Файл: Общественнополитическое движение Алаш орда в историографии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характер деятельности алашевцев в социально-политической и культурно-просветительской сферах свидетельствует о их стремлении к национально-демократическим ценностям. Положительный национализм, как отмечал Джавахарлал Неру, является важным движущим фактором для народа, связанным с его традициями и общественными ценностями. Выработка требований по защите социальных, экономических и политических интересов казахского народа укрепляла солидарность масс вокруг идеи «Алаш». Интеллигенция имела значительное влияние на построение общественного мнения благодаря владению средствами массовой информации. Благодаря опыту участия в Государственной Думе России и других государственных органах, алашевцы обрели возможность перерасти в национальную политическую партию и продолжить свой путь развития.

Несмотря на то, что процесс формирования национальной партии у казахской интеллигенции был запущен, он оказался сильно затрудненным в связи с резкими изменениями, произошедшими в России в 1917-1918 годах. Руководители интеллигенции вынуждены были определить тактическую линию, направленную на усиление общенационального единства и консолидации казахского общества. Несмотря на неоконченный процесс формирования национальной партии, в конце 1917 года представители алашевского движения начали работу по созданию национальной автономии, которая должна была стать основой для дальнейшего национального развития казахского народа и защиты его интересов. В гражданскую войну, которая разразилась в России, втирая классовую и политическую междоуровневую разницу и споры, реализация национальной программы казахской интеллигенции была невозможна. Противостоящие политические силы использовали национальные движения в своих целях, но не исходя из интересов казахского народа.

Переход Алаш-Орды на сторону Советской власти в начале 1920-х годов сильно повлиял на прочность нового государственного порядка и социально-экономическую стабильность края. Однако, глубокие идеологические различия с советской властью привели к уничтожению тонкого слоя элиты, который служил культурной основой национального развития. В конце 1920-х -1930-х годов «идеологические разоблачения» алашской интеллигенции привели к этому процессу. Основной вклад движения Алаш-Орды в историю Казахстана в первой четверти ХХ века заключается в его роли в возрождении казахской национальной идентичности. Буржуазные националисты, действовавшие в 1900-1920 годах, стали движущей силой этого процесса, поскольку они понимали важность сохранения языка, истории и культурных традиций Казахстана. М.Б. Олкотт отмечает, что, несмотря на ограничения, наследие этого периода оказало важное влияние на развитие казахской национальной самобытности.


Глава 2. История движения Алаш в современной историографии
2.1. Исследование истории Алаш в конце 80-х - начале 90-х годов

 

С конца 1980-х годов проблемные исследования получили качественно новый импульс, когда с общества были сняты идеологические запреты. Это произошло одновременно с провозглашенным руководством КПСС курсом на перестройку и гласность, направленным на реформирование всех сторон жизни общества. В начале 1990-х годов появилось несколько монографий, в которых были определены основные концепции и подходы к рассматриваемой проблеме.

Историография Казахстана второй половины 1980-х гг. не могла достичь того же уровня развития, что историография всего Союза. В основном это было связано с жесткой политикой властей, которая сильно усилилась после событий декабря 1986 года. В период с 1986 по 1988 годы идеология КПСС по национальному вопросу в республике носила явно репрессивный характер. В результате позже, чем по всей стране, началась акция по реабилитации жертв тоталитарного режима.45

С этого времени началась активная работа по изучению и публикации материалов, связанных с алашской проблематикой. Изначально выпуск развивался за счет регулярных публикаций, направленных на раскрытие жизни и творчества забытых исторических деятелей Алаша.

Большую роль в переосмыслении сыграли научные конференции и круглые столы, на которых обсуждались новые подходы и обобщались результаты исследований.46 Таким образом, появились новые контуры подходов к решению алашской проблемы, ориентированные на научные методы и исследовательскую деятельность.

В июле 1989 года в Казахском НИИ марксизма-ленинизма состоялась дискуссия на тему «Алаш-Орда: история становления, деятельности и распада».47 В мероприятии приняли участие видные обществоведы, в том числе М. Козыбаев, А. Сармурзин, М. Койгельдинов, М. Бурабаев, В. Григорьев и другие. Характер и ход обсуждения проблемы выявил как традиционные, так и новые подходы к теме обсуждения.

Однако, несмотря на кажущееся противоречие между предметом и методами его исследования, большинство участников все же придерживались старых схем, в рамках которых предлагалось рассматривать алашскую проблему. Для более полного понимания этой проблемы потребовалась разработка новых теоретико-методологических подходов. Однако до середины 1990-х годов изменения в их знаниях были незначительными. Большинство работ, написанных на ранней стадии исследований, указывают на продолжение этой тенденции.



Таким образом, казахскоязычная литература стала отходить от старых догм и пыталась найти новые подходы к изучению данной проблемы, в то время как в публикациях, написанных на русском языке, по-прежнему доминировали старые оценки и подходы.

