Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
§ 2.2 Концепция рациональной бюрократии
Бюрократизм является предметом глубокой рефлексии того, как побороть негативные качества бюрократии: беспредел чиновников, их нежелание служить интересам общества. Патримониализм доказал свою недееспособность. Широта способов решений проблемы была всеобъемлющей: от переосмысления государственного управления и дальнейшего его постепенного реформирования до поисков и разработок иных альтернативных решений с целью подавления негативных свойств бюрократии. Первым из учёных, кто проанализировал систему управления за всю историю её развития и вывел новый способ осуществления власти с помощью нанимаемых служащих, стал немецкий социолог и политический экономист Макс Вебер – основоположник теории «рациональной бюрократии».
Приведу основные идеи рациональной бюрократии, приведённые Вебером:
- непрерывность функционирования службы публичного назначения, в основе которой находятся нормы и полномочия, обозначающие сферу обязанностей, распорядительные полномочия, необходимые для их исполнения, перечень средств принуждения и условия их применения;
- иерархичность, выступающая основой формирования надзорной и контрольной деятельности за органами власти с предоставлением подчиненным прав осуществления жалоб на деятельность руководителей;
- совокупность правил, регламентирующих каждое действие посредством технических норм и инструкций;
- полное отделение административных управляющих систем и средств управления, действительное в условиях рациональности;
- аккуратность ведения документации и полное фиксирование процесса управления и принятия решений;
- невозможность присвоения должностей отдельными лицами[24].
Раскрою содержание основных идей подробнее. Во-первых, свойственное системе четкое разделение труда в отличии от патримониальной организации управления, где господин раздавал поручения подчинённым по случаю. Любой вид деятельности в рамках бюрократической системы раздроблен на элементарные операции простейшего типа, то есть узкоспециализированные виды работ, выполнение которых возложено формально на конкретные звенья. Такой подход обеспечивает высокую квалификацию специалистов узкого профиля на любом уровне управления, а также формирует условия для установления ответственности занятых в системе за эффективность своих действий в ее рамках.
Во-вторых, иерархичность управления. Бюрократическая система рационального типа выстраивается в виде иерархической пирамиды, в рамках которой нижестоящие уровни находятся под контролем и руководством вышестоящих уровней, передавая команды по цепочке. В патримониализме наблюдалось другое. Иерархичная лестница состояла из двух ступеней: первую ступень представлял господин, сосредоточивший всю полноту власти; вторая ступень представляли все служащие, подчинённые господину. Несение ответственности за работу подчиненных осуществляется руководителем, имеющим власть над подчиненными, пользующимся авторитетом и дающим приказания, которым персонал должен подчиняться. Бюрократическая система четко определяет величину власти руководителя над подчиненным ему персоналом. Бюрократическая система обеспечивает определенную совокупность прав и обязанностей. Осуществляется ответственность каждого должностного лица, функционирующего в ее рамках, то есть имеет место быть персональная ответственность. Должности высшего уровня наделены обязанностью осуществления управления, в то время как должности низших уровней – обязанностью подчинения.
В-третьих, исполнение заданий согласно системе общих правил постоянного содержания (опять же, что полностью противоречит патримониальной бюрократии, правила устанавливал господин по своему усмотрению). В рамках бюрократической системы формируется жесткий свод правил, стандартов и инструкций, определяющих порядок работы и сферу ответственности каждого члена этой системы. Эта мера направлена на исключение влияния индивидуальных характеристик членов системы на общий процесс ее функционирования. В результате выполняемые членами системы операции носят однородный характер исполнения за счет установленных регламентов. Также это обеспечивает высокий уровень скоординированности решения различных задач.
Таким образом, исходя из вышесказанных характеристик, сделаю вывод о том, что рациональная бюрократия функционирует по «понятиям», писаным правилам, в отличие от патримониальной, где она функционирует по «словам» господина, по его волеизъявлению. То есть, как пишет Л. А. Морозова, делопроизводство, которое выражается в наличии обязательных правил, строго регламентировано[25]. Нарушение этих правил расценивается как должностной проступок, за который несут ответственность.
В-четвертых, назначение должностных лиц по контрактам или договорам. В рамках бюрократической системы исключается избрание ее членов. Они осуществляют свою работу за фиксированную плату в денежной форме, получает право на пенсию. В патримониальной системе чиновники осуществляли свою служебную деятельность за бенефиций[26]. Должностные лица не могут присваивать должности и дохода, получение которых они обеспечивают. Главное назначение чиновника состоит в исполнении своих должностных обязанностей.
В-пятых, безличность руководителя с формальной точки зрения. В отношении руководителей бюрократической системой установлен свод строгих правил, который определяет порядок действий во всех возможных случаях. Назначение этих правил состоит в обеспечении безличности руководства и универсальности их использования. Истинно бюрократический руководитель осуществляет управление согласно инструкциям и должностным обязанностям, исключая свои личные соображения и эмоции. В неидеальных условиях формирующееся у руководителя отношение к подчиненным или клиентам оказывает влияние на принимаемые им решения. В то время как беспристрастность обеспечивает одинаково справедливое отношение к любым лицам.
