Файл: Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Понятие внутренней среды).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия
Осуществляемая турфирмой ООО «Мистер Трэвел» деятельность может быть в целом оценена позитивно. Компании ООО «Мистер Трэвел» необходимо совершенствовать управление, нарабатывать опыт, уделять внимание анализу деятельности конкурентов, расширять маркетинговые расходы. На основе проведенного анализа внутренней среды получили следующий список возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
молодое руководство. 3. Отлаженная система взаимодействия с ведущими туроператорами. 4. Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса). 5. Хорошая репутация фирмы у потребителя. 6. Взаимодействие с широким спектром региональных турбаз, от эконом класса до люкс. 7. Стабильное положение на рынке. 8. Налаженная технология работы. 9. Наличие интернет сайта турфирмы. |
|
Возможности |
Угрозы |
|
5. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей. 6.Ухудшение политических отношений с другими странами. 7. Неблагоприятные изменения климата в других странах. 8. Нестабильные ситуации, как в России, так и в других странах. 9. Протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных турпроизводителей. 10.Технологическое отставание от основных конкурентов. 11. Неблагоприятная политика правительства в области налогообложения. |
По результатам оценки составляется обобщенная матрица SWOT анализа, где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной — возможности и угрозы внешней среды (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Обобщенная матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
Итого |
||||||||||
Расширение круга потребителей |
Выход на новые сегменты рынка, развитие новых направлений деятельности |
Расширение продуктовой линии с целью удовлетворения потребностей большого числа клиентов |
Улучшение качества обслуживания клиентов |
Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса. |
Появление сильного конкурента на рынке |
Снижение темпов роста рынка. |
Неблагоприятное изменение валютного курса |
Спад в экономике |
Ухудшение политических отношений с другими странами |
|||
Сильные стороны |
Стабильное положение на рынке. |
5 |
5 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
33 |
Образованное и динамичное молодое руководство. |
2 |
3 |
1 |
5 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
19 |
|
Отлаженная система взаимодействия с ведущими туроператорами |
3 |
5 |
5 |
4 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
27 |
|
Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса). |
5 |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
31 |
|
Хорошая репутация фирмы у потребителя. |
1 |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
1 |
25 |
|
Слабые стороны |
Отсутствие четкой стратегии |
2 |
3 |
5 |
4 |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
1 |
30 |
Зависимость уровня продаж от сезонности. |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
24 |
|
Отсутствие эффективного маркетинга. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
1 |
28 |
|
Отсутствие единых стандартов обслуживания. |
4 |
2 |
3 |
5 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
26 |
|
Узкая линия предлагаемых услуг. |
4 |
2 |
5 |
3 |
1 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
27 |
|
ИТОГО |
34 |
32 |
36 |
35 |
17 |
38 |
30 |
16 |
21 |
11 |
Рассмотрев возможности компании, ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, можно определить стратегию фирмы.
Выбор стратегии Выводы, которые можно сделать на основании матрицы SWOT представим в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Возможности |
1. Осуществлять усовершенствование имеющихся туров и разработку новых на основании маркетинговых исследований потребительского спроса. 2. Исследовать туристический спрос в небольших городах и районах и открыть в них филиалы. 3. Продвигать турпродукт с помощью увеличения предоставляемой информации на web-сайте турфирмы 4. Для продвижения на рынке, фирме необходимо активное участие в мероприятиях рекламного характера, например, в профессиональных выставках и встречах. |
1. Вкладывать свободные денежные средства в новые информационные технологии с целью получения конкурентных преимуществ, а также более полного удовлетворения потребностей клиентов. 2. Используя возможности повышения качества туров, предоставлять только качественные услуги для каждого потребителя, что повысит имидж фирмы и увеличит количество постоянных клиентов. 3. Стать туроператором, отсутствие влияния посредников позволит снизить цену на турпродукт. |
Угрозы |
1. Вложить свободные денежные средства в новые информационные технологии с целью получения конкурентных преимуществ 2. Проводить исследования рынка вслед за изменением потребностей клиентов. |
1. Невысокий уровень маркетинговых исследований. 2. Конкуренты могут предложить продукцию по более низким ценам, что может привести к потере турфирмой своей позиции на рынке. |
На основании SWOT-анализа можно говорить о том, что осуществляемая турфирмой деятельность может быть в целом оценена позитивно. Фирма имеет как сильные, так и слабые стороны. Это означает, что руководству фирмы есть над чем работать, используя имеющиеся возможности и избегая вероятных и реальных угроз. В целом это – нормальная ситуация для турфирмы как рыночного субъекта. В условиях жесткой конкуренции, при наличии более сильных соперников необходимо совершенствовать управление фирмой, нарабатывать опыт, постоянно анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов, по возможности увеличивать расходы на маркетинг.
