Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1028

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее количество нарушений отмечается на этапах выдвижения и регистрации кандидатов, во время агитации, при голосовании и подсчете голосов. Именно на этих этапах надзор является наиболее необходимым и может быть эффективным, поскольку права граждан здесь непосредственно затрагиваются[24].

При выявлении нарушений, выборе мер реагирования необходимо помнить, что избирательные права граждан, связанные с конкретными выборами, которые не были осуществлены в установленные законом сроки, как правило, не могут быть восстановлены.

Фактическим направлением надзорной деятельности в период выборов является выявление угроз экстремистского характера, возникающих в ходе избирательных кампаний, и их законное противодействие.

Отдельные кандидаты используют в предвыборной агитации существующие в обществе настроения, связанные с проблемами в сфере миграции, межэтнических и межконфессиональных отношений.

К числу важных направлений надзорной деятельности прокуроров относятся также:

  1. соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, эта сфера носит многоплановый характер, затрагивая вопросы, связанные с обеспечением требований законодательства об опеке и попечительстве, образования, семейного и жилищного законодательства и т.д.;
  2. уважение прав при рассмотрении обращений граждан;
  3. соблюдение конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи;
  4. соблюдение прав участников миграционных отношений;
  5. уважение прав граждан на свободу совести и вероисповедания.

Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения принципа гласности и открытости для гражданского общества в деятельности прокуроров[25].

При его реализации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации должна быть предоставлена ​​возможность получать в рамках закона информацию о деятельности прокуратуры, состоянии правопорядка и регулярно информировать законодательные и исполнительные органы власти, местные органы власти и общественность.

Более того, хотя в других областях прокурорского надзора «известная близость» дел и материалов, находящихся в распоряжении прокуратуры, в большинстве случаев оправдана, статистика показывает, что на практике нет оснований для ограничения принципа гласности.


Более того, прокурор должен быть непосредственно заинтересован в том, чтобы результаты прокурорских проверок широко освещались: это значительно повышает профилактический эффект проверок.

Поэтому совершенно очевидно, что необходимо всячески усиливать взаимодействие с СМИ, чтобы формировать общественное мнение о роли прокуратуры и ее правозащитной функции, пропагандировать законодательство, развивать правовую культуру населения, и предотвратить преступление.

Генеральная прокуратура Российской Федерации регулярно проводит встречи с представителями Общественной палаты Российской Федерации, правозащитных организаций, на которых обсуждаются наиболее актуальные и актуальные вопросы прав человека, взаимодействия прокуратуры с правозащитными структурами.

Представитель государственного органа публичного зала Российской Федерации является членом Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре России и участвует в заседаниях совета директоров и других мероприятиях, проводимых прокурором.

В области защиты трудовых прав Генеральная прокуратура Российской Федерации поддерживает связь с Российской Федерацией независимых профсоюзов. Местные прокуроры также взаимодействуют с общественными организациями.

Таким образом, российская прокуратура, как один из важнейших институтов государства и общества, является организацией, достаточной для постоянного развития связей с общественностью, и стремится быстро и быстро реагировать на новые возникающие проблемы и угрозы. Практика наглядно показала правильность этого курса. Прокуроры очень востребованы в обеспечении соблюдения законов и нормативных актов в социально-экономической сфере.

Признание людей, их прав и свобод их величайшей ценностью является основным принципом российского права. В России, как показано в ст. 17 Конституции Российской Федерации права и свободы людей и граждан признаются и гарантируются в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав человека и гражданских прав и свобод в Российской Федерации, и все люди имеют право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Каждому гарантируется правовая защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) государственных органов, местных органов власти, государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (статья 46 Конституции).


С указанным положением Конституции Российской Федерации соответствует закрепленное в ст. 5 Закона о ОРД, право лица, которое считает, что действия органов, проводящих ОРМ, привело к нарушению его прав и свобод, чтобы обжаловать эти действия в вышестоящем органе, проводящем оперативные расследования, прокурору или суду[26].

Лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого было отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено из-за отсутствия события преступления и которое имеет факты поведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и считает, что его права были нарушены, вправе требовать от органа, проводившего оперативно-розыскную деятельность, информацию о полученных о нем сведениях в объеме, разрешенном требованиями о заговоре и исключении возможности разглашения государственной тайны.

