Файл: Развитие теории и практики менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможность применения данного инструмента в менеджменте обусловлена четырьмя предпосылками: реальные проблемы управления, с которыми сталкиваются менеджеры, отличаются высокой сложностью, большим количеством переменных, значительная часть факторов производства может быть подвержена количественному анализу, при этом ориентирами выступают экономические показатели, математические модели в науке управления дают возможность получить представление о реальном положении дел, а также путях его улучшения, компьютеры повышают эффективность обработки больших объемов информации. Ключевым отличием школы науки управления является переход от словесных описаний к четким моделям и количественным переменным [11, с. 66].

В рамках школы реализуются следующие подходы: процессный подход (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций), системный подход (организация рассматривается как система, обладающая синергетическим эффектом, т.е. не сводящаяся к простой сумме свойств входящих в нее компонентов), ситуационный подход (учитывает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия).

1.3 Принципы теории менеджмента

Принципы теории менеджмента – это устойчивые требования и общие закономерности, соблюдение которых должно обеспечить эффективное развитие объекта управления.

Основатель менеджмента как науки Ф.У. Тейлор в своих изысканиях исходил из того, что эффективная организация системы работы требует создания системы управления, обеспечивающей максимальный рост производительности и при этом порождающей наименьшие затраты. Ф.У. Тейлор сформулировал ряд принципов управления, которые обеспечивают достижение указанной цели: принцип соответствия работника занимаемой должности. Работник, хорошо справляющийся с функциями одной должности, может оказаться бесполезен на другой должности (в силу нехватки знаний, умений, личностных особенностей). Для реализации этого принципа Ф.У. Тейлор предлагал внедрять систему научного подбора кадров, дополняемую системой обучения профессии, принцип научного подхода. Каждый элемент работы должен выполняться не «как получится», а на основе научной разработки. Ф.У. Тейлор предлагал отказаться от эмпирического поиска способов и методов выполнения работы каждым отдельным рабочим. Он проводил хронометрирование операций с разбиением их на простейшие элементы, изучал наиболее эффективные практики и предлагал оформить их в виде инструкций, обязательных для исполнения всеми рабочими [14, с. 47].


Такая стандартизация, унификация и алгоритмизация вызвала бурную критику его учения – возмущение вызывало обесценивание личного мастерства. Тем не менее, именно развитие этой системы заложило фундамент конвейерному производству, которое оказало существенное влияние на развитие американской промышленности, принцип кооперации рабочих и менеджеров. Невозможно разделить саму работу и управление. Если действия менеджеров будут встречать сопротивление со стороны рабочих, они будут неэффективными, принцип разделения ответственности. При этом на отдельного рабочего должна возлагаться ответственность только за его личные действия, а на руководителя – за всю выполненную его подчиненными работу.

Впоследствии принципы теории менеджмента получили развитие, в более поздних трудах выделялось большее количество принципов.

Принципы теории менеджмента Гаррингтона Эмерсона [18, с. 67].

