Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51
процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучения создаются в ОУ для детей, испыты- вающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основ- ная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяю- щих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях ОУ.
В классах компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
К этой группе относятся дети в силу различных причин приходят в школу физически и психически ослабленными, социально запущенными, с риском социальной и школьной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями.
Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости, вы- раженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интел- лектуальном развитии, соответствующем возрастной норме, эти дети обна- руживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвле- каемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производитель- ности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогически условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье. Необходимым моментом орга- низации КРО в данных классах является динамическое наблюдение за про- движением каждого ребенка. Наблюдение производится психологической службой школы. Результаты наблюдений обсуждаются не менее 1 раза в чет- верть на малых педсоветах и консилиумах.
При изучении школьников принимаются во внимание следующие показа- тели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического раз- вития, особенности слуха и зрения, особенности развития опорно- двигательной сферы, координация движений, особенности работоспособно- сти (утомляемость, истощаемость, рассеянность, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).
2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности вос- приятия пространства и времени, особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.
4. Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая зрелость, преобладающее настроение, особенности самооценки, отношение со сверстниками, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения ЗУН, предусмотренных программой.


52
Научной основой КРО являются положения гуманистической педагогики.
Основная ценность образования – человек, ребенок. Образование и воспита- ние должны помочь ему стать человеком, стать самим собой.
Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно- развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского.
5. П
РИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Принципы – основные положения, на которых разрабатываются конкрет- ные методики, педагогические технологии. Рассмотрим классификацию принципов, предложенную В.П. Зинченко. a.
Принцип творческого характера развития.
Процесс овладения ребенком культурой, целостной деятельностью со- держит в себе единство воспроизводящей и креативной (творческой) тенден- ций. Ребенок не только усваивает знания, опыт, но именно порождает его. В обучении должен быть решен вопрос о соответствии репродуктивных, кон- сервативных и творческих заданий, способов деятельности. Коррекционные задачи должны ставиться позитивно, т.е. речь должна идти о развитии. b.
1   2   3   4   5   6   7   8

Совместная деятельность и общение.
Совместная деятельность и общение – движущая сила развития, сред- ство обучения и воспитания. Интеллектуальное и личностное развитие ре- бенка невозможно вне сотрудничества, общения со взрослыми в совместной с ними деятельности. Педагогика сотрудничества становится необходимой в условиях развивающего обучения. c.
Принцип ведущей деятельности.
Законы смены ведущей деятельности в процессе развития ребенка глу- боко исследовал Д.Б. Эльконин, который экспериментально показал, что психологические образования каждого периода в жизни ребенка определяют- ся осуществляемой им ведущей деятельностью. Ведущая деятельность не оз- начает, что она является единственной. Все виды деятельности после своего появления могут «сосуществовать, интерферировать и конкурировать» друг с другом. И это становится важной психологической проблемой в связи с фор- мированием и развитием личности, которая должна быть способной выби- рать ту или иную деятельность, осуществлять ее и строить новую деятель- ность.
Задача КР педагогики – вызвать у ребенка вкус и волю к деятельности, дать средства для ее овладения, сформировать умения планировать деятель- ность, ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты. d.
Определение зоны ближайшего развития.
Важнейший принцип организации КРО. ЗБР определяется содержани- ем тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие ЗБР свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально де- лается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собст- венным достоянием. ЗБР позволяет охарактеризовать возможности и пер-

53
спективу развития. Ее определение играет важное значение для диагностики психического развития ребенка. e.
Учет сензитивных периодов развития.
Этот принцип Л.С. Выготский называет «чрезвычайно важным зако- ном». Существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предме- ту, усвоения предметных и умственных действий, способов общения, разви- тия определенных психических процессов и свойств, качеств личности. на- личие сензитивных периодов делает актуальной проблему поиска содержа- ния и методов обучения, соответствующих этим периодам. f.
Принцип амплификации (расширения) детского развития.
Данный принцип рассматривается как необходимое условиеразносто- роннего воспитания ребенка. Амплификация – это условие свободного разви- тия, поиска и нахождения школьником «себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения». (Л.С. Выготский)
Дефицит общения в младенчестве приводит к значительным и трудно компенсируемым задержкам в развитии речи. То же происходит при позд- нем обучении грамоте или недостаточном эстетическом воспитании. Вообще дефицит предметно-практических действий ничем не может быть восполнен и компенсирован. Речь качественно меняет действие, поднимает его на выс- шую ступень. g.
Принцип единства аффекта и интеллекта.
Данный принцип был обоснован в трудах Л.С. Выготского, а затем и
А.В. Запорожца.
Образование должно быть эмоционально привлекательным и «ориен- тированным на целостную человеческую душу, на познание, чувства и волю человека». Переживание психологи называют «единицей развития» ребенка.
Для КРО недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, близкую и понятную детям, результа- тивную и успешную. Об этом свидетельствует образовательная практика, обучение и воспитание детей в коррекционных классах.
6.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТ-
ВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенно- сти. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе
КРО осуществляется на основе следующих принципов:
ƒ
Усиления практической направленности изучаемого материала;
ƒ
Выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
ƒ
Опоры на жизненный опыт учащегося;
ƒ
Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;


