Файл: Понятие и виды источников права (Соотношение понятий источника права и формы права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая вопрос об иерархии форм права, В. А. Толстик выделяет семь факторов, доказывающих обоснованность форм права: степень оперативности выражения воли народа, степень общности (абстракции) закона, Важность регулируемых общественных отношений, кодифицировал характер акта, делегировал нормотворческие полномочия, надведомственный характер компетенции, совместное нормотворчество.

Нормативный правовой акт, принятый в процедуре референдума, должен иметь более высокую юридическую силу, чем правовой акт, принятый законодательной властью на том же уровне (федеральный, региональный, муниципальный).

Более высокие нормативные правовые акты должны включать более фундаментальные социальные нормы, чем более низкие. Необходимая иерархия в случае четкой законодательной базы классификации нормативных правовых актов, в том числе юридические полномочия. Законодательство включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. [11]

Таким образом, иерархические системы более характерны для совокупности правовых актов, чем другие источники права.

Нормативный акт регулирует социальные отношения. Правовое регулирование – сложный и деликатный вопрос. Он использует различные методы. Это достигается путем установления запретов, распределения обязанностей и расширения прав и возможностей. По характеристикам нормативных правовых актов соответствующие адресаты своих нормативных актов, так как их отношения являются предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения происходят между людьми и их коллективами. Таким образом, правовое регулирование основано на системе правовых норм, которые закрепляют модель желаемого социального порядка, то есть с помощью правового регулирования отношений между субъектами приобретают определенную правовую форму, которая изначально была государственной – властной персонаж. Не все отношения нуждаются в юридических последствиях, и не каждый может противостоять нормативному организационному воздействию. В сфере правового регулирования должны входить те отношения, которые отражают как индивидуальные интересы членов общества, так и общие социальные интересы, в этих отношениях реализуют взаимные интересы своих членов, эти отношения основаны на согласии выполнять определенные правила чтобы быть связанными этими правилами, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательство которых поддерживает жизнеспособную силу.


Выводы параграфа

С учетом сказанного мы можем сформулировать определение нормативного правового акта, который является официальным документом, принятым (выпущенным) в соответствии с законным порядком и формой, санкционированные субъектом (людьми, органами государственной власти и местными органами власти) при осуществлении своей юрисдикции, содержащими нормы права, т.е. безличные правила поведения общего характера, предназначенные для многократного использования, направленные на регулирование .

Ему присущи следующие характеристики: формальная, сильная иерархия контента, нормализация, принятие (издание) уполномоченного лица в соответствии с определенной процедурой, объективированное в статутной форме и имеющее определенную структуру, регулирующее общественные отношения, гарантированное принудительное право государства . Таким образом, концепция и характеристики нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Сохранялись коренные особенности изучаемого явления, например, его прямая связь с правительством. Все это указывает на необходимость новых доктринальных подходов к регулированию. Для достижения этого результата остро стоит необходимость принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», регулирующего систему нормативных правовых актов и законотворческий процесс.

§ 2. Нормативный договор как источник права

Нормативный договор – это соглашение между двумя или более сторонами, которое должно быть создано, изменено и отменено законом.

Главная характеристика нормативного соглашения как источника права состоит в том, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон.

В отличие от нормативного акта, который является односторонним актом воли, здесь необходим элемент добровольности в принятии на себя ответственности за соблюдение установленных правовых норм.

Но после того, как стороны подписали договор, они обязаны соблюдать его, содержащиеся правовые нормы.

Односторонний отказ выполнить его приведет к наказаниям. В отличие от обычая, которое исторически развивается, регулирующее соглашение является актом воли людей, актом сознательного поведения.

Нормативные контракты широко используются в международном (здесь это вообще главный источник права), конституционной, гражданской, трудовой и других отраслях права. У них могут быть разные названия: «договор», «соглашение», «соглашение» и т. Д., Но, самое главное, этот документ должен содержать нормы права.


§ 3. Судебный и административный прецедент как источник права

Во-первых, рассмотрим, что это – правовой прецедент.

Юриспруденция – это деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел (гражданских, уголовных, трудовых, семейных и т. Д.). В этой практической деятельности судебные органы также разработали нормы права, которые могут применяться в дополнение к праву, содержащемуся в правилах, могут быть его частью. Таким образом, судебная практика является источником права. Когда мы говорим о судебной практике как источнике права, используйте термин «прецедент».[12]

Судебный прецедент – это решение в конкретном случае, которое является обязательным для судов или нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел или служит примерной моделью для толкования закона (прецедент толкования).

Для судебного прецедента как источников права характерны: казуистика, множественность, несогласованность, гибкость.

- Казуистически. Прецедент всегда настолько конкретный, насколько это возможно, как можно ближе к реальной ситуации, поскольку он создается на основе решения конкретных, индивидуальных случаев, инцидентов.

- Множественность. Существует довольно много примеров, которые могут устанавливать прецеденты. Этот факт вместе со значительной продолжительностью прошлого (десятки, а иногда и сотни лет) вызывает огромное количество прецедентов.

