Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития менеджмента
1.1 Развитие теории и практики менеджмента
1.2 Эволюция теории менеджмента
1.3 Принципы теории менеджмента
2. Теоретические основы организации системы менеджмента
2.1 Понятие функций менеджмента и их классификация
2.2 Механистическая форма организации
2.3 Органическая форма организации
3. Анализ формы организации системы менеджмента на примере ООО «ЭЦВ»
3.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности учреждения
3.2 Предложения по совершенствованию форм управления ООО «ЭЦВ»
3.3 Рекомендации по совершенствованию форм управления ООО «ЭЦВ»
Для работы каждого предприятия разрабатывается своя эффективная система управления. Применяя теоретические данные по видам и формам менеджмента на практике, можно добиться действительно положительных результатов в производственном процессе [19, с. 113].
2.2 Механистическая форма организации
Исторически первым из существующих организационных форм сформировался бюрократический или механический тип организационных структур. Эту концепцию в построении организационных структур разработал немецкий социолог М. Вебер в начале XX в.
Сущность механистического подхода Механистический подход в проектировании организации можно охарактеризовать использованием формальных процедур и правил, узкоопределенной ответственностью в работе, централизованным принятием решений, жесткой иерархией власти. С этими характеристиками организация может эффективно действовать в условиях, когда существует низкая неопределенность того, где и как, когда выполнять работу и в случае несложного и нединамичного внешнего окружения. Так, даже самое современное производство автомобилей может быть вполне эффективным в рамках механистической структуры, поскольку проблемы внешней среды, с которыми данное производство сталкивается, за последние десятилетия мало изменились. Ряд специалистов считает механистический подход синонимом бюрократической организации М. Вебера [18, с. 69].
Социолог Макс Вебер в 1900-х годах сформулировал концепцию бюрократии, а именно, что нужно сделать, чтобы организация работала, словно машина. Теория Вебера не содержала конкретных описаний организаций, им предлагалась бюрократия как некая нормативная модель, идеал, к достижению которого все организации должны стремиться. Характеристиками системы М. Вебера являются:
- четкое разделение труда, что приводит к появлению в каждой деятельности высококвалифицированных специалистов; иерархичность управленческих уровней, при которой каждый из нижестоящих уровней контролируется и подчиняется вышестоящему;
- наличие взаимоувязанной системы формальных стандартов и правил, обеспечивающих однородность выполнения персоналом своих обязанностей и скоординированность разных задач;
- формальный дух обезличенности, с которым свои должностные обязанности официальные выполняют лица;
- осуществление найма на работу в строжайшем соответствии с квалификационными требованиями.
Механистический тип организации, основанный на теории М. Вебера, определяющей использование формальных процедур и правил, централизованном принятии решений, узко обозначенной ответственности в работе, жесткой иерархии власти [14, с. 58].
Рис. 2. Черты организаций механистического типа
Данному типу организации присущ ряд специфичных черт (рис. 2):
- узкая специализация в работе;
- четко определенные права и ответственность;
- работа по правилам; объективная система вознаграждения;
- ясность в уровнях иерархии;
- объективные критерии отбора кадров;
- формальные отношения, имеющие официальный характер.
Главными понятиями бюрократического типа организационных структуры – рациональность, ответственность и иерархичность. При этом рекомендуется разграничивать такие понятия, как «человек» и «должность», поскольку состав и содержание управленческой работы должен определяться исходя из потребностей организации, но не людей, работающих в ней. Сформулированные четко предписания по каждой из работ не оставляют места для проявления индивидуального подхода и субъективизма. В этом и состоит принципиальное отличие бюрократической структуры от предшествовавшей ей неупорядоченной общинной системы управления [17, с. 116].
Бюрократия часто ассоциируется с некомпетентностью, жесткостью, волокитой, нелепостью и неэффективностью правил. В бюрократической модели заложен потенциал проявления при некоторой ситуации данных негативных явлений. Поэтому следует четко различать то, как бюрократическая организация должна работать, и то, как она работает в ряде больших предприятий и учреждений.
Преимущества свои, такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при определенных условиях (рис. 3):
- общие задачи и цели в организации известны;
- работа в организации может быть разделена на отдельные операции;
- достаточно простая общая организационная цель, чтобы позволить выполнить ее на базе централизованного планирования;
- выполнение работы каждым сотрудником достоверно измеримо;
- персонал мотивирует денежное вознаграждение;
- власть руководителя признается законной [10, с. 55].
Рис. 3. Условия существования организаций механистического типа
Существуют и прочие условия, необходимые для успеха организации: спрос на результат деятельности и наличие ресурсов. Но вышеперечисленные условия важны, прежде всего, для эффективной деятельности организации механистического типа. Бюрократические организационные структуры показали эффективность особенно в крупных организациях, в которых важно обеспечивать слаженность и четкость в деятельности коллективов людей, работающих на одну цель. Такие структуры позволяют человеческую энергию мобилизовать и кооперировать труд работников при решении сложнейших проектов в массовом или крупносерийном производстве [9, с. 221].
Недостатки организаций механистической формы. Можно отметить существенные негативные характеристики бюрократии. Одно из ключевых – это трудности, которые возникают в бюрократических структурах и связаны с преувеличением значимости стандартов, правил, процедур, норм. Это может привести к тому, что организация гибкость поведения утрачивает, ухудшаются отношения с клиентами. Бюрократические структуры по-новому реагировать на окружающие условия не могут, а это необходимо для эффективного функционирования современной фирмы. Исключительный упор на строжайшее соблюдение правил приводит к негибкости и нарушению способностей организации вводить в процесс своей деятельности новые элементы. Как показал опыт, те организации, которые по-новому должны реагировать на изменения условий рынка и технологии, опаздывали и действовали не так эффективно, если были организованными по типу бюрократий.