При проведении SWOT-анализа рекомендуется особое внимание обращать на квадрат «Сила – Возможности» и квадрат «Слабость – Угрозы».
На основании данных первого квадрата формируют стратегии, позволяющие воспользоваться возможностями. На основании данных второго - стратегии, минимизирующие слабости и помогающие избегать угроз.
Составим матрицу проблем (табл. 2.5), в которой сформулируем имеющиеся проблемы, обусловленные сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями) (табл. 2.6).
Таблица 2.5
Ранжирование проблем предприятия по значимости
№ п/п |
Формулировка проблемы |
Оценка проблемы |
Ранг проблемы |
1 |
Дальнейшее повышение качества обслуживания |
26 |
3 |
2 |
Увеличение объемов продаж |
23 |
4 |
3 |
Выход на новые рынки |
17 |
9 |
4 |
Расширение продуктовой линии |
49 |
1 |
5 |
Использование современных информационных технологий |
12 |
10 |
6 |
Поиск новых поставщиков туристических услуг |
18 |
8 |
7 |
Активизация маркетинговой деятельности |
35 |
2 |
8 |
Расширение круга потребителей |
21 |
5 |
9 |
Разработка стратегии развития |
19 |
6 - 7 |
10 |
Обучение персонала |
19 |
6 - 7 |
Для оценки каждой из проблем из табл. 2.5 построим «проблемное поле предприятия» (табл. 2.6), которое представляет собой матрицу, аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа (табл. 2.4), но на пересечении строк и столбцов которой поместим номер проблемы по порядку из табл. 2.3 (№ п/п), перекрывающей эту ячейку.
Таблица 2.6
Проблемное поле предприятия
Возможности |
Угрозы |
||||||||||
Расширение круга потребителей |
Выход на новые сегменты рынка, развитие новых направлений деятельности |
Расширение продуктовой линии с целью удовлетворения потребностей большого числа клиентов |
Улучшение качества обслуживания клиентов |
Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса. |
Появление сильного конкурента на рынке |
Снижение темпов роста рынка. |
Неблагоприятное изменение валютного курса |
Спад в экономике |
Ухудшение политических отношений с другими странами |
||
Сильные стороны |
Стабильное положение на рынке. |
2 |
6 |
4 |
2 |
9 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Образованное и динамичное молодое руководство |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Отлаженная система взаимодействия с туроператорами |
3 |
6 |
4 |
5 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Растущий из года в год поток туристов . |
3 |
6 |
4 |
5 |
9 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
Хорошая репутация фирмы у потребителя. |
5 |
7 |
4 |
5 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
Слабые стороны |
Отсутствие четкой стратегии |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Зависимость уровня продаж от сезонности. |
7 |
7 |
4 |
7 |
9 |
6 |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
Отсутствие эффективного маркетинга. |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
Отсутствие единых стандартов обслуживания. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Узкая линия предлагаемых услуг. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Для того чтобы успешно функционировать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Матрица SWOT-анализа деятельности компании помогла установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями.
Ввиду проведенного исследования внутренней среды установлено, что для туристической компании ООО «Мистер Трэвел» отрасль находится в стадии зрелости, конкуренция стабилизируется и темпы роста рынка замедляются; ООО «Мистер Трэвел» занимает сильные позиции на рынке. Рекомендуется внедрять стратегию прибыли. Инвестиции сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов сбыта, при достижении максимальной прибыли. Увеличение рентабельности может быть достигнуто за счет квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. В настоящее время компания реализует свой товар через розничную сеть состоящую из двух офисов, расположенных в центре города в бизнес-центрах.
2.3 Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Мистер Трэвел» на основе анализа влияния факторов внутренней среды
Особое внимание в рамках повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Мистер Трэвел» рекомендуется обратить к проблеме качества услуг.
В работе предлагаетсямодель управления качеством туристских услуг ООО «Мистер Трэвел» разработанная на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap — разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри.
Обращаясь в ООО «Мистер Трэвел», клиент ожидает получить максимальный комплекс услуг при минимальных расходах, то есть выделим понятия «ожидаемая услуга» и «воспринятая услуга». Между ожидаемой услугой и воспринятой услугой может возникнуть разрыв. Разрыв это ситуация, когда ожидания потребителя оказались выше, чем результат. Разрыв отсутствует, когда ожидаемая услуга соответствует воспринятой услуге или выше ее, и принято считать, что услуга является качественной.
На услугу, которую мы ожидаем получить, влияют: личные потребности клиента, общественное мнение, реклама, имидж предприятия и работа его сотрудников, прошлый опыт, ресурсы клиента и другие различные факторы.
«разрыв»