Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56
тывают индивидуально-личностные особенности учащихся, особенности психические развития и заболевания.
Формирование коммуникативных навыков происходит непосредственно во взаимодействии учителя и ученика. Предпосылкой успешности обучения выступают хорошие человеческие взаимоотношения между педагогом и уча- щимся. Во многих случаях негативно окрашенное педагогическое взаимодей- ствие затрудняет процесс социально-педагогической адаптации личности с ог- раниченными возможностями здоровья. На наш взгляд, конструктивные взаи- модействия на уроках создают реальные предпосылки повышения интереса учащегося к самому себе, способствует снятию комплекса неполноценности, способствует проявлению различных видов активности: познавательной, со- циальной и т.д.
Для решения задачи развития познавательных сил и творческого по- тенциала учащихся с ограниченными возможностями важным является орга- низация их научно-исследовательской деятельности. Потенциал научно- исследовательской деятельности в развитии личности учащихся неоценим
Использование компьютерных технологий обучения в условиях школы является жизненной необходимостью. Ведь в школе обучаются дети и с диаг- нозом ДЦП. Дети с данным диагнозом – это особая категория учащихся, так как у них нарушена структура чувственного познания, различные виды пер- цептивных, гностических действий. Ощущение собственной неполноценности из-за многогранных поражений, в частности нарушений движений и речи, обуславливающих изолированность ребенка с ДЦП, оказывает психотравми- рующее воздействие на становление и формирование его личности.
Для эффективного использования компьютерных технологий в учебном процессе необходимым условием является владение педагогом знаниями в этой области, но и этого не достаточно. Очень важным является и общая педа- гогическая подготовка учителя, его научно-методический уровень. Ведь толь- ко в сочетании с педагогическими приемами и методами, использование ин- формационных технологий в учебном процессе будет эффективным.
Серьезные проблемы возникают при изучении математики, дети- инвалиды по многим объективным причинам имеют недостаточную матема- тическую подготовку, поэтому отличительной чертой учащихся нашей школы является слабое развитие у них мыслительной деятельности, быстрая утом- ляемость, низкий уровень продуктивной деятельности, плохая память. Содер- жание учебного материала оказывается для них труднодоступным. Что делать, чтобы повысить уровень продуктивной деятельности на уроках? Как сделать ученика активным участником учебного процесса? Одним из методов решения этой проблемы является использование коррекционно-развивающих упражне- ний по развитию памяти, внимания и мышления на уроках математики, на внеклассных занятиях по математике. Коррекционно-развивающие упражне- ния можно проводить на любом этапе урока. Предложенный комплекс кор- рекционно-развивающих упражнений поможет учителю, не теряя время, по- добрать необходимые задания в соответствии с изучаемой темой и возрастом ребенка.


57
Таким образом, самостоятельная познавательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения способствует более успешному их умственному и личностному развитию, адекватности их самооценки, активизации самосознания личности. Предложенная технология обучения способствует более успешному развитию и саморазвитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая является залогом успешной социально-педагогической адаптации и интеграции в общество.
Программа курса
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРО-
ЦЕССА ПО КУРСУ
Предмет и задачи курса коррекционной педагогики. Взаимосвязь кор- рекционной педагогики с другими науками. Становление и развитие коррек- ционной педагогики как науки. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема.
Сущность коррекционно- педагогической деятельности, ее содержание, основные направления и прин- ципы ее организации.
Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Кризисы развития детей школьного возраста. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Возрастные и индивидуальные особен- ности детей с отклонениями в развитии и поведении. Причины и условия де- формации личностного развития ребенка.
Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Специ- фика коррекционной работы с детьми с ЗПР. Особенности организации кор- рекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения. Психо- логические основы организации и осуществления коррекционно- развивающего обучения.
Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения под- ростков. Причины и условия девиантного поведения подростков. Педагоги- ческая коррекция девиантного поведения подростков. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
Учитель – субъект коррекционно-педагогической деятельности. Нор- мативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобра- зовательной школе. Психолого-медико-педагогическая консультация (комис- сия), ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и пове- дении ребенка. Государственная система специальной (коррекционной) под- держки и социальной защиты детей и подростков.
2.1. Студент должен знать:
ƒ предмет, задачи курса коррекционной педагогики;
ƒ сущность и содержание коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками;
ƒ основные закономерности и тенденции в развитии «аномальных» детей;
ƒ особенности организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;