2.3 Органическая форма организации
Органические, или адаптивные, структуры управления стали развиваться, когда, с одной стороны, развитие международного рынка резко обострило конкуренцию среди предприятий и потребовало от них высокой эффективности, качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, а, с другой стороны, очевидной стала неспособность структур бюрократического типа соответствовать этим условиям.
Главное свойство структур органического типа – это их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменениям внешних условий. Разновидностями структур данного типа являются проектные, матричные, бригадные формы структуры. Бригадная структура управления Основой данной структуры - организация работ по рабочим группам - бригадам.
Основные принципы этой организации управления: автономность работы рабочих групп (бригад); самостоятельность принятия решений рабочими группами и горизонтальная координация деятельности; отказ от жестких управленческих связей бюрократического типа в пользу гибких связей; привлечение для решения задач сотрудников различных подразделений.
В организации, построенной на базе этих принципов, могут сохраняться функциональные подразделения (рис. 4), так и отсутствовать (рис. 5). На рис. 4. – кросс- функциональной форме работник находится под двойным подчинением – административным (руководителю подразделения, в котором он работает) и функциональным (руководителю рабочей группы, в которую он входит). На рис.5 функциональные подразделения отсутствуют как таковые; эту организацию называют бригадной [1, с. 47].
Рис. 4. Кросс-функциональная организационная структура
Рис. 5. Бригадная структура организации, состоящей из рабочих групп
Преимуществами бригадной (кросс-функциональной) структуры управления являются следующие: сокращение аппарата управления, рост эффективности управления; гибкость использования кадров и их знаний; возможность использования эффективных методов управления и планирования; работа в группе создает условия для самосовершенствования; снижается потребность в работниках широкого профиля [4, с. 26].
Недостатками бригадной (кросс-функциональной) структуры являются: сложность взаимодействия; затрудненная координация работ отдельных рабочих групп; высокая ответственность и квалификация персонала; завышенные требования к коммуникациям [2, с. 74].
Недостатками структуры управления по проектам являются: высокие требования к квалификации, деловым и личным качествам руководителей проекта, которые должны не только управлять стадиями жизненно цикла проекта, но и учитывать в сети проектов фирмы место проекта; дробление между проектами ресурсов; сложность взаимодействия значительного количества проектов в компании; усложнение процесса организационного развития как единого целого.
Матричные (программно-целевые) структуры управления Данная структура – это сетевая структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю службы, которая предоставляет персонал и помощь руководителю проекта, а с другой – руководителю проекта или целевой программы, который наделяется необходимыми полномочиями для осуществления управления. При этой организации руководитель проекта может взаимодействовать с двумя группами подчиненных: постоянными членами проектной группы и прочими работниками функциональных отделов, подчиняющихся ему временно и по ограниченному перечню вопросов.
При этом должно сохраняться подчинение их непосредственным руководителям подразделений. Для деятельности, имеющей явно обозначенное начало и окончание, формируют проект для постоянной деятельности – целевые программы [11, с. 69].
Преимуществами матричной структуры являются следующие: ориентация на программные или проектные цели и спрос; эффективность текущего управления, перспектива снижения расходов и повышения результативности использования ресурсов; каждая работа оформляется организационно, назначается «хозяин» процесса, служащий центром сосредоточения вопросов, касаемо проекта или целевой программы; относительно автономные проектные группы или программные комитеты способствуют развитию у персонала навыков принятия решений, управленческой культуры; повышение контроля за задачами проекта или целевой программы; более эффективное и гибкое использование персонала организации, их знаний и компетентности; сокращается время реагирования на нужды проекта или программы, поскольку созданы горизонтальные коммуникации и центр принятия решений.
Недостатками матричных структур являются такие, как: трудности в установлении четкой ответственности за работу по заданию подразделений и по заданию проектов или программ (как следствие двойного подчинения); необходимость постоянно контролировать соотношение ресурсов, которые выделяются подразделениям, программам или проектам; высочайшие требования к квалификации, деловым и личным качествам персонала, работающего в группах, необходимость обучения их; частые конфликты между руководителями подразделений и проектов или программ; нарушение стандартов и правил, принятых в функциональных подразделениях, из-за того, сотрудники, участвующие в проекте или программе, оторваны от своих подразделений [14, с. 84].
Итак, внедрение матричной структуры может дать хороший эффект в организации с высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации персонала, в ином случае возможна дезорганизация управления.
3. Анализ формы организации системы менеджмента на примере ООО «ЭЦВ»
3.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности учреждения
Общество с ограниченной ответственностью «Экспертный центр вагоностроения» (ООО «ЭЦВ») зарегистрирована 30 августа 2005 года, регистратор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу. Юридическому лицу были присвоены ОГРН 1057811991632 и ИНН 7820304070.
Основной вид деятельности: "Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая", дополнительные виды деятельности: "Производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов", "Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава", "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования".
Юридический адрес компании "ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР ВАГОНОСТРОЕНИЯ": 196601, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Средняя, д. 8, 3, литер а, пом. 1-н. Генеральный директор: Никита Александрович Битюцкий [15].