Если они отказываются предоставить запрошенную информацию или если указанное лицо считает, что информация предоставлена ​​не полностью, оно имеет право обжаловать ее в суде. При рассмотрении дела в суде обязанность доказать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу информации, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Для обеспечения полноты дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его запросу оперативные и официальные документы, содержащие информацию, которую заявитель отказался предоставить, за исключением информации о лицах, входящих в организованные преступные группировки, о сотрудниках секретных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих помощь на конфиденциальной основе (статья 5 Закона об ОРД).

Если решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность об отказе предоставить заявителю необходимую информацию, признается необоснованным, судья может потребовать от указанного органа предоставить заявителю эту информацию, но с соблюдением требований в пределах, исключающих возможность раскрытия государственной тайны.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина законодатель запретил органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[27]:

  1. проводить оперативно-розыскную деятельность в интересах любой политической партии, общественного или религиозного объединения;
  2. тайно участвовать в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности незарегистрированных политических партий, общественных и религиозных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, с целью оказания влияния на характер их деятельности;
  3. раскрывать информацию, которая затрагивает неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, и которая стала известна в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 5 Закона об ОРД).

Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора следует уделять таким правам человека и гражданина, как право на личную жизнь, жилище, личные и семейные тайны, тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Нарушение этих прав, возможно, в случаях, определенных законом.

Таким образом, в соответствии со ст. 23 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ограничение права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений допускается только на основании решения суда и, при наличии это информация[28]:

  1. о признаках подготовленного, совершенного или совершенного противоправного деяния, согласно которому предварительное следствие является обязательным;
  2. о лицах, готовящих, совершающих или совершающих противоправное деяние, согласно которым предварительное следствие является обязательным;
  3. о событиях или действиях, угрожающих государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Ограничение права человека и гражданина на неприкосновенность жилища возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25 Конституции)[29].

Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается:

  1. по уголовному делу - если есть достаточные основания полагать, что орудия преступления, предметы или ценности, полученные преступным путем, находятся в жилище, а также другие предметы или документы, которые могут иметь отношение к делу, и, как правило, на основании решения суда (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса);
  2. независимо от того, возбуждено ли уголовное дело:
    1. при наличии информации о признаках подготовленного, совершенного или совершенного противоправного деяния, согласно которому предварительное следствие является обязательным; о лицах, готовящих, совершающих или совершающих противоправные деяния; о событиях или действиях, угрожающих государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации и, как правило, с разрешения судьи;
    2. если имеется достаточное количество доказательств того, что преступление совершено в доме, расследование возлагается на полномочия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, если задержка может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан; в случае судебного преследования лиц, подозреваемых в совершении этих преступлений, если задержка может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан - в обоих случаях с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов;

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности[30].

2.2 Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно – розыскной деятельности

Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими ОРД в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об ОРД» возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и утвержденного им прокурора. Это положение было воплощено в постановлении Генеральной прокуратуры России от 15 февраля 2011 года «О надзоре прокурора за исполнением закона в ходе следственных действий».

Согласно инструкциям, содержащимся в данном приказе и в соответствии с требованиями закона, соответствующим приказом является Генеральный прокурор Российской Федерации - Генеральный прокурор Федерального округа, Прокуратура Российской Федерации, военная прокуратура Российской Федерации других профессиональных прокуроров посчитала их равными. Генеральный прокурор России несет личную ответственность за организацию надзора путем назначения прокурора, уполномоченного осуществлять надзор за исполнением «Федерального закона о следственной деятельности» среди своих сотрудников.

Уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, совершенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан[31]:

  1. ознакомиться с представленными достоверными эксплуатационными документами, в том числе с эксплуатационными записями, материалами о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также с учетно-регистрационной документацией и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  2. получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по выявленным нарушениям закона;
  3. требовать устранения нарушений законодательства, выявленных в случаях оперативного учета и других оперативных и служебных материалов;
  4. опротестовать нормативные правовые акты органов, реализующих ОРД, противоречащие законодательству, а также постановления и другие решения должностных лиц указанных органов;
  5. по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным правом полномочиями принимать обоснованное решение или требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности следственному или следственному органу для решения вопроса об уголовном преследовании;
  6. отобразить представления об устранении нарушений законодательства, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[32].