Здесь тоже наблюдается противоположность патримониальной бюрократии и рациональной. В первой концепции управления эмоциональное содержание имеет большое значение. То есть господин принимает свои решения по отношению к подчинённым, опираясь на своё личное отношение к последним.
В-шестых, соответствие между занимаемой должностью и технической квалификации членов бюрократической системы. Главным требованием замещения должностей в рамках политической системы является техническая квалификация работника, подкрепленная дипломом, формальными экзаменами или процессом обучения. Это ограждает любого служащего от увольнения по произвольным причинам. Основой продвижения по службе в рамках бюрократической системы выступают достижения и стаж работы, или их комбинация. Такой подход кадровой политики направлен на развитие корпоративного духа служащих, воспитание у них лояльности к системе.
В патримониализме же служащие люди осуществляли свою деятельность, опираясь на жизненный опыт. Таких процедур как экзамены, мероприятия по повышению квалификации работников не существовало.
Также могу добавить и восьмую характеристику. Она проста, но важна. Чиновники обязаны знать содержание предписаний (законов), которые они обязаны соблюдать.
Приведу ещё одну характеристику, которая является следствием пятой. Она заключается в том, что в бюрократическом аппарате «должна быть свобода от субъективизма при принятии решений с целью гарантий от произвола конкретных исполнителей»[27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мне удалось выполнить задачи, изложенные во введении. Мне удалось исследовать две концепции теории бюрократии и сделать вывод о том, что патримониализм, которому характерен деспотический режим управления структурами и рациональная бюрократия, основанная на легальном господстве и строгой иерархии в администрации, являются по своему содержанию диаметрально противоположными.
Могу лишь добавить, что теория рациональной бюрократии послужила основой для дальнейших разработок и развития идеи эффективного управления. Также Веберовская теория (теории патримониальной и рациональной бюрократии) может послужить в качестве методологической базы для анализа структур государственного управления России в различных этапах её исторического развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Конституция Российской Федерации (гимном России). – Москва: Проспект, 2017. – 32 с
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063 (в ред. от 23.05.2016)
- Альпидовская М. Л. Концепция рациональной бюрократии индустриального общества М. Вебера // Вестник Финансового университета. – 2007. – С. 82-89
- Вебер М. перевод Рахманова А. Б. Бюрократия. Классическое наследие // Личность. Культура. Общество. Выпуск 1(34). – 2007. – С. 10-28
- Воротников А. А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Выпуск №4(91). – 2014. – С. 103-113
- Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. / Макс Вебер; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – T. 1. Социология. - 445 с
- Лугвин С. Б., Кочетов Б. Я. Традиционное общество и патримониальная бюрократия // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2005. – С. 41-47
- Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология (монография) / М. В. Масловский. – Н. Новгород., 1997. – 50 c.
Режим доступа: http://www.pavroz.ru/files/maslovskiiweber.doc
- Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах. – Москва: Эксмо, 2019. – С. 88-106
- Протасов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 19-22
- Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов. – Москва: Юрайт, 2010. – С. 183-217.
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 88. ↑
-
Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М., 2010. – С. 188,189. ↑
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 91. ↑
-
Буквы выделены жирным шрифтом мной, поскольку это пригодится ниже, а именно в следующем параграфе этой главы. ↑
-
Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М., 2017. – С. 4. ↑
-
Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М., 2010. – С. 184. ↑
-
Источник права – носитель информации о правилах, моделях поведения субъектов права. ↑
-
Далее – КРФ. ↑
-
Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М., 2017. – С. 5. ↑
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 100. ↑
-
Протасов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – М., 2020. – С. 19. ↑
-
Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М., 2010. – С. 213. ↑
-
Альпидовская М. Л. Концепция рациональной бюрократии индустриального общества М. Вебера // Вестник Финансового университета. – 2007. – С. 82. ↑
-
Протасов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – М., 2020. – С. 19. ↑
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 103. ↑
-
Протасов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – М., 2020. – С. 20. ↑
-
Там же. С. 21. ↑
-
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс ↑
-
Статус государственного языка РФ и субъектов Федерации (республик в частности) имеет конституционное закрепление – ст. 68 КРФ. ↑
-
Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология (монография) / М. В. Масловский. – Н. Новгород., 1997. – С.2. ↑
-
Патриархат — форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы в семьях обладают лидирующим положением. ↑
-
Лугвин С. Б., Кочетов Б. Я. Традиционное общество и патримониальная бюрократия // Вестник Московского университета. – 2007. – – № 5. – С. 82. ↑
-
Вебер Макс. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / Макс Вебер. – М., 2016. – С. 265. ↑
-
Взято из множества источников, в том числе и работах Вебера (подробнее в библиографическом списке). ↑
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 101. ↑
-
См. на стр. 17 курсовой работы. ↑
-
Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л. А. Морозова. – M., 2019. – С. 101. ↑