Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 936

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уполномоченные прокуроры при осуществлении надзорных полномочий проверяют[33]:

  1. соблюдение конституционного характера и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
  2. законность, обоснованность и соответствие установленному порядку установления дел по оперативному учету и другим оперативным и служебным материалам, срокам и порядку их ведения, законности принятых по ним решений;
  3. законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в части 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим или гражданином, претендующим на должность судьи, и т.д.;
  4. законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;
  5. полномочия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, принимающих решения, по установлению, продлению сроков, приостановлению и прекращению дел по оперативному учету и другим материалам оперативно-служебного обслуживания, проведению оперативно-розыскных мероприятий, представлению результаты оперативно-розыскных мероприятий следователю, органу дознания, следователю, прокурору или суду;
  6. соответствие ОРМ целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости использования информационных систем, технических средств и веществ, вредных для жизни и здоровья людей и вредных для здоровья;
  7. своевременность извещения судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о случаях, предусмотренных частями 3 и 6 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Генеральный прокурор решает, кто несет ответственность за оформление документов оперативно-розыскной деятельности, а уполномоченный прокурор и лицо, уполномоченное на оформление документов для оперативно-розыскной деятельности, имеют полный доступ к конфиденциальной информации.

Разрешения на работу с использованием документов будут оформляться в соответствии с инструкцией «Порядок разрешения конфиденциальности должностных лиц и граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года.


Работа с этими документами обязывает прокуроров не разглашать какую-либо информацию, полученную в ходе выполнения ими своих обязанностей. Для раскрытия информации, составляющей государственную тайну, а также другой информации, ставшей известной в ходе оперативно-розыскных мероприятий или содержащейся в соответствующих документах и ​​материалах, а также для классификации информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне, или включения этой информации в носители данных Сотрудники государственной тайны органов прокуратуры несут личную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проверки исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности должны проводиться только теми прокурорами, которые отвечают за непосредственное выполнение этих функций.

Руководители органов внутренних дел, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, должны по запросу уполномоченных прокуроров представлять подлинные оперативные и служебные документы, включая оперативные записи, материалы об оперативно-розыскной деятельности, в том числе с использованием оперативно-технических средств, а также учет и регистрацию оперативно-розыскной деятельности.

Уполномоченный прокурор при проведении проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеет право:

  1. ознакомиться с достоверными эксплуатационными и сервисными документами, включая файлы оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также с другие оперативные и официальные документы, необходимые для осуществления надзора за выполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  2. требовать письменных объяснений от должностных лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность и одновременно совершают нарушение закона;
  3. давать письменные инструкции по осуществлению тех или иных оперативно-розыскных мероприятий или требовать их прекращения;
  4. на обжалование незаконных и необоснованных решений руководителя органа, проводящего расследование дела, в том числе передача результатов расследования дела следователю;
  5. отменить незаконные и необоснованные решения следователей и следственной группы относительно возбуждения уголовного дела, которые были проведены для результатов следственной деятельности;
  6. оспаривать ведомственные судебные иски, противоречащие законодательству, руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  7. подать заявление об исключении нарушений законодательства, допущенных сотрудниками организаций
  8. требовать, чтобы руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстраняли подчиненный им оперативный персонал от дальнейшего проведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
  9. при выявлении признаков преступления проводить проверку в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
  10. направлять жалобы в суд, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченные прокуроры должны быть направлены руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия, или руководителю, чтобы указать сроки их исполнения.

В случае нарушения организацией (должностным лицом), проводящим организованные расследования, прав личности, корпорации и законных интересов, уполномоченный прокурор восстанавливает эти права и законные интересы[34].

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов, в зависимости от обстоятельств, надзирающий прокурор должен рассматривать это как несоблюдение требований прокурора или препятствование его законной деятельности.

Прокурор в этих случаях при наличии оснований должен принимать меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности, в том числе по уголовной ответственности, в порядке, установленном законом.

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, используя предоставленные им полномочия, обязаны предотвращать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, своевременно принимать меры по их восстановлению, компенсировать вред и должностные лица к установленной законом ответственности.

Руководитель соответствующей прокуратуры обязан обеспечить защиту от разглашения информации, содержащейся в документах и ​​материалах, касающихся надзорной деятельности контролирующего органа.

Уполномоченный прокурор будет нести личную ответственность за несоблюдение установленных ограничений на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну.