В работе В.К. Григорьева «Противостояние (большевики и непролетарские партии в Казахстане 1917-1920 гг.)» Алаш считается партией буржуазно-националистической направленности, выражающей интересы феодальной верхушки. Автор отмечает, что классовая ограниченность и неоднородность Алаша стали причиной его политического краха.

В своей работе В. Григорьев вдумчиво исследовал социально-экономические отношения в Казахстане в начале ХХ века. Он указывал на процесс капитализации, который оказал значительное влияние на социально-классовую структуру казахского общества и способствовал формированию национальной интеллигенции.

Автор обратил внимание на многослойную интеллигенцию и разделил ее на две неравные части: меньшинство численностью около ста человек, составлявшее, по мнению автора, элиту, и тех, кто не входил в это меньшинство. В элиту входили люди с высшим или незаконченным высшим образованием, выходцы из феодальных кругов, такие как А. Букейханов, М. Тынышпаев, Д. Досмухамедов и М. Чокаев.

Кроме того, автор дает оценку лидерству А. Букейханова в национальной партии «Алаш». Касаясь истории образования этой партии, В.К. Григорьев признает ведущую роль в этом процессе А. Букейханова. Он справедливо указывает, что именно он определил политический характер и социально-экономические проблемы казачества. В результате газета стала общенациональной, вокруг которой сплотились активисты и сторонники будущей партии.

Анализируя политическую платформу А. Букейханова и В. Григорьева, автор пришел к выводу, что они безоговорочно поддерживали самодержавие и придерживались регрессивных форм развития казахского общества с точки зрения эволюционизма. В целях сохранения преемственности в отношении политических взглядов А. Букейханова после Февральской революции Б. Элькеев подчеркивал его отказ от признания Советской власти и организации борьбы против нее, налаживание связей с контрреволюционными силами атамана Дутова и правительство Колчака.48

Для достижения своих целей А. Букейханов безуспешно использовал государственный флаг и национальную символику, которые были захвачены многими представителями интеллектуальных слоев казахского общества. Автор отмечает, что целями А. Букейханова было установление гражданского порядка на территории казахской автономии.


Исследователь Б.С. Познанский считал антисоветскую деятельность вождей в годы Гражданской войны контрреволюционной, что является общепринятой оценкой. Он считал, что такая деятельность только несовместима с работой руководителей советских партийных органов в 1920-е годы.

Однако на начальном этапе изучения вопроса существовала тенденция считать участие отдельных лидеров национальной интеллигенции в движении Алаш ложным и временным. Во многом это связано с официальной оценкой ЦК Компартии Казахстана, который продолжал определять политическую деятельность Алаша как «буржуазно-националистическую» с защитой «интересов феодальной верхушки казахского общества».49

При всем признании вышеперечисленных недостатков, связанных с отсутствием новых методов научного познания, переоценкой понятия дозированной истины в годы перестройки, написанные в то время работы значительно расширили пределы объективного изучения Алашской проблема.

 

2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш


 

С 1992 г. появилось значительное количество литературы, представляющей новый историографический срез в своих характеристиках. Это было связано с обретением Казахстаном государственной независимости и процессом демократизации. Обнародование ранее закрытых материалов КГБ и КНБ РК значительно расширило и обогатило источниковую базу для изучения данного вопроса. Анализ новых документов в научном сообществе привел к переосмыслению и отказу от давно господствовавших концепций и взглядов на историю движения Алаш. Поэтому этот период можно рассматривать как переломный в историографии исследований данной темы.

В рассматриваемый период значительно увеличилось количество публикаций, связанных с научными исследованиями. Большой интерес к теме нашел отражение в большом количестве публикаций, в том числе в обсуждениях на круглых столах, научных конференциях и семинарах. В то же время стали появляться работы более общего и монографического характера, энциклопедические словари, учебники и различные пособия для учащихся. Также были изданы документальные сборники и собрания сочинений. Это свидетельствует о повышенном интересе к исследовательской тематике в этот период.50

Значительная часть произведений опубликована на казахском языке. Разным аспектам алашской истории посвящены научные статьи таких авторов, как К. Нурпеисов, М. Койгельдиев, Т. Омарбеков, Григорьев, Т. Какишев, С. Аккулулыулы, А. Сармурзина, М. Кул-Мухаммед и др. другие стали. Персонифицированный характер большинства публикаций позволил выявить социальный характер будущего движения Алаш, политическую направленность и возможности за счет освещения неизвестных сторон жизни и деятельности А. Букетанова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, Акпаева, А. Ермеков, М. Тынысбаев, М. Шокай и многие другие.

Подготовка монографических исследований является качественным прорывом в историографии национально-освободительного движения и роли казахской интеллигенции в переломные периоды общественного развития. Такие работы открывают новые подходы к истории, их появление свидетельствует о важности этой темы. Среди наиболее ярких примеров таких монографий можно назвать работы Д.А. Аманжолова "Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш" (М, 1994), Нурпеисов К.Н. "Алаш и Алашорда" (Алматы, 1995) и Койгельдиева М. "Алаш козгалысы" (Алматы, 1996).