предприятия. Когда предприятие производит продукцию не для того чтобы продать, а для того чтобы удовлетворить как можно больше потребительских потребностей своих клиентов. В современных рамках рыночной экономики, когда рынок перенасыщен множеством товаров и услуг, компаниям необходимо иметь преимущество в том сегменте рынка, на котором они базируются. Для увеличения конкурентной способности компании, для выхода на новые рынки, для производства товаров, отвечающие запросам потребителей и как можно сильнее удовлетворяя их своим функциональным применением, для узнаваемости компании и т.д. перечень функций маркетинговой службы можно продолжать и дальше, но отечественные предприятия, не уделяют должного внимания маркетинговому инструментарию. Из-за этого развитие российских предприятий стоит на месте.
Российские предприятия должны внедрять службы маркетинга в свою структуру. Нанимать квалифицированных работников в сфере маркетинга или взращивать руководителя маркетинговой службы у себя в структуре.
Руководители маркетинговых подразделений должны обладать общими требованиями, которые предъявляются кадрам управления (компетентность в сфере маркетинга, способность решать проблемы и поставленные задачи, способность к обучению персонала, способность формировать трудовой коллектив и управлять его развитием и др.). Помимо обще принятых требований к руководителю, специалисты в области маркетинга должны обладать и специфическими требованиями:


28
- высокий уровень аналитических способностей;
- системные знания и широкий кругозор;
- способности к прогнозированию и принятию эффективного управленческого решения;
- умение справляться со стрессовыми ситуациями и своевременное решение конфликтных ситуаций.
Специалисты в сфере маркетинга считают, что основные проблемы решаются если на них смотреть с психологической точки зрения. Так что не маловажным фактором является душевная направленность и гибкость мышления.

29 2 Анализ организации маркетинговой деятельности в ООО
«Сожпродукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленного предприятия
В нефтехимической промышленности сосредоточено около 9% основных фондов промышленности страны. Эта отрасль принадлежит к одной из ключевых в производстве полимеров, химическом синтезе каучуков, масел для смазки, красочных изделий, присадок, средств для мытья, а также ресурсов для создания множества органических соединений.
На размещение отраслей нефтехимической промышленности влияют такие факторы, как: сырьевой, энергетической, водный, потребительский, трудовой, экологический, инфраструктурный.
Нефтехимическая промышленность – отрасль, требующая больших расходов на электричество, тепловую энергию и топливо. Развитие и расположение предприятий связано с рядом факторов:
- на местоположение всех отраслей химического комплекса влияет сырьевой фактор. В себестоимости готовой продукции доля сырья составляет
40 – 90%.
- при производстве полимерных материалов и отдельных отраслей нефтехимической отросли немаловажен энергетический фактор. Химические предприятия используют более 20% энергоресурсов.
- на местоположение предприятий также влияет и водный фактор. Вода используется, как и для вспомогательных целей так и в качестве ресурсов. От
50 м
3
до 6000 м
3
воды используется предприятиями химической отрасли.
Так же есть трудовой фактор, экологический фактор и инфраструктурный фактор, которые тоже влияют на расположение и развитие химической отросли.

30
Доля химической промышленности в структуре ВВП России составляет около 7%. За период 2010–2014 гг. производство химических и синтетических веществ в России выросло на 20%, с 123 тыс. тонн в 2010 году до 148 тыс. тонн в 2014 году. В период до 2020 года в России ожидается рост объема выпуска продукции химической промышленности на 9–11% в год. В основном это связанно с ростом потребляющих отраслей: обрабатывающей, горнодобывающей, топливной, нефтедобывающей и других. ООО
«Сожпродукт» так же относится к предприятиям нефтехимической отрасли
Российской промышленности.
Основным видом деятельности предприятия ООО «Сожпродукт» является изготовление смазочно–охлаждающих жидкостей для машин и оборудования.
Юридический и фактический адрес предприятия ООО «Сожпродукт»:
Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунальная 23 корпус 1. Предприятие существует с 2003 года и по настоящее время.
Миссия организации: «Обеспечить всех наших потребителей только качественной продукцией по доступной цене».
Цели:
- Постоянное улучшение качества продукции
- Расширение ассортимента товаров
- Повышение конкурентоспособности предприятия
- Завоевать и удержать большую долю рынка в городе
Задачи:
- Получение дохода владельцем предприятия
- Обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом
-
Обеспечение персонала предприятия заработной платой, приемлемыми условиями труда и возможностью профессионального роста
- Охрана окружающей среды
- Обеспечение населения рабочими местами