Файл: Понятие и виды источников права (Соотношение понятий источника права и формы права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Соотношение понятий источника права и формы права
II. Виды источников права в Российской Федерации
§ 1. Нормативно-правовой акт как источник права
§ 2. Нормативный договор как источник права
§ 3. Судебный и административный прецедент как источник права
Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытного общества не знали закона и руководствовались обычаями и традициями. Большая часть в их жизни играли мифы, ритуалы и церемонии. Тогда же зарождались и религиозные нормы. Право родилось гораздо позже, и его судьба во многом связана с появлением такого важного института общественной жизни, как государство.
Праву присущи признаки:
- право состоит из норм;
- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
- нормы права оформлены в официальной форме;
- юридические нормы отличаются формальной определенностью;
- нормы права образуют систему.
§ 2. Соотношение понятий источника права и формы права
Закон – это система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.[6] Рассмотрим соотношение закона
Рис. 1. Соотношение права и закона
«Право» и «закон» – это взаимосвязанные, но разные концепции. В целом «право» является более широким, чем «закон».
Вот отличия:
Закон не является единственной формой нормативных актов, включая декреты и декреты и постановления, а также корпоративные регламенты;
В дополнение к нормам, в источниках права может содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.
Понятие «форма права» и «источник права» тесно связаны, но не идентичны. Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено с внешней стороны, источник права указывает на истоки развития права, систему факторов, определяющих содержание и форму выражения.
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как любого начала или основания, а коренные причины, происхождение, в контексте правовых явлений следует понимать как источник права тремя факторами: 1) источником в материальный смысл 2) источник в идеологическом смысле 3) источник в техническом смысле - это форма права.
Существуют четыре основные формы права:
- нормативный акт является правовым актом, содержащим нормы права и направленным на разрешение определенных социальных отношений. (Конституция, законы, постановления);
- правовой обычай исторически является правилом поведения, содержащимся в сознании людей и вошедшим в привычку в результате многократного использования, ведущим к правовым последствиям (отношения частной собственности могут регулироваться обычаями делового оборота);
- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила закона и которые руководствуются в решении подобных дел (оно распространяется главным образом в странах семейного права - Англии, США, Канаде и т. д.);
- нормативное соглашение - соглашение между законодательными органами, в которых существует новая верховенство права (например, Федеральный договор РФ 1992 г.).
Вопрос о взаимосвязи между понятиями «источник права» и «право» в течение долгих лет остается одним из самых противоречивых.
Например, Т. В. Кашанина понимает под источниками права волю законодательных органов. Соответственно, источниками права могут быть воля человечества (права человека, принципы права); Воля народа (правила референдума); Воля государства (законодательства); Воля коллектива (корпоративные стандарты); Воли гражданина, организаций (Договорные правила). Форма права является резервуаром, в котором действуют юридические нормы.
Т. В. Кашанина выделяет в историческом контексте десять форм права, а именно правовую практику, религиозные тексты, юридический прецедент и деловую практику, осведомленность о законе, регулировании, правовой доктрине, судебном процессе, моральных взглядах, соглашении.[7]
Некоторые ученые также утверждают, не тождественность категорий права.
В то же время многие исследователи считают понятие «форма права» и «источник права» синонимами.
В частности, М. И. Баитин исходит из того, что форма права – это «определенные методы (способы, средства) выражения общественной воли общества. Форма показывает, каковы симптомы права, форма в которой он существует и функционирует в реальной жизни. Использование формы дает государству волю, доступную и обязательный характер, чиновник же воплощает волю к исполнителям. Через форму право, получает «начало в жизни», приобретает юридическую силу.[8]
Действительно ли можно представить себе бесформенные права или формы права без содержания. Содержание прав, наделенных определенной формой, становится его правовой формой.
Рассматривая проблему соотношения источников и форм права, мы считаем, что этот вопрос не может быть разрешен в одностороннем порядке, в прямой линии.
Анализ показывает, что «в некоторых отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и считаться идентичными, в то время как в других отношениях они могут сильно отличаться друг от друга и не могут считаться идентичными.
Форма и источник права идентичны, когда речь идет о вторичных, так называемых формально-правовых источниках права. Это подчеркивает, среди прочего, идентичность формы и источника права, где форма указывает, как организованная и выраженная вне юридического (нормативного) содержания и источника, каковы юридические и другие источники, определяющие факторы рассмотрения в форме закона и его содержания.
Что касается первичных источников права, то здесь рассматривать источники и формы права как взаимозаменяемые категории является неправильным. Материальные, идеальные, социальные источники права – это факторы, которые существенно влияют на процессы законотворчества и правоохранительных органов. Таким образом, термин «закон источника (формы)» можно рассматривать в нескольких аспектах. В материальном смысле слова источниками права являются материальные условия общества, порождающие необходимость правового регулирования общественных отношений, необходимость достижения компромисса противоречивых интересов различных заинтересованных сторон. В идеальном смысле источник права должен признать правовое сознание законодателя, считая, что эта группа общественных отношений должна быть решена соответствующими правовыми нормами. Во многих случаях своевременное принятие того или иного нормативного правового акта зависит от воли компетентного государственного органа.[9]
Наконец, источником права в формальном смысле этого слова являются различные формы внешнего выражения правил поведения участников общественных отношений. К ним относятся: правовая практика, нормативные акты, судебный (административный) прецедент, регламентирующие договоры, религиозные тексты, правовая доктрина.