Заключение

По сути, оперативно-розыскные мероприятия представляют собой реализацию контрмер оперативно-розыскного поиска, и этот список строго ограничен комментариями к законам.

Однако ОРД не ограничивается процедурой его реализации. Кроме того, она охватывает организацию мер, использование тактики, реализация мер защиты, вовлечение отдельных лиц в OРМ, использование специальных технических инструментов и использование химических веществ, которые способствуют выполнению конкретных мер делового поиска.

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью по расследованию дел расширяется за счет использования законодательно определенных методов и мер проверки для обеспечения соответствия всем российским органам по расследованию дел.


Однако, согласно федеральному закону «Прокуратура Российской Федерации», это направление надзора прокурора является неотъемлемой частью надзора за предварительным следствием и расследованием, что на самом деле является полнотой надзора прокурора и осуществления следственных услуг.

Поэтому можно согласиться с мнением М.П. Поляковой и А.Ф. Федуловой о том, что выделение этого направления прокурорского надзора как самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что на проведение оперативно-розыскных мероприятий в первую очередь влияют (ограничивают) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.

Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как незначительной и незначительной влечет за собой негативные последствия в виде увеличения числа нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения эффективности сомы. -исследовательская и следственная деятельность.

Отсутствие единой системы проведения такого надзора по всей стране затрудняет внедрение положительного опыта между субъектами Российской Федерации.

Отсутствие достаточно полных и детально регламентированных полномочий прокурора для осуществления надзорных функций по выполнению законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами.

Однако последняя версия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает полномочий Прокурора по надзору за исполнением закона органами, внедряющими ОРМ.

Таким образом, если прокурор будет наделен значительной законодательной властью, прокурорский надзор в этой отрасли станет более эффективным.

Чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо устранить пробелы, существующие в законе, и четко установить OРД и механизмы управления её законностью и актуальностью.

Отсутствие четкого законодательного регулирования порядка и оснований для проведения оперативной деятельности, их чрезмерная секретность, невозможность изучения всего объема оперативных документов - все это создает широкое поле для злоупотреблений, пресечение которых не всегда возможно.

Исходя из вышеизложенного, выделение этой ветви прокурорского надзора в качестве независимого и устранение существенных пробелов в законодательстве поможет усилить прокурорский надзор за выполнением оперативно-розыскных мероприятий и, самое главное, уважением прав и свободы человека и гражданина.


