Файл: Общественнополитическое движение Алаш орда в историографии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Б. Каратаев утверждал, что он разошелся с буржуазными националистами в апреле 1917 г. когда «представители» из числа двух Досмухамедовых и Алибекова выступили за продолжение империалистической войны.

Б. М. Токсанов назвал работу политических организаторов алашского движения как «карательную, направленную против свободы народа».35

Национальная книга истории, содержащая воспоминания казахских граждан в период революции и гражданской войны, установлению советской власти отводит специальное место, поскольку именно большевики смогли защитить казахский народ от белогвардейцев и интервенции, националистов.

Они показаны настоящими врагами не только большевиков, но и врагами в глазах большевиков.36 Обнаружив алаш-ордынцев как виновников войны и начавшегося военного конфликта, авторы акцентируют внимание читателя на описании тех событий, которые были отраженными «безобразиями и насилиями», створяемыми их соотечественниками.

В дальнейшем в разработку проблемы национально-освободительной борьбы были включены работы Т. Е. Елеуова, Сулейменова и Турсунова; а также А. П. Ковалева. Привлечение новых исторических источников на национальном языке позволило впоследствии глубоко раскрыть тайны революционного настроения среди казахского народа. Истории алашского движения были известны стабильностью и приверженностью традиций.

Монографическое издание под редакцией Т. Е. Елеуова показывает, что значение и роль политических организаторов алашского движения в историографии казахского народа играет двоякую роль: с одной стороны, оно выступало проводником политики царя. А с другой – являлось источником для усиления национально-освободительного движения.37

Т. Е. Елеуов являлся сторонником принципов классовости. В процессе освещения социально-политических событий революционного времени, автор особенно подчеркивал значение рабочих в формировании классовой борьбы. Причем формирования в сельской местности. Интеллигенция казахского народа в алашском движении видела «пессимизм реакционного характера наравне с мистицизмом, которые в совокупности идеализировали историческое прошлое ханов».

Непосредственным предметом полемики с точки зрения истории, выступала работа национальной интеллигенции алашского движения во время революционного движения и последующей интервенции. Своевременное освещение данных исторических явлений решало одну важную задачу: оно смогло показать контрреволюционный характер алашского движения, которое выступило против Красной Армии. Книга «Народный Казахстан» подчеркивает, что алашское движение «преследовало одну четкую задачу – сопротивление советской власти. Организация борьбы позволит реализовать казахскую национальную государственность».


Во второй половине XX в. были изъяты из архива источники, раскрывающие многие тайны белогвардейской интервенции на территорию Казахстана.38 В документах, по мнению составителей издания, антисоветские силы представляли собой основу для сопротивления установления советской власти в Казахстане. Анализ итогов революционно-национального движения в Казахстане позволил установить, что «алашское движение являлось наиболее ее активным участником».

Одним из источников доказательства являются циркуляры и иные распоряжения казачьих войск, подчинявшихся руководству алашского движения.

К. Б. Бейсембиев, принимая во внимание теоретические материалы книги «Казах», раскрывающей историю нации, предпринял попытки раскрыть истинные причины появления общественно-политического движения «Алаш орды». Учитывая принципы исследования предшествующих работ, К. Б. Бейсембиев отметил особенности эволюции капитализма, развившихся к 1917 году на территории Казахстана.

Конструктивный анализ источников позволил установить принадлежность казахской интеллигенции, относящейся к буржуазии, которая стремилась модернизировать хозяйственную промышленность. В частности, он заключил следующее: переход от старых общественных отношений к новым способствовал развитию алашского движения. По этой причине алашская партия вошла в партию черносотенцев.

В 1970 – первой половине 1980-х годов в политической историографии казахской культуры было много изменений. Характерно, что заметное консервативие Алаша проявилось на фоне появления значительного количества литературы по истории пролетарских партий в России. При этом такая ситуация характерна для всех этнических окраин, поскольку в описываемый период не было специальных исследований по партийной структуре.39

В казахстанской историографии продолжаются исследования истории Компартии Казахстана: появляются новые источники по событиям Февральского, Октябрьского переворотов в Республике.

Обязательным атрибутов казахских коммунистов до установления советской власти, начиная со конца XIX в., являлось разоблачение политических лидеров алашского движения. Проводимый на Урале в 1905 году съезд рассмотрел алашское движение как начало оформления партии кадетов.

В частности, в неприглядном значении Алаш-Орды в период регресса революции

, а также в повышении порядка общественно-политического взаимодействия можно обнаружить «возрастающую идейную культивацию тружеников села. Сделано это было в «буржуазно-националистическом стиле нынешней группировки, а также большевистской партии», вместе с одной стороны, и, кроме того, пропаганда «реакционного пантюркистского мышления».

Помощь феодальной байской верхушки, а также ее идеологов – буржуазно-шовинистической компании в издании «Казах» вызвала недовольство многих казахов.40 В 1917 году печатное издание «Казах» обратилось к жителям Казахстана с просьбой выполнить царский указ от 25 июня 1916 года – таково было решение государевой декларации народу.

Так выразилась антинародная сущность буржуазного национализма как в победоносный период буржуазно-демократической революции февраля 1917 года, так и в период Октябрьского возмущения.

В Казахстане они основали самостоятельное казахское буржуазное образование – Алаш-Орду. Это ведь включает в себя обучение и работу в реакционном правительстве в качестве руководителя вместе с А. Букейхановым. В полной мере же этот монтаж стал характеризовать и в содержании одиночной заметки массового выпуска «Вопросы мероприятия Революционной партии Казахстана».