Не все эти источники права имеют отношение к российскому законодательству. Поскольку Российская Федерация является светским государством, религиозные нормы не могут применяться для регулирования общественных отношений.
Научная доктрина, которую мы рассматриваем как неофициальный источник права, может оказать влияние на позицию правотворческих и правоохранительных органов. Источники права в соответствии с их юридической значимостью и порядком представления можно разделить на первичные, вторичные и дополнительные.
В заключении главы отметим, что в юридической науке и практике «вечная мечта» заключается в создании совершенной системы источников права. Некоторые исследователи считают, что все это утопия, поскольку общественные отношения очень динамичны и объективны, у законодателя нет времени для своевременного покрытия, прогнозирования, отражения всего многообразия нормативных требований. По нашему мнению, создание совершенной системы источников права вполне реально. Решение проблемы зависит от четкого определения критериев идеальных и, следовательно, эффективных форм права.
Это такие критерии:
- четкое законодательное закрепление его социальной и моральной ориентации;
- оптимальное сочетание этих законных средств, с юридической точки зрения и юридических запретов, юридических стимулов и правовых ограничений, юридических стимулов и судебного наказания;
- научное исследование (которое находит свое выражение, в частности, в усилении роли правовой доктрины, внедрении разработки теоретических моделей правовых норм);
- системное отношение к другим источникам права;
- легитимность (поддержка со стороны большинства населения, осознание необходимости принятия этих правовых положений, признание их справедливости);
- высокое техническое и юридическое содержание норм, отсутствие справочных правил; - простые механизмы реализации;
- предсказуемость законодателя, обеспечивающая необходимый импульс для развития правовой системы страны.
II. Виды источников права в Российской Федерации
§ 1. Нормативно-правовой акт как источник права
В российской правовой системе долгое время правовой акт был главным, если не единственным источником права, и сегодня играет ведущую роль в регулировании общественных отношений.
Это определяет внимание к изучению понятия «правовой акт» и его характеристик (признаков). Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практики по этому вопросу, можно констатировать, что на сегодняшний день не разработан единый подход к определению рассматриваемой категории и ее содержанию.
В правовой литературе, как характеристике правового акта, часто присутствуют следующие свойства: письменная форма овеществления, принятие уполномоченным органом (лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления) официальных, публичных волеизъявления характер и содержание действительности, дифференцированное, систематизированное, специальная процедура для принятия, установленная форма и структура, обязательная сила государства, нормативность, всеобщая юридическая сила.
Особый юридический характер и цель нормативных правовых актов обусловливают необходимость четкого определения формы документа. В юридической науке принято выделять внешнюю и внутреннюю форму нормативного правового акта.
Внешняя форма предназначена для аутентификации нормативного акта, который позволяет отличить его от других правовых актов. Такие опознавательные знаки называются – реквизитами. Внутренняя форма, то есть структуризация, которая включает в себя распределение юридического материала в совокупности его логической градации.
Правовой акт – документ предполагает письменную форму, это своего рода текстовое произведение, созданное в соответствии с такими актами, как правило, имеющее определенную структуру и детали.
Таким образом, нормативный правовой акт представляет собой документ, выраженный в письменной форме, имеет внутреннюю структуру, которая четко отвечает правилам юридического механизма. Он отличается использованием специальных терминов, наличием определенных деталей (тип, дата, номер, имя и т. д.).
Правовой акт является элементом интегрированной системы, с помощью которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений, исходя из приоритетов и задач государства и общества на определенном историческом этапе его развития. Иерархическая структура - это не столько знак индивидуального акта, сколько действия системы. Однако эта функция очень важна, так как только в связи с правилами и может выполнять свои задачи.
Н. Марченко считает, что созданная и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет решающее значение для упорядочения процесса законотворчества и право применения в целях создания и поддержания законности и конституционности. [10]На основе иерархии может быть идея юридической силы нормативных правовых актов, без которых их система не может функционировать. Все нормативные правовые акты имеют одинаковую юридическую силу, а юридическая сила - разные. Но существует общее правило, согласно которому правила более низкой юридической силы должны соответствовать нормативным актам большей юридической силы и не должны противоречить им.
Таким образом, юридическая сила показывает уровень подчинения этому акту, другим нормативным актам и устанавливает его роль и место в иерархии нормативных правовых актов. Верной является точка зрения, согласно которой юридическая сила закона определяется не только компетенцией органа, выдавшего его. Например, федеральные конституционные законы, основанные на Конституции Российской Федерации, не могут ей противоречить.