Гаррингтон Эмерсон выделял 12 принципов теории менеджмента: Четкое обозначение идеалов и постановка целей. Без конкретного целеполагания невозможно определять пути и методы, поскольку непонятно, ведут ли они к желаемому результату. Здравый смысл. Любое начинание может быть доведено до абсурда, до обратного эффекта, если не применять принцип здравомыслия. Компетентная консультация. Для совершенствования системы управления важно привлекать компетентных специалистов в различных областях, получать от них рекомендации и советы. Дисциплина. Обязательными предпосылками дисциплины является четкое распределение зон ответственности, обязанностей. Каждый сотрудник должен понимать, за что он отвечает, кто его может наказать и поощрить в каком случае. Справедливое отношение к работникам. Хорошая работа должна вознаграждаться, а плохая – наказываться. Оценка должна быть максимально объективной, не зависящей от личных отношений. Обратная связь. Это единственный способ надежно и оперативно учитывать реакцию на предпринятые действия, внедренные механизмы. Если в системе обратной связи возникают нарушения (мнение подчиненных не учитывается), система управления перестает работать. Планирование работ как основа соблюдения строгого порядка. Использование расписаний и норм. Чтобы получить высокие результаты, усилия нужно не увеличивать, а сокращать. Это становится возможным благодаря учету и использованию резервов производительности, уменьшению неоправданных трудозатрат, снижению потерь материалов, времени, энергии. Производительность – относительный показатель, результат должен оцениваться в сопоставлении с затратами на его достижение. Нормализация условий. Не люди должны подстраиваться под некомфортные условия, а условия отвечать человеческим потребностям, давать возможность производить больше и качественнее. Нормирование операций. При этом задания должны быть посильны для рабочего. Если слишком завысить требования, человек смирится с невозможностью достичь показатели и даже не будет стремиться к их выполнению. Точность и наглядность инструкций. Рабочие должны получать понятные инструкции – достаточно подробные и логичные, оформленные в виде схем действий, позволяющие освободить от запоминания рутинных данных. Вознаграждение за производительность. Система оплаты труда должна включать учет как затрачиваемого времени, так и умений, навыков, мастерства каждого работника, если они проявляются в качестве работы.


Принципы теории менеджмента Уильяма Эдвардса [19, с. 113].

Деминга Уильям Эдвардс Деминг сформулировал 14 принципов теории менеджмента: Постоянное улучшение качества продукции и услуг как главная цель управления. Принятие новой философии, изменение стиля управления. Необходимо осознать невозможность оставить все как есть. Прекращение зависимости от инспекций. Прекращение заключения контрактов по принципу самой низкой цены (без учета других факторов). Постоянная работа с одним поставщиком и совместное снижение издержек намного эффективнее частой смены партнеров. Постоянное улучшение системы. Обучение без отрыва от рабочего места. Учреждение института руководства. Искоренение страхов. Работники должны быть позитивно настроены к трансформациям. Устранение барьеров между группами персонала и отделами. Исключение пустых лозунгов. Исключение цифровых квот в системе управления работами. Предоставление возможности для гордости от принадлежности к организации. Поощрение самосовершенствования и дополнительного образования. Вовлечение каждого сотрудника в преобразования компании.

Таким образом, за сравнительно небольшой период времени (теория менеджмента является очень молодой) был пройден большой путь, сменилось несколько господствующих концепций. В настоящее время менеджмент продолжает активно развиваться.

2. Теоретические основы организации системы менеджмента

2.1 Понятие функций менеджмента и их классификация

Процессом управления называют совокупность взаимосвязанных, последовательных действий, по использованию и формированию ресурсов организации, направленное на достижение определённых целей. Такие действия крайне важны для рыночного успеха организации и носят название функций менеджмента. Сам процесс управления является суммой всех функций [8, с. 12].

Значение функций менеджмента. В любой организации, менеджмент несёт в себе общие функции. Это планирование, контроль, организация, координация, учёт и анализ. Без этого перечня тяжело себе представить функционирование любого предприятия. Каждая из этих функций является необходимой:


  1. Планирование является предопределяющей функцией менеджмента. Она предусматривает определение стратегий, целей, задач. Определяет политику подразделений и выбирает решения по работам для подразделений.
  2. Организация направлена на формирование управляющих систем и связей между данными системами. Она обеспечивает упорядоченность всех сторон деятельности для каждого субъекта хозяйствования.
  3. Мотивация служит для побуждения сотрудников к высокопроизводительной деятельности. Она способствует достижению целей организации через удовлетворение потребностей сотрудников.
  4. Контроль – система, несущая в себе проверку и наблюдение за соответствием реального функционирования организации, установленным или принятым стандартам, а также иным нормативам. Контроль выявляет допущенные отклонения, их причины, способствует их корректировке.
  5. Координация, своей целью ставит обеспечение пропорционального и гармоничного развития всех сторон деятельности организации.
  6. Регулировка направлена на преодоление противоречий между организациями, порядками, факторами. Она направлена на устранение противоречий приводящих к беспорядку в процессе хозяйствования [11, с. 95].

