Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т.д.

Терроризм можно разделить на ряд подвидов, это зависит от того, какие цели преследуют террористы. Исследователь Д.В. Ольшанский определяет основные виды терроризма:

1. Политический терроризм.

2. Информационный терроризм.

3. Экономический терроризм.

4. Социально-бытовой терроризм2.

Следует выделить ряд условий, которые могут способствовать появлению и расширению терроризма. По мнению автора Р. Адельханяна среди существующих условий можно выделить следующие:

1. Слабость государственной власти, особенно в годы социальных катаклизмов, перестройки экономических и социальных отношений.

2. Явная ущербность деятельности или бездеятельность спецслужб, не умеющих вовремя выявить и предотвратить террористические акты.

3. Существование религиозных, сектантских, революционных, сепаратистских организаций, требующих немедленного выполнения своих требований без учета объективных условий и интересов других участников отношений.

4. Одобрение и поддержка действий террористов со стороны наций, религиозных или иных групп, населения в целом основан на видении терроризма в качестве войны малых народов, которые иным способом не могут добиться справедливости и в силу этого его оправдание.

5. Использование терроризма для решения политических, национальных, экономических и иных задач1.

Исходя из различных видов терроризма можно предложить следующую группировку его причин:

1. Нерешенность национальных, экономических, социальных, государственных, религиозных и иных проблем, имеющих для данной этнической общности важное значение, а также стремление к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств в пользу данной общности.

2. Несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим террористических и политических претензий одной нацией другой, одной религией – другой, а также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной.

3. Стремление какой-либо этнорелигиозной, национальной группы или организации захватить государственную власть путем отделения от остальной страны.

4. Чрезмерная симбиотическая связь данной национальной или религиозной групп со своей культурой, языком, символикой и т. д.

5. Рост безработицы и возникновение серьезных экономических проблем, особенно в крупных городах с пестрым национальным, религиозным и расовым составом.


6. Политическая борьба, опирающаяся на религиозное, национальное или националистическое движение и эксплуатирующая иррациональные, низменные побуждения отдельных слоев населения1.

В российском законодательстве под «терроризмом» понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий2.

Терроризм, как и любая преступная деятельность, использует соответствующие методы: захват заложников, создание опасности гибели людей, финансирование отдельных движений, повреждение имущества. Также участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной розни, распространения идей фашизма. Эти и другие социально опасные явления подрывают безопасность РФ вкупе с криминализацией общества, стремлением преступных группировок прорваться к власти, использованием в политических противоборствах криминальных методов3.

Терроризм как опасное явление, несомненно, представляет опасность для национальной безопасности любого государства. Именно эффективное обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением деятельности страны. Главной целью в этой области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть извне.

Для понимания сущности национальной безопасности необходимо рассмотреть понятие «национальной безопасности». Анализ ряда работ авторов показывает, что при разработке определения существует два подхода: научный и законодательный. Также данное определение можно рассмотреть в различных словарях. Так, например, в политическом словаре И.И. Санжаревского «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, гарантирующие возможность стабильного прогресса общества, позволяющие обеспечить конституционные права, свободы, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства»1.

Некоторые авторы определяют национальную безопасность как состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз. Так, исследователь Г.Г. Попов приходит к выводу о том, что «национальная безопасность, представляя собой состояние защищенности жизненно важных интересов таких социальных субъектов, как личность, общество и государство, есть общественное отношение по поводу реализации данных интересов»

2.

Автор В.Д. Самойлов указывает на то, что понятие «национальная безопасность» раскрывается через состояние защищенности жизненно-важных ценностей личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Отсюда, объектами безопасности выступают личность, общество и государство, что предполагает выявление и устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз»3.

Автор А.А. Прохожев высказывает мнение о том, что «национальная безопасность подразумевает триединую составляющую, каждый компонент которой одинаково значима безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства» и предлагают под ней понимать «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивое поступательное развитие страны»1.

Автор С.В. Гунич2 говорит, что под национальной безопасностью следует понимать состояние защищенности трех субъектов: личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое «позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность страны».

Делая вывод отметим, что под национальной безопасностью принято понимать совокупность взглядов на цели принятых на официальном уровне и государственную стратегию в области обеспечении безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, социального, экономического и других угроз. Среди нормативно – правовой базы в Российской Федерации существует некоторые документы, по планированию и разработке системы эффективного обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Понятие «национальной безопасности» закреплено на законодательном уровне. Данное определение находится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 400 от 02 июля 2021 года. В документе приводится следующее определение: «национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны»
1.

Терроризм, учитывая современную ситуацию, относится именно к угрозе национальной безопасности не только Российской Федерации, но и любого другого государства. Терроризм, имея весьма сложное содержание, нарушает способность нации к самосохранению и саморазвитию, при этом затрагивая национальную безопасность страны на всех ее уровнях – межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Принимая во внимание Стратегию национальной безопасности можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства.

Борьба с терроризмом является частью системы национальной безопасности государства. Она представляет собой комплекс материально-правовых, правоприменительных, профилактических инструментов, направленных на запрет распространения радикальных религиозных идеологий и наказание за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения.

В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением терроризма. Д.Н. Кобелев приходит к выводу, что под содержанием антитеррористической деятельности следует понимать совершение на основании правовых норм Российской Федерации подразделениями специального назначения действий, осуществляемых как самостоятельно, так и в тесном взаимодействии с представителями иных органов государственной власти, в пределах пограничного пространства России и реализуемых преимущественно в силовых формах1.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации2, Уголовный кодекс Российской Федерации3, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях4, Федеральные Законы: «О противодействии терроризму»5, «О прокуратуре Российской Федерации»6, «О чрезвычайном положении»7, «О политических партиях»8, «Об общественных объединениях»9 и другие нормативные акты.

Положением п. 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
10.

Правовое регулирование антитеррористической деятельности является одним из главных шагов на пути успешного противодействию терроризму как международному, так и внутригосударственному. В сфере противодействия терроризму существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, определяющих правовые основы борьбы с терроризмом. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из основных является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»1, который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму.

Его принятие знаменовало то, что терроризм явился серьезным фактором дестабилизации социально – политической и экономической ситуации в стране и представляет серьезную проблему конституционной безопасности и территориальной целостности страны.

Данный закон закрепил правовые и организационные основы, принципы, субъекты, международное сотрудничество, систему мер в сфере противодействия терроризму и борьбы с ним, понятийный аппарат (в частности понятие «терроризм»), персональную ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму, правовой механизм привлечения российских Вооруженных Сил и подразделений специального назначения для борьбы с терроризмом как на территории государства, так и за его пределами, в целях устранения угрозы национальной безопасности Российской Федерации, а также четко определил главные направления противодействия терроризму.

Статья 3 Федерального закона включает в себя следующее определение: терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Также согласно данному закону «О борьбе с терроризмом», основными целями деятельности по борьбе с терроризмом являются:

1) защита личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий;

3) выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности»1.

Следующим документом рассмотрим Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», а также «Положение о Национальном антитеррористическом комитете»