Файл: Развитие теории и практики менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая наука базируется на использовании исторического метода, который позволяет изучить предмет исследования во всем его многообразии. Постижение истории позволяет нам в дальнейшем избежать несоответствий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития той или иной науки. Искусство управления в этом отношении также требует глубокого изучения.

Развитие науки управления свидетельствует, что утопические концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени.

В процессе эволюции условий жизни людей (производительные силы, окружающая среда, природа) изменяются и сами люди. Следовательно, должны изменяться, совершенствоваться подходы к управлению, организации общественного производства. Сами идеи и принципы могут оставаться неизменными, но их исполнение соотносится с требованиями и условиями конкретной экономической ситуации. Изучение истории управленческой мысли обязано содействовать развитию ощущения решительности в постановлении образующихся трудностей через обогащение их знаний о практике и теории управления. Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы. Управление персоналом организации или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Актуальность исследования темы данной работы связана с тем, что сегодня эффективное управление людьми имеет большое значение для всех организаций, поскольку без людей не будет и самой организации, и ни одна организация не сможет реализовать свои целей и выжить. Поэтому управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.


Объект исследования – история менеджмента.

Предмет исследования – формы организации в менеджменте.

Цель исследования – рассмотреть историю развития менеджмента.

Задачи исследования:

  • рассмотреть историю развития менеджмента;
  • изучить теоретические основы организации системы менеджмента;
  • исследовать анализ формы организации системы менеджмента на примере ООО «ЭЦВ».

В процессе работы был применен метод теоретического исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; систематизацию, обобщение.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. История развития менеджмента

1.1 Развитие теории и практики менеджмента

Развитие теории и практики менеджмента – это обусловленный объективными (развитие общества и науки) и субъективными (менталитет руководства, его взгляды, восприятие научных теорий и закономерностей, консервативность и ориентированность на нововведения) обстоятельствами непрерывный процесс [9, с. 79].

Практическая деятельность в сфере менеджмента является фундаментом, без которого невозможно эффективное функционирование современных предприятий. Организация не может действовать в постоянно трансформирующихся условиях внешней среды без грамотно спроектированной системы управления. На представления об управлении компанией оказывают влияние разнообразные факторы: характеристики внешней среды, уровень развития технологии, принятая в обществе система трудовых отношений, развитие информационных технологий.

Среди ученых не сформировано единого мнения о том, с какого момента управленческая деятельность приобрела статус самостоятельной сферы, перестав быть косвенным проявлением власти. По мнению Р. Ходжеттса, условия для выделения менеджмента как специфического вида деятельности сформировали три управленческие революции:

  • религиозно-коммерческая (V-IV тыс. лет до н. э.). В это время шумерские жрецы перестали приносить кровавые жертвы богам. Дань стала взиматься продуктами, которые находили практическое применение – использовались для обмена, накопления и потребления. В ведение жрецов были отнесены не только ритуальные почести, но и сбор налогов, распределение государственного бюджета и подобные обязанности;
  • светско-административная (1792-1750 гг. до н.э.), связанная с реформами вавилонского правителя Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи сформировал первую административную систему, регулирующую многообразие отношений между разными социальными группами;
  • производственно-строительная (605-562 гг. до н.э.), связанная с вавилонским царем Навуходоносором II. Его заслугой является совершенствование организации труда (в зернохранилищах и на текстильных фабриках) [14, с. 12].

А. И. Кравченко дополняет список еще двумя революциями:

  • промышленная (Великая индустриальная революция XVIII-XIX вв.), стимулировавшая развитие капитализма в Европе. С этого момента обогащавшие менеджмент открытия стали происходить регулярно. На смену единому руководителю-собственнику пришел распределенный акционерный капитал, а управление при этом было передано наемным менеджерам;
  • менеджерская революция (середина XX века), в ходе которой появился класс профессиональных менеджеров.

Современный менеджмент как наука развивается высокими темпами за счет синтеза накопленных практических наблюдений и теоретических разработок.

Этапы развития теории и практики менеджмента. В развитии теории и практики менеджмента можно выделить множество подходов и школ. Тем не менее, можно выделить определенные крупные этапы. Первые работы, демонстрирующие научный подход к обобщению накопленного управленческого опыта и закладывающие основы менеджмента как науки, появились в конце XIX – начале XX века [1, с. 25].

Исторически первым стал классический этап менеджмента, в рамках которого можно выделить три компонента:

Научный менеджмент (представители Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилберт и др.). В центре внимания исследователей находилась научно обоснованная организация производственных процессов, максимальная рационализация и стандартизация.

Административный менеджмент (представители А. Файоль, М.П. Фоллет и др.). Акцент смещается на изучение организации в общем, а также функциям планирования, организации, координации и контроля.

Концепция бюрократических организаций (ярчайший представитель – М. Вебер), предполагающая четкое разграничение сфер ответственности и должностных обязанностей рабочих, разделение управления и собственности, ведение отчетности в формализованном виде. В 1930-х развивается школа «человеческих отношений», логическим продолжением которой стала школа поведенческих наук. На этом этапе в центр внимания были помещены поведение и потребности работников, психология отношений, групповые интересы и социальные взаимодействия.