Роль финансового менеджмента заключается в повышении эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, что приводит к повышению его конкурентоспособности и реализуется через функции, которые представлены ниже на рисунке 1.

Рис.1. Функции финансового менеджмента

Функции менеджмента отражают сам процесс управления, формируют вид управленческой деятельности. Выработка целей, стратегий, воздействий, выбор и формирование команды – являются результатами управления. Функции менеджмента способствуют правильной расстановке приоритетов, грамотному анализу цели и положения, формированию благополучной и продуктивной производственной среды. Они являются главным оружием в любой системе управления, которые способны принести видимые результаты [16, с. 67].

Тщательное определение целей, основанных на анализе, распределение работы по этапам, отслеживание изменений для достижения поставленных задач, контроль за реализацией проектов на практике - всё это функции современного менеджмента. Он характеризуется комплексом мер, который обеспечивает рациональное управление экономическими процессами и способствует организации хозяйственной деятельности таким образом, чтобы она была высокоэффективной и отвечала всем современным требованиям [22, с. 67].


Классические виды менеджмента. На практике работают все виды менеджмента, любой из них должен применяться в рамках одной хозяйственной системы для реализации задач комплексно. Виды менеджмента:

  • организационный, заключается в организации и построении системы управления предприятием или определённой сферы деятельности, распределении функций, организационных задач, обязанностей, ответственности исполнителей; разработка и утверждение норм, положений, инструкций, необходимых для исполнения также относится сюда;
  • стратегический, это планирование на длительную перспективу развития предприятия, которое производится под контролем руководства и топ менеджмента; оно основывается на изучение потребительского спроса, потребностей людей и изменении их с развитием общества и внедрения новых технологий и тенденций;
  • тактический, этот вид ещё называют текущим, потому что он охватывает процесс ближайшего планирования - на квартал, полугодие, год; менеджеры среднего звена отвечают за этот сегмент, правильная организация которого позволяет слаженно работать системе каждый день, в любом направлении: маркетинговом, финансовом, производственном, кадровом, исследовательском и т. д.
  • оперативный, призван чётко контролировать слаженность всех процессов на данный момент деятельности; в ходе рабочего процесса могут возникать непредвиденные ситуации или отклонения в отработанной схеме, и именно оперативное управление решает данные проблемы с помощью быстрых решений, способных исправить негативную или изменившуюся ситуацию [12, с. 47].

Формы менеджмента. В каждой отдельной производственной или иной системе существует свой определённый управленческий уклад, со своими распределениями полномочий и функций, своими взаимосвязями и взаимозависимостями, которые и являются формами менеджмента [23 с. 92].

Формы менеджмента бывают:

  • менеджмент по целям, в данном случае работа ведётся через внедрение системы бизнес-планирования для отдельных подразделений и предприятия в целом; выполнение данных планов зависит от инициативы самих сотрудников и их видения ситуации, но руководство в данном случае требует их обязательного выполнения;
  • управление по результатам, когда итог работы оценивается по конечным результатам труда каждого работника, в процессе деятельности весь процесс контролируется менеджерами для исключения использования продуктов труда в личных целях;
  • управление через активизацию работ, то есть основанное на поощрении работников материальными, социальными, эмоциональными благами для стимулирования мотивации, в случае, когда работники не проявляют инициативы в процессе труда;
  • менеджмент, построенный на систематических проверках и распоряжениях, оправдан, когда работа отдельных отделов или подразделений недостаточно координируется и требуется дополнительный контроль управленцев, в виде проверок, планёрок, бесед и т. д.
  • использование искусственного интеллекта, в процессе управления, необходимо в случае сложного многоступенчатого устройства самого предприятия с множеством отделов и подразделений, между которыми взаимодействие ведётся на уровне распоряжений, указов, служебных записок; организовать быструю систему взаимодействия возможно посредством специально разработанных компьютерных программ.