В сборнике освещены многие проблемные вопросы в событиях Коммунистической партии Казахстана. Наличие постановки срока в той или иной задаче на торжественную дату, связанную с назначением В. А также. Ленина, а также к очередной годовщине Октябрьской социалистической революции (общепартийная конференция). В исследовании раскрывается ситуация образования частичного общества на территории, а также его значение, наличие проведения социально-экономических преобразований в соответствии с задачами народнохозяйственного становления.41

Упорное идеологическое соперничество спровоцировало вместе с Алаш-ординским фальсификацию событий Октябрьской революции, а также государственно-политического деятеля партии. Основная организация, Истпарт в 1920-1930 годах, была обусловлена ​​активизацией общественно-политической работы республиканского партизанского управления в 1929-1932 гг.

Исходя из рассмотрения нахождения в издательской системе «националистов», можно с уверенностью охарактеризовать их деятельность как злословие, искажающее важную действительность.

На страницах «Ак жол» они изображали коммунистов, борющихся за власть Советов и переводчиками-колонизаторам. Развернувшаяся в то время дискуссия об объективно-революционной роли алашского движения была не чем иным, как попыткой «обелить преступления Алас Орды верного пособника белогвардейцев».


События государственной разведки согласуются с исследованиями философов, экономистов и филологических функционеров. Они существовали как жители революционно-демократического лагеря. По событиям движения «Алаш», как и в предыдущие годы, появились лишь отдельные данные, которые «мелькнули» (особенно по новаторским действиям). Ученые анализируют деятельность алашских фаворитов как реакционную, целенаправленную вопреки российскому правительству в Казахстане.42

К. Кабдиев дал исследование формирования финансовой мысли в Казахстане на основе рассмотрения деятельности последнего. К. Кавдиева «Развитие финансовых идей». Объясняя возникновение двух направлений в формировании финансовых идей в Казахстане на рубеже XIX-XX веков, экспериментатор установил их как революционно-демократическое, так и буржуазно-националистическое. В частности, рассматривается фактор явлений распада классического скотоводческого хозяйства, приведших к формированию и усилению классовой борьбы среди казахов. Проанализировав два направления решения финансовых проблем в Казахстане, писатель пришел к выводу о реакционности первого и неудобстве второго. Писатель, как и его предшественники, применял старые методы в установлении прогрессивного интеллекта Алаша. Установив их на одной доске вместе с феодалами, экспериментатор рассматривал их как жителей Баев - агентов династии Князей-Баев, стремившихся во мраке подчинить себе демократическое движение.

К. Кабдиев подчеркнул значение печатного издания «Казах» в формировании экономики района. Выступая за второстепенные подходы к увеличению материального существования казахов, они стремились сохранить классическую структуру бродячего хозяйства, а также определили его в вялотекущее положение.43

К. Кабдиев, несмотря на классическое сочетание с заметками движения Алаш в полном объеме, предполагает определенный общенаучный интерес для публикации материалов, использованных в печатных изданиях «Казах».

Информация диссертационных работ в связи с событиями Алаша 1950-х – начала 1980-х гг. также повлияло на состоянии их диссертаций.44 В целом они в равной степени характеризуются как становление инновационного движения в Казахстане, гражданской борьбы. В основном эта деятельность основана на событиях гражданской войны, а также военных интервенциях. Основную часть издают книги, посвященные реакционной деятельности партии Алаш в Казахстане. Что касается значения этого движения в исследованиях, изучающих трудности строительства национального государства, а также в работах историко-культурного характера, «разоблачающих мракобесие буржуазного события, то число «наиболее» в проблеме строительство социализма».


В большинстве работ использовались уже известные и ранее использованные источники, которые служили для подтверждения старых оценок алашской интеллигенции.

Источники 1970-х – начала 1980-х годов часто говорят о застое в освещении события смещения Алаша. Ведь создатели многочисленных анализов по обстановке революции, гражданской войны, иностранной интервенции использовали лишь ряд указаний с небольшими дополнениями.

Алашское движение в данных и прочих явлениях истории неоднократно принимали участие. Цель участия – создание стереотипного мышления о своей организации. Заблуждение советской власти содействовало утверждению некоторых мифологем, которые позволяли усилить значение алашского движения на территории Казахстана.

Таким образом, в течение многих лет советские и казахские историки не уделяли должного внимания решению комплексных проблем, скопившихся вокруг общественно-политического движения «Алаш орды». Конструктивный анализ, проведенный нами, показывает стагнацию мысли, повтор имеющихся фактов, отсутствие аналитической оценки субъективных причин.

Резюмируем основные моменты первой главы.

В начале XX века в странах, находившихся под властью Российской империи, началось освободительное движение. Это движение было вызвано подъемом национально-освободительного и демократического движения в Индии, Китае, Иране и Турции. Интеллигенция национально-либерального направления создала новые доктрины, которые основывались на понятиях этнического, социально-культурного и религиозного тождества. Варианты таких доктрин - федеративный и унитарный - были предложены. На фоне радикальных националистических течений, охвативших всю Россию, алашское движение относилось к прогрессивной части сил, боровшихся против колониализма.

Создание Алаш партии было результатом политической деятельности национально настроенной казахской интеллигенции в начале ХХ века. В условиях колониального подавления казахского народа, экономических и политических притеснений, изъятия земель и бесчинств царских чиновников и местных управленцев, росло неудовлетворение общества и постепенно созревала политическая оппозиция. Именно национально-демократическая оппозиция в лице алашской интеллигенции стала движущей силой, выражающей недовольство народа и стремившейся к изменению политических реалий. Важное значение имел личностный фактор в формировании сущностных черт движения Алаш и его социально-политической ориентации. На первых порах, ядро Алаш партии составила казахская интеллигенция, как и в других политических партиях и движениях, которая взяла на себя роль духовного лидерства.