Эмпирической базой послужили эксперименты Э. Мэйо, проведенные в 1927-1933 гг. на предприятиях «Вестерн Электрик» в городке Хоторн (так называемые Хоторнские эксперименты) [4, с. 49].

Среди важных принципов управления, сформулированных на этом этапе, можно указать следующие: у каждого индивидуума есть уникальные цели, мотивы, потребности, для формирования положительной мотивации с рабочими нужно обращаться как с личностями, а не как с «роботами», на производительность труда влияют семейные или личные обстоятельства рабочих, решающим фактором является эффективная информация и процессы обмена ей.


В рамках этого этапа была разработана знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу. Во второй половине XX века начинается новый этап развития теории и практики менеджмента, связанный с появлением количественной школы науки управления. Ее особенностью стало широкое применение математических моделей для решения управленческих проблем.

Основные подходы, применяемые на этом этапе:

  • процессный (управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций – планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, связанных принятием решений и коммуникациями),
  • системный (процессы и явления рассматриваются как целостные структуры, системные объекты),
  • ситуационный (это не просто способ мышления, но и набор конкретных действий, его сущность сводится к тому, что различные ситуации для достижения максимального эффекта требуют применения разных инструментов управления и разных методов) [5, с. 111].

Необходимо отметить, что развитие менеджмента происходило не единообразно по всей планете. На каждом из этапов проявлялись национальные особенности, что привело к формированию японской, европейской и американской моделей, имеющих значительные различия

1.2 Эволюция теории менеджмента

Эволюция теории менеджмента – это процесс изменения господствующих среди исследователей подходов к управлению. Теория менеджмента как самостоятельная сфера исследований зародилась в конце XIX-начале XX века. История практики управления насчитывает многие тысячелетия, а теории – чуть более века. Причиной возникновения менеджмента как науки стали новые практические проблемы, вызовы новой производственной системы. Это привело к поиску и систематизации методов и форм управления, а также появлению менеджеров (управленцев) как отдельного класса сотрудников.

Основоположником теории менеджмента обычно называют Ф.У. Тейлора – американского исследователя и инженера (хотя, для справедливости, следует отметить, что попытки систематизации опыта управления предпринимались и раньше – например, Ч. Беббиджем в изданном в 1832 году труде «Экономика машин и производства»). Его предложения в части организации управленческих отношений и труда привела к «организационной революции» [2, с. 63].

В основе тейлоризма закреплены следующие положения: работу необходимо анализировать, изучая этапы ее выполнения (желательно раздробить работу на элементарные операции), для каждого вида работ следует подбирать подходящих сотрудников, для достижения более высокого профессионализма рабочих целесообразно обучать и тренировать, а не оставлять все вопросы на самосовершенствование, между рабочими и администрацией важно наладить сотрудничество (включая обратную связь). На основе принципов, сформулированных Ф.У. Тейлором, «автомобильный король» Г. Форд совершил «революцию в цехе» - впервые применил конвейерную систему в производстве автомобилей. В его системе приоритетная роль была отведена технике и технологии, а человек вписывался в нее.


Классиками стали и такие ученые, как Г. Эмерсон (сформулировал принципы производительного труда), А. Файоль (создал «теорию администрации»). А. Файоль выделял в функционировании предприятия операции шести групп: технические – собственно производство, коммерческие – приобретение, реализация, обмен, финансовые – привлечение и распоряжение средствами, учетные – калькуляция, бухгалтерия, статистика, страховые, административные – планирование, организация, координация, контроль [5, с. 136].

Теория «человеческих отношений» и поведенческая теория Классический этап характеризовался обезличенным подходом к рабочим. В основе рекомендаций лежала унификация, стандартизация. На следующем этапе больше внимания начинает уделяться психологии личности. Основоположником теории «человеческих отношений» стал Э. Мэйо. В рамках этой теории складывается понимание роли человеческого фактора, развиваются идеи о человеке в организации.

Одним из важнейших выводов стало осознание того, что профессиональная подготовка руководителя должна включать психологические науки: психологию управления, социальную психологию, деловой этикет и т.д. Развитием школы «человеческих отношений» стала поведенческая теория, уделявшая пристальное внимание мотивам и механизмам человеческого поведения.

В рамках этой теории А. Маслоу разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей», определяющую иерархию человеческих потребностей от базовых к более высоким. Таким образом, на этом этапе важнейшими для менеджмента признавались приемы управления человеческими отношениями для повышения производительности труда. Для этого изучались такие факторы, как мотивация, групповая динамика, коммуникация, исследование поведения людей и его мотивов. Школа науки управления как современный этап эволюции теории менеджмента Следствием развития математики и информационных технологий стало появление школы науки управления. Ее фундаментом является количественный подход, предусматривающий применение научных методов при анализе проблем управления и функционирования производственных систем. Для этого активно используется компьютерная техника и математические методы. Важным инструментом школы науки управления является математическая модель [8, с. 102].

Математическая модель – это приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики. Модель позволяет упрощенно отобразить сложную ситуацию, явление или процесс. При этом незначимые в условиях данной проблемы и переменные отбрасываются, что позволяет сконцентрироваться на значимых, количество которых сокращается до управляемого.