Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Реабилитация социальная (от лат. rehabilitatio – восстановление) – это
процесс включение ребенка с отклонениями в развитии и поведении в соци-
альную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адек-
ватные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс реабилитации – это сложное и многогранное явление поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реаби- литацию (лечении недостатков, ликвидация последствий дефекта), психоло- гическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановле- ние психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование инди- видуальных личностных качеств). Реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.
Таким образом, коррекционная педагогика как отдельная отрасль науч- ного знания имеет свой предмет исследования, своя понятийный аппарат и р решает свои специфические задачи.
2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специаль- ных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогиче- ского процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей
педагогикой, определяющей цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разносторонне развитие личности ре- бенка.
Вместе с тем, используя арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогиче- ских знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в со- ответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в разви- тии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воз- действия на ребенка и социальную среду, его окружающую.
Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуаль- ного воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в раз- витии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении.
Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно органи- зовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты ис- следования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для де- тей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, кото- рые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего психи- ческого развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных про- цессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
10
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. кропот- ливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьше- нию отклонения или компенсации физического недостатка за счет активиза- ции деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недораз- витие.
В коррекционной педагогике послеживается тесная взаимосвязь с со-
циальной педагогикой, предметом которой является исследование воспита- тельных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции воз- можностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека.
Социология помогает в изучении закономерностей становления, функ- ционирования и развития общества в целом, социальных отношений и соци- альных общностей.
Таким образом, мы видим довольно разностороннюю взаимосвязь кор- рекционной педагогики с философскими и социально-педагогическими нау- ками, которая обуславливается и определяется теми задачами, которые при- звана решать коррекционная педагогика.
Кроме того, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских
наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики мо- жет быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его раз- вития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболева- ний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опас- ность для жизни детского организма.
Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфоло- гии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в пси- хическом развитии. При коррекции и реабилитации нарушенных психиче- ских функций не обойтись без планомерных психических воздействий на че- ловека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исклю- чающего психическую травматизацию.
Мы только назвали и обозначили перечень тех областей научных зна- ний, с которыми взаимосвязь коррекционной педагогики наиболее ощутима, но природа любого психобиологического и физического явления многогран- нее, а сферы их межнаучных контактов разнообразнее и богаче. Но задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы дать общее представление, обозначить общий контур, представить ведущие направления и тенденции, присущие данной области научных знаний.
11
3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
.
История становления и развития коррекционной педагогики как само- стоятельной отрасли научного знания чрезвычайно непродолжительна. Если история возникновения отечественной системы специального образования составляет чуть более полувека, то отдельные отрасли специального обуче- ния, такие, например, как обучение детей с задержкой психического разви- тия, насчитывает лишь 20-25 лет (Н.Н. Малофеев). Следовательно, появление собственно коррекционной педагогики можно отнести ко второй половине
XX века. Термин «педагогическая коррекция» в российской педагогике ут- вердился на рубеже XIX-XX веков.
Вконце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия в связи с кардинальными пе- ременами в социально-политической жизни страны возникла острая необ- ходимость переосмысления всей ситуации, сложившейся в социально- педагогической и образовательной сферах государства. Детальному анализу подверглась и область специального образования. На смену понятию «де- фектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Одна- ко научно-теоретическое осмысление этой специфической области педаго- гического знания, глубокий историографический анализ накопленного опы- та (Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова и др.) дали возможность четко обозна- чить предмет и объект деятельности специальной педагогики.
Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет и самостоя- тельная область педагогического знания стал использоваться в целях обо- значения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, ис- пытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. В данном случае понятие «коррекция» относится преж- де всего к социальной и образовательной среде общеобразовательной шко- лы, которая дискомфортна для определенного круга детей, испытывающих школьную дезадаптацию, имеющих задержку в общем развитии и девиации в поведении (Н. М. Назарова).
В качестве понятия, обозначающего самостоятельную область педаго- гического знания, термин «коррекционная педагогика» появляется в работах
Г. Ф. Кумариной (1988) и определяется как область педагогического знания, предметом которого является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагно- стику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей в освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
В середине 90-х гг. понятие «коррекционная педагогика» все чаще ис- пользуется в области профилактики, психолого-коррекционной и коррек- ционно-педагогической работы с девиантными подростками, детьми груп- пы риска (А. Д. Гонеев, Р. В.Овчарова, И.А.Невский, Г.М.Потанин и др.).
В качестве задач коррекционной педагогики в области предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении подростков обозначаются задачи своевременного выявления основных дефектов и недостатков в раз- витии учащихся, в их знаниях, умениях и навыках, поведении, отношении к
12
обществу; установление причин, их вызвавших; нейтрализация и устранение этих причин; адаптация и реабилитация отстающих учащихся.
Однако еще в начале столетия В. П. Кащенко отмечал, что детская исклю- чительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключитель- ность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключи- тельность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями, т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность.
Это не означает игнорирования медико-биологических аспектов, ровно как не умаляет значения совершенствования общественных отношений всей среды, в которой происходит становление и развитие личности.
В любом случае, подчеркивал ученый, учителю приходится иметь дело с различными случаями детской исключительности, со сложными или с бо- лее легкими отклонениями от нормы, и работа даже с этой категорией де- тей будет идти безусловно успешнее, если педагог сможет учесть богатый опыт специальных медико-педагогических учреждений, если он, по мере сил и возможностей, будет учитывать требования коррекционной педаго-
гики». Обосновывая сущность и задачи коррекционной педагогики, В.
П. Кащенко отмечал, что возникла она как самостоятельная ветвь общей педагогики, потому что оказалось совершенно неизбежным выделение не- которой вполне определенной категории детей из нормальной народной школы. Коррекционная педагогика строит свою работу на внимательном учете разных типов исключительности, стремится в своих требованиях к ребенку исходить из его индивидуальных интересов, учитывать его индиви- дуальные силы, в учебно-воспитательном процессе опирается на принцип педоцентризма. Уже в то время «Коррективная педагогика» задумывалась ученым как руководство, как учебное пособие для широкого круга учите- лей, воспитателей, специалистов-дефектологов, родителей детей с недос- татками характера и дефектами в поведении.
4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и под-
ростками.
Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психо- физиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельно- сти, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно- результативный компоненты. Наряду с коррекционно-развивающей, коррек- ционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, кор- рекционно-образовательная деятельность, которые в своем интегративном единстве и объединяют общее понятие «коррекционно-педагогическая дея- тельность».
Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной ра- боты, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как со-