Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 941

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность прокурорского надзорного отдела характеризуется ранее поставленными задачами. Они предусмотрены положениями Закона о прокуратуре, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральными законами, регулирующими деятельность других правоохранительных органов, а также инструкциями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации.

В зависимости от значимости и функциональной направленности, задачи по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОДР, можно разделить на основные, вытекающие из обязательных направлений надзорной деятельности, установленных федеральными законами, и конкретно функциональные, вступающие в силу в конкретный исторический период. Последние определяются, как правило, Генеральным прокурором Российской Федерации в его приказах и распоряжениях[10].

Первая группа состоит из следующих задач:

  1. обеспечить реализацию основной задачи на предварительном этапе уголовного процесса. Её целью является защита прав и законных интересов отдельных лиц и организаций, затронутых преступностью, и защита отдельных лиц от незаконных и несправедливых обвинений, осуждений, ограничения прав и свобод;
  2. безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Исполнение законов, устанавливающих порядок рассмотрения заявлений и составления отчетов о преступлениях.
  3. осуществление оперативно-розыскных мероприятий в порядке и на основаниях, установленных Законом об ОРД для выявления преступлений и их исполнителей;
  4. обеспечение законности и обоснованности задержания граждан по подозрению в совершении преступления и производстве этих действий только в порядке и на основаниях, установленных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 91, 92 УПК); обеспечение законного и разумного уголовного преследования или другого ограничения прав.

Решение этих задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и составляет суть рассматриваемой ветви прокурорского надзора.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением соответствующих ведомств должностных лиц соответствующими ведомствами, что должно способствовать эффективности борьбы с преступностью и, с другой стороны, защите индивидуальных конституционных прав и свобод, вовлеченных в сферу этой борьбы.

Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.


1.2 Пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» надзор возлагается на прокуроров субъектов Российской Федерации.

Для уполномоченных прокуроров для обеспечения их доступа к материалам ОРД в установленном порядке выдается специальное разрешение. Список уполномоченных прокуроров должен быть передан в соответствующие органы, осуществляющие ОРД.

Так же данное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне» сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну.

Они включают в себя информацию[11]:

  1. о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также сведения о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают вышеуказанную информацию;
  2. о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, занимающимися разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельностью;
  3. о методах и средствах защиты конфиденциальной информации.

Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение того, чтобы они соответствовали принципам этой деятельности, установленным законом ОРД: законность, уважение прав личности и свободы, сочетания публичных и тайных методов и др..

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовых основ ОРД, составляющих Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон об ОРД и другие правовые акты, изданные органами, внедряющими ОРД в пределах их компетенции. Эти правовые акты не могут противоречить действующим законам[12].


Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов властями является фактическое предоставление органами прокуратуры прав граждан, установленных законом ОРД, путем разъяснения их права подать жалобу в суд или с вышестоящими органами ОРД, если граждане считают, что нарушения затрагивали их права и свободы.

Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий изложены в пункте 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением Федерального закона« Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводятся[13]:

  1. по обращениям граждан, юридических лиц и должностных лиц;
  2. по результатам изучения материалов уголовных дел по нераскрытым преступлениям или при получении сведений о ненадлежащем реагировании на указания следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам по их производству, а также ненадлежащее исполнение требований и инструкций уполномоченного адвоката;
  3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
  4. в других случаях, принимая во внимание состояние законности в этой сфере деятельности и отсутствие положительных результатов в выявлении преступлений, которые готовятся или совершаются, при раскрытии преступлений, поиске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и пропавших без вести лиц.

Уполномоченный прокурор имеет право, не дожидаясь информации о нарушениях закона, совершенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществлять прокурорские проверки на предмет законности оперативно-розыскной деятельности (пункт 5 приказа Генерального прокурора № 207).

Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп[14]:

  1. Полномочия, которые регулируются правовыми нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Эти полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которому прокурор имеет право:
    1. на свободу въезда на территорию и объекты организации, которая проводит деловые следственные действия, после предоставления служебного сертификата.
    2. получить доступ к их документам и материалам (если имеется достаточный доступ к информации и материалам, составляющим государственную тайну);
    3. проверять выполнение законов и ведомственных правовых актов в связи с информацией, полученной органами прокуратуры о фактах нарушения;
    4. требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистической и другой информации, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проверок деятельности контролируемых или подчиненных органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
    5. возбудить дело об административных правонарушениях;
    6. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к другой ответственности, установленной законом;
    7. предупреждать о недопустимости нарушения закона должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
    8. обжаловать судебные иски организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, противоречащих законодательству;
    9. подать заявление об устранении нарушений законодательства в учреждение, занимающееся деятельностью по расследованию дел;
  2. Полномочия, предусмотренные правовой нормой прокуратуры относительно соблюдения прав и свобод людей и граждан (статья 27 Закона о прокуратуре):
    1. право расследовать и проверять сообщения о заявлениях, жалобах и других нарушениях в ходе проведения ОРМ;
    2. право разъяснять жертвам порядок защиты их прав и свобод;
    3. право принимать меры по предотвращению и искоренению нарушений прав человека и гражданских прав и свобод, привлечь к суду людей, нарушивших закон, и компенсировать причиненный ущерб;
  3. Полномочия регулируются правовыми нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре). Статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» носит справочный характер, поэтому полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью регулируются правилами института прокурорского надзора за расследованием и дознанием[15].
  4. Полномочия регулируются правовыми нормами института прокурорского надзора за законностью судебных решений (статьи 35, 36 Закона о прокуратуре).

Прокурор имеет право:

    1. участвовать в судебных заседаниях по жалобам граждан на нарушения и свободу прав, которые были сделаны в ходе проведения ОРМ;
    2. Принимать участие в рассмотрении судьей ходатайств органов, осуществляющих ОРД, давать согласие на ограничение конституционных прав граждан (осматривать жилище, прослушивать телефонные разговоры, контролировать почтовые отправления, телефонные и другие сообщения);
    3. подавать иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;
    4. подавать кассационные и частные протесты против незаконных или необоснованных решений, приговоров, судебных решений или постановлений судьи;
    5. требовать от суда любого дела или категории дел, по которым решение, приговор или приказ вступили в законную силу.
  1. Прокурор вправе проверять:
    1. законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка установления и прекращения дел по оперативному учету и другим оперативно-сервисным материалам, сроки и порядок их ведения;
    2. законность и обоснованность решений о проведении или прекращении ОРМ, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использование результатов оперативно-розыскных мероприятий;
    3. соблюдение обязательной регистрации дел оперативного учета и других эксплуатационных и служебных материалов, законности постановки на учет и снятия с оперативной и иных видов регистрации лиц, в отношении которых были возбуждены такие дела и материалы;
    4. соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также соблюдение недопустимости использования информационных систем и технических средств, вредных для жизни и здоровья людей и вредных для окружающей среды;
    5. полномочия лиц, осуществляющих ОРД, а также принятие решений об установлении, продлении сроков и прекращении ведения оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, проведении ОРМ, представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий;
    6. соответствие перечню оперативно-розыскных мероприятий, определенному Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  2. Следует учитывать, что срок действия постановления судьи о разрешении ОРД, ограничивающей конституционные права лица, исчисляется непрерывно в днях со дня его принятия и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самой резолюции[16].

Дальнейшее продление допускается новым решением суда на основании вновь представленных материалов.


  1. Исходя из специфики характера ОРД, существуют определенные особенности в методах прокурорского надзора, используемых уполномоченными прокурорами при выявлении, предупреждении и устранении нарушений законодательства при внедрении ОРД.

Полномочия прокурора при осуществлении им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, должны включать такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

  1. ознакомление с документами, содержащими информацию об основаниях, порядке и объективности ОРМ;
  2. дача письменных инструкций об осуществлении по уголовным делам ОРМ, расширении их комплекса или требовании их прекращения;
  3. отмена необоснованных решений органа дознания, по которым следователь возбудил уголовное дело, принятых в соответствии со ст. 146 УПК РФ;
  4. направление жалоб в суд, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
  5. требование письменных объяснений от должностных лиц, которые выполняют ОРД и нарушают закон во время её выполнения;
  6. подача заявлений о выявленных нарушениях закона должностными лицами этих органов с требованием отстранить их от дальнейшего оперативного развития событий;

Руководители прокуратуры обязаны создавать уполномоченных прокуроров при осуществлении ими своих полномочий по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законодательства при выполнении условий ОРД, обеспечивающих защиту от разглашения информации, содержащейся в оперативных документах, представляемых прокурору.

Согласно Инструкции по организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207, документы ОРД не подлежат разглашению.

Ссылаясь на довольно широкий круг полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, позволяющих эффективно выполнять возложенные на них функции, следует отметить, что информация об организации, тактике, методах и средствах ведения оперативно-розыскной деятельности не входит в прокурорский надзор.

Это регулировалось Генеральным прокурором Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в Директиве № 215/69 от 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативных документов», с целью контроля за исполнением Федерального Закона.