Файл: Анализ влияния факторов внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (Понятие внутренней среды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях рыночной среды, любое предприятие представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, которые взаимодействуют друг с другом, устанавливая необходимые тесные связи между собой для достижения общей цели. Вместе с тем предприятие - не просто система, а открытая система, то есть оно является составной частью внешней среды, в котором создается, функционирует и развивается.

Каждое предприятие выступает субъектом рыночных отношений, которое осуществляет свою деятельность в пределах сложного и динамичного среды. Учитывая это, предприятия должны постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. В то же время сами предприятия генерируют изменения во внешней среде, изготавливая новые виды товаров и услуг, внедряя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. Понимание сильных и слабых сторон предприятия, способность приспосабливать свою внутреннюю среду к изменениям внешнего окружения - основное условие успеха в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того - это условие выживания и развития. В связи с этим проблема управления внутренней средой и приспособление его к факторам внешнего воздействия никогда не потеряет своей актуальности.

Внешняя среда выступает источником, питающим компанию ресурсами, требуемыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация пребывает в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможности выживания. В свою очередь, исследование внутренней среды компании дает возможности оценивать их внутренние ресурсы и возможности. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство может расширить и укрепить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить появление возможных проблем.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать ее потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день все больше и больше ученых сосредотачивают свое внимание на вопросах формирования эффективного внутреннего среды и его оптимального приспособления к условиям внешней конкурентной мира. В частности, среди них стоит выделить В.В. Стадник [16], В. Осовской [13], В.А. Василенко [3], И.В. Черныша [17], И.С. Завадского [9], В.В. Величко [4] И.М. Бойчик [10], В.И. Гринчуцького [10], в работах которых определены и разработаны результативную методику формирования и развития предприятия как системы.


Целью исследования является исследование сущности внутренней среды предприятия, определение их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты анализа внутренней среды

1.1 Понятие внутренней среды

Согласно системным подходом к управлению каждое предприятие - это открытая система, целостность и жизнеспособность которой обеспечивается элементами, из которых она формируется. Совокупность этих элементов составляет внутреннюю среду предприятия. Его проектирование и создание происходит с учетом специфики деятельности предприятия, круга потребителей, рыночной конъюнктуры, условий хозяйствования, конкуренции на рынке и др. [1, с. 131].

Одно из самых распространенных и наиболее употребляемых определений внутренней среды принадлежит В. А. Василенко, который заметил, что внутренняя среда – это совокупность факторов, которые образуются и контролируются предприятием [2, с. 201].

В общем, трудно не согласиться с таким утверждением, однако, по нашему мнению, такое определение не совсем полно освещает сущность понятия.

Мы предлагаем трактовать внутреннюю среду как совокупность взаимосвязанных элементов, подсистем, компонентов и факторов, которые формируют основу предприятия, контролируются его руководителями и работниками, и как следствие, формируют его долгосрочную прибыльность и успешность на рынке.

Обычно, внутренняя среда формируется руководителями предприятий в соответствии с их представлений о том, какие именно элементы обеспечат его эффективное функционирование и развитие. Анализируя различные научные подходы к структурированию среды, Г.В. Осовская, опираясь на мнение многих ученых, выделяет наиболее распространенные теории классификации внутренних составляющих идприемства. К примеру, директор Центра управления и организационных изменений (США) Ричард Дафт описывает внутреннюю среду как совокупность организационной структуры, технологии производства и корпоративной культуры, которая, по его мнению, в наибольшей степени формирует конкурентные преимущества фирмы. Такие исследователи как В.А. Гришко, А.И. Донец считают, что среда предприятия - это структура предприятия, ее ресурсы и культура; другие же касается внутренней среды относят структуру, уровень разделения труда и организационные коммуникации, и тому подобное. Однако наиболее распространенной, все же, остается классическая модель внутренней среды (см. рис. 1) [3].


Согласно этой модели, выделяют пять основных составляющих элементов, формирующих структуру внутренней среды любого предприятия:

1. Миссия и цели. Миссия предприятия - это главная его внешняя цель, основное назначение, которое определяет характер деятельности, условия хозяйствования, потребителей продукции и способ

удовлетворения их потребностей. Миссия предприятия целях - конкретных конечных состояниях или желаемых результатах, которых стремится достичь предприятие.

Цели в большей степени относятся к внутренним факторам, поскольку они направлены на внутреннюю среду, тогда как миссия - на внешнее [4, с. 76].

При этом, стоит отметить, что эти два компонента взаимосвязаны, поскольку цели определяют основной состав миссии; достигая их, предприятие постепенно, поэтапно приближается к своей главной цели.

2. Структура - это второй элемент внутренней среды, определяет состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов и других подразделений), формирующих единый хозяйственный объект [5, с. 80].

Традиционно принято различать общую, производственную и организационную структуру предприятия. Под общей понимается вся имеющаяся структура предприятия: комплекс производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений, а также аппарат управления предприятием. В отличие от общего, производственная структура является формой организации производственного процесса и определяется размером предприятия, количеством в нем производственных участков, складов и цехов, служб и рабочих мест, их планированием, организацией и контролем. По организационной структуры, то она выступает как совокупность связанных, взаимосвязанных управленческих звеньев (должностей, коммуникационных связей и т.п.).