- Несоответствие и гибкость. Ранее отмечалось, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным агентством, иногда бывают несоответствия и противоречия. Более того, неудивительно, что решения различных судов по подобным случаям могут сильно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях имеется выбор одного варианта разрешения дела, одного случая из нескольких. Письменный закон такого широкого выбора для выбора не предусматривает. Однако, в отличие от гибкости, которую иногда называют недостатками прецедентного права, его жесткости, связи судей после принятия решений по аналогичным делам, невозможности отступить от них даже за счет справедливости и целесообразности, Судебный прецедент является древним источником природы, и его значение варьируется в разные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира в Средние века.


Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавали необходимость при рассмотрении подобных дел. В целом многие институты римского права основаны на судебных прецедентах. В настоящее время в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Канада, Австралия и т. д.) [13]

Судебный прецедент является одним из основных источников права. В странах романо-германской правовой системы на рубеже XVIII-XIX вв. Основным источником права был признан нормативный акт. Однако, с конца девятнадцатого века. До настоящего времени ценность судебной практики как вспомогательного источника права не уменьшается, и в последнее время она играет все более важную роль в правоохранительной деятельности. В некоторых странах такая ситуация судебной практики закреплена в законодательстве.

В Российской Федерации судебная практика как источник права не признается, однако она, безусловно, влияет на принятие правовых решений, поэтому мы можем говорить о ее ценности как неформальном источнике права. Эта позиция исходит из того факта, что право, содержащееся в правилах, оставляет много двусмысленностей, а не полностью регулирует общественные отношения. Эта точка зрения достаточно убедительно не только в зарубежных, но и во внутренних исследованиях: до 1917 года и советского периода, и современного.

Выводы по параграфу

Вывод о том, что судебная практика может выступать в качестве источника права, находит свое подтверждение в действительности. Таким образом, суды низшей инстанции следят за действиями вышестоящих судов и стараются следовать им при решении подобных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены в кассационной или надзорной процедуре более высокого уровня. В конечном счете, суды всех уровней сосредотачиваются на решении конкретных дел высшим судом.

Под влиянием этих аргументов в литературе в последние годы было выдвижение требования признания судебного прецедента как полного источника права. Этот вопрос вызвал к жизни ряд исследований как теоретического, так и отраслевого характера. Его решение, однако, далеко не уникально в современных российских условиях в связи с существующей концепцией источников права.

Ученые говорят о необходимости осторожного подхода к судебному прецеденту как источнику права, исторически сложившемуся в англо-американской правовой семье, что одной из тенденций развития правовых систем является активизация судебной практики, это требует усиления Позиция судов в толковании закона: но признание судебного прецедента источником права было бы шагом назад и отходом от идеи верховенства права. [14]


Независимая проблема – правовой характер решений (разъяснений) Пленум Верховного Суда Российской Федерации по отдельным категориям дел, являющихся базовыми по обобщениям судебной практики. Эта проблема в отношении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР обсуждалась на протяжении десятилетий в советской юридической науке. Некоторые авторы были склонны отрицать нормативный характер этих документов (поскольку нет верховенства закона), называя их актами толкования. Другие, напротив, признавали нормативный характер решений Пленума Верховного Суда СССР и предлагали рассматривать их в качестве ведомственных нормативных актов.

Другая научная позиция, заслуживающая внимания, заключается в признании консолидации судебной практики независимым источником права. В этой связи иногда предлагается отделить фактический судебный прецедент и прецедент толкования. Все, что касалось судебной практики как источника права с определенными оговорками, можно отнести к административной практике.

§ 4. Правовой обычай как источник права

Признано, что некоторые из источников права, сделав значительную эволюцию с самых древних времен, сохранились в правовых системах сегодня.

К ним относятся, в частности, и юридическая практика. Как справедливо полагал Н. Н. Разумович, «нравится нам это или нет, обычное право действует: оно существует, и будет существовать до тех пор, пока существует право, влияющее на правовое развитие, заполнение пробелов в областях юридической связи, а также там, где законоположение неустойчиво» [15].

Сохранение и использование в историческом развитии форм права, охватываемых понятием «преемственность».

Непрерывность правовой традиции имеет три аспекта:

А) восприятие традиции в возникновении государства и права,

Б) восприятие уже существующей правовой традиции в историческом переходе от одного закона к другому,

C) признание таможенного статуса законным в государственном образовании.

Исторически сложилось, что каждая нация имеет право развиваться как устоявшийся порядок отношений между людьми, непосредственно из-за воспринимаемой потребности соблюдать универсальные правила (Таможней) процесс совместного участия в производстве, обмене, распределении и потреблении.

Так было, в частности, право древних индусов, древнегреческих, древнеримских, древнегерманских, древнерусских и т. Д. Об этом свидетеле существовали по законам Ману, законам XII таблиц, закону Салика, «Русская правда» - акты, в основном отражающие обычаи.В Древнем Риме, несмотря на развитие законодательства, широко использовались юридические методы и были присущи юридические и технические особенности. Обычное право в римском праве, обозначаемое специальными терминами: более maiorum, обычаи их предков; Usus - обычная практика; Соммэнтари понфик - обычаи, преобладающие в практике священников; Соммэнтари маистратум - обычаи, преобладающие в практике магистратов; Cosuetudo - изготовленный под заказ.