Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1024
Скачиваний: 24
В этом случае[17]:
- надзор за исполнением внутренних нормативных правовых актов, принятых при разработке положений федерального законодательства об ОРД, не входит в сферу прокурорского надзора;
- прокурор вправе отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от исполнения служебных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных актов или по иным причинам;
- прокурор не может своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, выполняющего ОРД, или отстранить сотрудника этого органа от проведения поисковой операции.
Прокурор не осуществляет надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов министерств и ведомств. Это задача ведомственного контроля. В случае нарушения закона прокурор использует общие средства реагирования - делает презентацию об устранении нарушения закона, направляет предупреждение о недопустимости применения закона;
- информация о сотрудниках тайной полиции, проводящих ОРД, а также о лицах, оказывающих помощь этим органам на конфиденциальной основе, предоставляется прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц.
При проведении надзорных мероприятий в зарубежных спецслужбах Министерства обороны Российской Федерации прокурор должен проверять только те оперативные и официальные документы, которые были установлены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов власти.
Поскольку прокурор в силу своих полномочий ставит определенные задачи перед органами, проводящими ОРД, он имеет право проверять своевременность и полноту их поведения. Эффективность организации, методы и тактика оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов не подлежат прокурорскому надзору.
Однако в том случае, если в установленный законом или в срок, который явно выходит за обычные пределы для таких действий, поставленные задачи не были выполнены, прокурор должен выяснить причины задержки в исполнении. Для этого он может ознакомиться с материалами файлов оперативного учета, которые необходимы в конкретном случае, включая планы работы.
Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по использованию определенных оперативно-технических средств.
Тем не менее, в случае необходимости он должен указывать на недопустимость использования информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или наносящих ущерб окружающей среде.
В случае использования таких средств прокурор должен принять соответствующие ответные меры. Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.
В компетенцию прокурора также не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан во время таких поисковых мероприятий, как прослушивание телефонных разговоров, мониторинг почтовых отправлений, телеграфных сообщений и др[18].
Пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, в части обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина на досудебной стадии уголовного судопроизводства, определяются объемом конституционных прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых допускается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также Законом об ОРД, регулирующим сферу правоотношений, возникающих при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Глава 2 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность
2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно – розыскной деятельности
Основные направления надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются конкретной ситуацией, сложившейся в районе, городе, субъекте Российской Федерации, федеральном округе и, наконец, в государстве в целом.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 предусматривает, что органы прокуратуры обязаны проводить проверки исполнения законов на основании полученной ими информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщения в СМИ и т.д.), а также другие материалы о правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, прежде всего для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите[19].
Прокуратурам было предложено сосредоточить внимание на защите прав, закрепленных в Конституции, на здоровье и медицинском обслуживании, социальном обеспечении, избирательных и других социальных и политических правах человека и гражданина, хотя по мере изменения ситуации приоритеты могут измениться, что должно учитываться прокурорами в их практической деятельности.
При надзоре за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти прокуроры должны оценивать законность решений, принимаемых в отношении граждан по жалобам на действия подведомственных организаций.
Прокуратура должна не только стремиться к устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и в рамках закона использовать методы, характерные для прокуратуры, для контроля над органами, обладающими особыми полномочиями защищать эти права и свободы для того, чтобы усилить свою деятельность в этом направлении.
Это объясняется тем, что контролирующие органы в силу своего особого статуса обязаны нести основное бремя в обеспечении неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи следует отметить, что надзорные органы обладают значительным потенциалом в области прав человека, которые действительно способны обеспечить верховенство закона в области уважения прав и свобод человека и гражданина, и это следует прежде всего принять во внимание со стороны органов прокуратуры[20].
Анализ и обобщение материалов обвинения, статистика правоохранительных и регулирующих органов показывают, что в целом состояние правопорядка в сфере уважения прав и свобод человека и гражданина в последние годы остается очень сложным.
Эти обстоятельства диктуют необходимость организации работы прокурора в этой области с условием постоянного наступательного реагирования на правонарушения, четкого планирования и повышения эффективности мер прокурорского реагирования.
Рассмотрим приоритетные (основные) направления деятельности прокуратуры по контролю за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе.
Надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Согласно ст. 37 Конституции, каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности, и на оплату труда.
Трудовые отношения и другие отношения, непосредственно связанные с ними, также регулируются коллективными договорами, соглашениями и местными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда является первоочередной задачей.
Типичные нарушения трудовых прав работников включают в себя[21]:
- неуплата выходного пособия в случаях, установленных законом (ст. 178 НК);
- неуплата пособий по временной нетрудоспособности (нарушение требований статьи 183 Трудового кодекса);
- отказ от возмещения расходов, связанных с официальными командировками, или их неполное возмещение (статья 168 ТК);
- отказ сохранить работнику средний заработок при переходе на другую постоянную, менее оплачиваемую работу, в том числе в результате травмы на рабочем месте, профессионального заболевания или другого вреда для здоровья, связанного с работой (ст. 182 ТК).
При проверке соблюдения трудового законодательства женщин и лиц с семейными обязанностями прокурор устанавливает:
- не занимаются ли женщины тяжелым трудом и работают в опасных условиях труда;
- соблюдаются ли юридически гарантированные права ограничивать работу женщин в ночное время и сверхурочную работу, отправлять их в командировку, переходить на более легкую работу, уходить в декретный отпуск;
- не нарушаются ли гарантии при приеме на работу, о запрещении увольнения беременных женщин, а также женщин с детьми в возрасте до трех лет или которые являются одинокими матерями, воспитывающими детей в возрасте до 14 лет, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Проверка выполнения законов о труде несовершеннолетних заключается прежде всего в уточнении:
- соблюдения порядка приема на работу (возраст, согласование с выборным органом, медицинский осмотр);
- соответствия требованию сокращения рабочего времени;
- соблюдения запрета труда на тяжелых работах и работе с вредными и опасными условиями;
- соблюдения положений о предоставлении гарантий и компенсаций работникам, обучающимся в вечерних (сменных) учебных заведениях, а также в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Надзор за правами потребителей. Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гражданам гарантируется право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на сохранность товаров (работ, услуг), возместить причиненный вред, получить достоверную и полную информацию о товарах (работах, услугах) и их производителях, о государственной и общественной защите интересов потребителей[22].
Кроме того, отношения с потребителями регулируются положениями Гражданского кодекса и других законодательных актов в области торговли, выполнения работ и оказания услуг, в том числе перевозки пассажиров, их багажа и грузов, предоставления туристических, финансовых, образовательных услуг т. д.
Типичные нарушения в этой области[23]:
- нарушения, допущенные органами государственной власти и местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере применения законодательства о правах потребителей;
- нарушения, совершенные государственными органами, уполномоченными на осуществление контрольных (надзорных) функций в области защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- нарушения, допущенные органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;
- нарушения, совершенные хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредоставление потребителю необходимой информации, мошенничество потребителей (расчет, недовес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, их безопасность и т. д.).
Надзор за соблюдением избирательных прав граждан. Конституция гарантирует право граждан избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 1 статьи 32).
Конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах: во-первых, в ст. 3 закрепляет принцип демократии; во-вторых, ст. 32 признает и гарантирует избирательные права граждан, устанавливает конституционное ограничение этих прав.
Реализация избирательных прав граждан во время различных избирательных кампаний часто сопровождается отклонениями от требований избирательного законодательства.
Нарушения допускаются на всех этапах избирательного процесса: при составлении списков избирателей, при формировании избирательных комиссий, формировании избирательных округов, избирательных участков. Финансовые нарушения во время избирательной кампании также широко распространены.