Список использованных источников

    1. Нормативные правовые акты:
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)
    4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
    5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"
  1. Научная, учебная и справочная литература:
    1. Агамов, Г. Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. - М.: Дело, 2017. - 160 c.
    2. Агутин, А. В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. - Москва: РГГУ, 2015. - 202 c.
    3. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2014. - 521 c.
    4. Буланова, Н. В. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами / Н.В. Буланова. - Москва: РГГУ, 2016. - 192 c.
    5. Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации". В 2 томах. Том 1 / А.Ю. Винокуров. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 338 c.
    6.  Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. - М.: Юрайт, 2014. - 432 c.
    7. Воеводина, Т. Г. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних / Т.Г. Воеводина, Е.В. Кремнева, М.Л. Огурцова. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 208 c.
    8. Гасанов, Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях / Р.М. Гасанов. - М.: Камерон, 2016. - 178 c.
    9. Горбухов, В. А. Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций / В.А. Горбухов. - М.: Феникс, 2014. - 176 c.
    10. Григорьева, Н.В. Прокурорский надзор / Н.В. Григорьева. - М.: РИОР, 2018. - 212 c.
    11. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскгая деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - Москва: Огни, 2016. - 478 c.
    12. Дубоносов, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.С. Дубоносов. - М.: Юрайт, 2016. - 938 c.
    13. Ендольцева, А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / А.В. Ендольцева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 646 c.
    14. Жидких, А. А. Правотворчество. Законность. Прокуратура / А.А. Жидких. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 176 c.
    15. Зайцев, О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2016. - 256 c.
    16. Захарцев, С. И. Наука оперативно-розыскной деятельности / С.И. Захарцев. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. - 264 c.
    17. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. - 400 c.
    18. Захарцев, С.И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев. - М.: Инфра-М, Норма, 2017. - 766 c.
    19. Звягинцев, А. Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век: моногр. / А.Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов. – М.: Высшая школа, 2015. - 384 c.
    20. Каплунов, А. И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия. Теория и практика. Монография / А.И. Каплунов. - М.: Фонд "Университет", 2016. - 448 c.
    21. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. - 280 c.
    22. Климов, И.А. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / И.А. Климов. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 892 c.
    23. Комментарий к Федеральному Закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. – М.: ИЛ, 2016. - 889 c.
    24. Лапин, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ. Учебное пособие / Е.С. Лапин. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 572 c.
    25. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
    26. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 302 c.
    27. Митьков, В.Н. Научно-теоретические и нормативно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности иностранных граждан. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 358 c.
    28. Муравьев, Н.В. Инструкция чинам прокурорского надзора округа С.-Петербургской судебной палаты / Н.В. Муравьев. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 302 c.
    29. Муравьёв, Н. В. Наказ Министра Юстиции, Генерал-прокурора, чинам прокурорского надзора судебных палат и окружных судов / Н.В. Муравьёв. - М.: Балтийская звезда, Алаборг, 2013. - 128 c.
    30. Нечевик, Д. К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты. Монография: моногр. / Д.К. Нечевик, М.М. Поляков. – М.: Мир, 2015. - 140 c.
    31. Полянский, А. Г. Использование оперативно-розыскной деятельности для выявления латентной преступности в сфере гражданско-правовых и административно-правовых отношений / А.Г. Полянский. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012. - 576 c.
    32. Пронин, К. В. Краткий курс по оперативно-розыскной деятельности / К.В. Пронин. - М.: Окей-книга, 2013. - 112 c.
    33. Протопопов, А.Л. Прокурорский надзор за расследованием убийств / А.Л. Протопопов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 285 c.
    34. Радько, Т.Н.Теория государства и права. [Текст]: Учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев; Л.А. Морозова. - М.: Проспект, 2015. - 568 с.
    35. Рассказов, Л.П.Теория государства и права: углубленный курс: Учеб. / Л.П. Рас-сказов. - М.: Инфра-М, 2015. - 559 с.
    36. Рождествина, А.А. Краткий курс по прокурорскому надзору. Учебное пособие / А.А. Рождествина. - М.: Окей Книга, 2017. - 784 c.
    37. Синилов, Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию / Г.К. Синилов. - М.: Норма, 2017. - 604 c.
    38. Скаредов, Г. И. Участие прокурора в следственных действиях / Г.И. Скаредов. - М.: Юридическая литература, 2015. - 160 c.
    39. Смирнов, М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учебное пособие / М.П. Смирнов. - М.: Экзамен, 2017. - 544 c.
    40. Смоленский, М. Б. Прокурорский надзор / М.Б. Смоленский, А.А. Подопригора, А.М. Карапетян. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
    41. Смоленский, М. Б. Прокурорский надзор для студентов вузов / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
    42. Соловьев, И. Н. Оперативно - розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 214 c.
    43. Соловьев, И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2017. - 543 c.
    44. Старков, О.В. Теория государства и права : учебник / О.В. Старков, И.В. Упоров; под общ. ред. О.В. Старкова. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 371 с
    45. Сундиев, И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию / И.Ю. Сундиев. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 192 c.
    46. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / С.В. Долгушина, С.А. Иванов, Ю.Ю. Кулакова, и др. ; под ред. В.П. Малахова, С.В. Долгушиной. - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 127 с.
    47. Тузов, Л. Л. Законодательные акты, регламентирующие оперативно-разыскную деятельность в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии / Л.Л. Тузов, А.Д. Шейшеев. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. - 176 c.
    48. Халиков, А. Н. Оперативно-розыскная деятельность / А.Н. Халиков. - М.: РИОР, Инфра-М, 2013. - 208 c.
    49. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти / А.Н. Халиков. - М.: РИОР, 2016. - 176 c.
    50. Химичевой, О. В. Прокурорский надзор / Под редакцией А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. - М.: Юриспруденция, 2014. - 256 c.
    51. Чашин, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. / Чашин Александр Николаевич. - М.: Дело и сервис (песДиС), 2016. - 114 c.
    52. Шумилов, А.Ю. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, песследователю, прокурору или в суд / А.Ю. Шумилов. - М.: Шумилова И.И.,пем 2016. - 914 c.
    53. Шумилов, А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII век - февраль 1917 года) / А.Ю. Шумилов. - М.: Шумилова И.И., 2013. - 287 c.
    54. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор / В.Б. Ястребов. - М.: Зерцало-М, 2013. - 424 c.