Следует отметить, что главным назначением любой структуры предприятия является обеспечение его правильного формирования и эффективного функционирования во внешних рыночных условиях.

3. Следующим элементом внутренней среды является задача. Под задачами понимают предназначенную работу, несколько работ или ее часть, которая должна быть выполнена ранее обусловленным способом, в определенный срок. В общем, весь список задач на предприятии классифицируются по трем категориям [5]:

- задачи по работе с людьми (управления);

- задачи по работе с предметами (задача рабочих);

- задачи по работе с информацией (задачи, выполняемые маркетологами, финансистами и другими специалистами).

4. Не менее важной составляющей строения предприятия выступает технология. Технология - это сочетание квалификационных навыков работников, оборудования, инструментов, производственной инфраструктуры и соответствующих технических знаний, необходимых для рационального преобразования всех имеющихся ресурсов предприятия в продукцию.


Изменения технологии требуют изменений внутренней среды предприятия: использование новой технологии обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции (по качеству и по расходам). Поэтому предприятие должно своевременно менять существующую технологию, чтобы не ослабить свои конкурентные позиции. Внедрение новой технологии требует новых знаний от сотрудников, что вызывает необходимость их обучения или переподготовки. Некоторые работники могут сопротивляться таким изменениям, поэтому предприятие может столкнуться с дефицитом кадров; новая технология может значительно изменить состав и способы решения управленческих за дач. Однако, если правильно ее применять, предприятие может достичь качественно нового уровня развития [6, с. 244].

5. Люди и культура. Предприятие, прежде всего, является группой людей, которая объединяет все усилия и слаженно работает для достижения цели.

Поэтому человеческий фактор - важнейший фактор организации. Его роль определяется способностями и одаренностью работников, их потребностями и поведением, знаниями и отношением к труду, позицией, пониманием ценностей, окружением, наличием качеств лидера и т.д. [7, с. 358].

Менеджеры должны создавать для работников такие условия, которые способствовали бы их поведении, желаемой для организации. Поскольку в последнее время значительно возросла роль человеческого фактора в деятельности предприятия, то это обусловило необходимость формирование определенной организационной культуры, которая бы объединяла интересы ее работников и создавала желаемый тип организационных отношений. Организационная культура обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов работников, мобилизует их инициативу, воспитывает преданность организации, улучшает коммуникационные процессы, морально-психологический климат, а все это приводит к результативному выполнению определенных задач и достижения запланированных целей [8, с. 67].

Определив и охарактеризовав значения основных компонентов внутренней среды заметим, что все они составляют целостный и слаженный механизм, и от качества функционирования каждого будет зависеть уровень успешности любого предприятия на рынке.

1.2 Принципы и методы анализа внутренней среды организации

Анализ среды обычно считают исходным процессом в стратегическом управлении.

У внутренней среды есть несколько срезов, каждый из которых содержит ключевые процессы и элементы организации. Их состояние в комплексе определяет те возможности и потенциал, которыми располагают организации (рис. 1.1).


Рис. 1.1 Срезы внутренней среды организации [10, с. 48]

Внутреннюю среду пронизывает организационная культура, которая так же, как перечисленные срезы, подвергается углубленному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Для того чтобы корректно оценить силы компании и ситуацию на рынке, как правило, используют SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это оценка внутренней среды организации (ее сил и
слабостей, возможностей и угроз). Сильные стороны (Strengths) заключаются в
преимуществах организации; слабости (Weaknesses) - в недостатках
организации; возможности (Opportunities) - в факторах внешней среды,
применение которых создает преимущества компании на рынке; угрозы
(Threats) - в факторах, способных потенциально ухудшить положение
компании [24, с. 79].

Методика SWOT-анализа является эффективным, доступным, дешевым
способом по оценке состояния проблемных и управленческих ситуаций в
компании.

Используя метод SWOT, получается устанавливать линии связей между
силами и слабостями, присущими компании; внешними угрозами и
возможностями. Методология SWOT подразумевает для начала обнаружение
сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление
цепочек связей между ними. Данные связи в дальнейшей перспективе могут
использоваться для формулировки стратегий организации.

Сильные стороны компании - это то, в чем она преуспевает, или какая-
либо особенность, которая предоставляет дополнительные возможности. Сила
может состоять в таких аспектах, как имеющийся опыт, доступ к уникальным
ресурсам, наличие передовых технологий и современного оборудования,
высокая квалификация работников, высокое качество продукции, известность
торговой марки и т.д.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-либо важного для
работы компании или то, что пока не удается в сравнении с остальными
предприятиями и ставит фирму в неблагоприятное положение. Например,
слабыми сторонами могут выступать довольно узкий ассортимент
выпускаемых товаров, негативная репутация фирмы на рынке, недостаток
финансирования, низкий уровень сервисного обслуживания.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые
компания может применять для получения преимуществ. Как примеры
рыночных возможностей можно приводить ухудшение позиций конкурентов,
резкий рост спроса, возникновение новых технологий производства продукции,
рост уровня доходов населения и т.д. Следует отметить, что возможностями с
позиций SWOT-анализа выступают не все возможности, которые есть на рынке,
а только те, которыми можно воспользоваться.