54
ƒ
Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого ма- териала;
ƒ
Введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формиро- вания у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.
Составной частью КР УВП является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это спе- циальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллек- туального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной на- правленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др.
КРО осуществляется на всех уроках. Технология включает информацион- ный и управленческий компоненты. Информационный компонент техноло- гии обучения предполагает определение объема и состава информации, от- бор и ее компоновку, свертывание и развертывание, выделение основных информационных единиц и введение их в учебный процесс, установление за- висимости между основным понятием, которое должно быть усвоено, и вспомогательными знаниями (научными фактами, экспериментальными дан- ными, практическими сведениями и т.д.); адаптацию учебного содержания к возрасту и возможностям детей, а также к целям.
Способы трансляции учебной информации, содержание педагогических действий, контакты учителя с учащимися при решении учебной проблемы, реализация обратной связи, прогнозирование своих действий и реакций на них учеников, педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе – все это необходимые характеристики управленческого
компонента технологии обучения.
Важнейшим научным основанием организации и осуществления КРО яв- ляется особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятель- ность только тогда продуктивна для ребенка, когда он выступает ее субъек-
том. Основу учебной деятельности составляют субъект-субъектные отно- шения. Предметом учебной деятельности является сам ученик, его измене- ния, а не учебная информация.
Источником деятельности является мотив, который выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Благодаря мотиву деятельность становит- ся ориентированной на значительно большее. Она затрагивает сознание и чувства человека, становится источником смыслообразования.
Мотив в свою очередь реализуется через постановку и достижение опре- деленной цели. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Возникновение целей, их выявление, определение, осознание называется целеполаганием. КРО не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной дея- тельности.


55
Принятие учеником учебной цели и актуализация ее для себя возможны, если цель эмоционально заряжена. Эмоциональная заряженность учебных целей – одно из определенных условий успеха КРД.
7. П
РОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В КОМПЕНСИРУЮЩЕМ КЛАССЕ.
Организация учебного процесса предполагает каждым учащимся выбор индивидуальной образовательной траектории. При прохождении индивиду- ального маршрута ученик затрачивает нужное ему время, педагог выбирает наиболее подходящие для его стиля мышления и деятельности, средства обу- чения. Он также может выбрать для ученика методическое указание или ин- струкцию, по которым ученик работает согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям.
Специфика организации учебного процесса школы надомного обучения такова, что дети часто болеют, проходят плановые курсы лечения, медицин- скую реабилитацию на курортах и в санаториях. Поэтому часто приходится
«догонять» пропущенный учебный материал. С целью оптимизации учебного процесса, выполнения программы по предмету, формирования умения плани- ровать учащимися свою самостоятельную познавательную деятельность, фор- мулировать ее цели, были предложены к использованию индивидуальные обучающие программы. Индивидуальные обучающие программы рекоменду- ется использовать при организации учебной деятельности учащихся 7-11 клас- сов. Для решения тех же учебных задач, что и индивидуальные обучающие программы, в учебном процессе используется новая форма учебных занятий
– уроки-консультации. Они являются одним из эффективных методов инди- видуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ес- ли индивидуальные обучающие программы применяются на этапе изучения нового учебного материала, то уроки-консультации являются одним из спо- собов организации учебной деятельности на этапах закрепления, повторения и обобщения ранее изученного. Эти уроки требуют тщательной подготовки, подробного планирования деятельности учащегося по усвоению, закрепле- нию и повторению материала. Назначение уроков-консультаций - формиро- вание у ученика навыков самостоятельного повторения и обобщения. Уроки- консультации рекомендуется применять при обучении учащихся 9-11 клас- сов.
Различные виды самостоятельных работ, индивидуальные обучающие программы, уроки-консультации – эффективные формы обучения именно в школе надомного обучения для детей с ограниченными возможностями здо- ровья. Их использование способствует развитию не только учебных навыков, но и развитию личностных качеств учащихся, особенно самостоятельности.
Все предложенные в рамках технологии формы и методы обучения способ- ствуют решению задачи их социально-педагогической адаптации. Они учи-