Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Как известно, поскольку оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы людей и граждан, надзор за оперативно-розыскной деятельностью должен быть полноценным, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной ветви прокурорского надзора.

К сожалению, законодатель в ст. Федеральный закон № 1 «О прокуратуре России» включал надзор за служебными расследованиями как неотъемлемую часть следственного и судебного надзора. Такая ситуация ослабляет эффективность прокурорского надзора, исключает его из приоритетов прокуроров и тем самым отвлекает прокурорское направление.

Этому способствует организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, курирующие оперативно-розыскную деятельность, включаются в отраслевые отделы по надзору за следствием и дознанием.

Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры возникает проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены во время оперативно-розыскных мероприятий, становится все более актуальной. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий становится прокурор.

Объектом исследования в данной работе являются правовые отношения, которые формируются в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Предмет исследования - система нормативных актов, действующих в настоящее время в Российской Федерации, которые регулируют прокурорский надзор в этой области.

Целью данной работы является изучение характера и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть предмет прокурорского надзора за осуществлением оперативно – розыскной деятельности, его сущность и задачи;
  2. определить пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно – розыскных мероприятий;
  3. выявить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно – розыскной деятельности;
  4. проанализировать полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно – розыскной деятельности

При написании выпускной квалификационной работы использовались такие общие и частные методы научных исследований, как исторические, сравнительно-правовые, логические и другие современные методы исследования.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы явились труды ученых-юристов и практиков таких, как: С. Н. Алексеева, В. П. Божьева, СИ. Герасимова, К. Ф. Гуценко, И.Ф. Н. В. Жогина, А. Я. Сухарева и др.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, подразделенную на две главы с тематическими параграфами, заключение и список использованных источников.

Глава 1 Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью

1.1 Предмет прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, его сущность и задачи

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов[1]:

  1. уважение прав и свобод человека и гражданина в процессе его реализации;
  2. соблюдение установленного порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий;
  3. законность решений, принятых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, в этом приказе определяются права и свободы людей и граждан, которые могут быть нарушены в ходе проведения деловых оперативно – розыскных мероприятий.

Кроме того, внимание прокурора сосредоточено на конкретных моментах, которые следует учитывать при проведении проверки[2]:

  1. законность и адекватность решений относительно создания или прекращения ОРМ и использования результатов оперативно-розыскных мероприятий.
  2. установление обязательной регистрации, законности регистрации и исключения регистрации для лиц, в отношении которых были проведены следственные мероприятия.
  3. соблюдение мер оперативного поиска для целей и задач оперативно-розыскной деятельности и нецелесообразность использования информационных систем и технических средств, вредных для жизни и здоровья человека и вредных для окружающей среды;
  4. полномочия лица, осуществляющего оперативно - розыскную  деятельность;
  5. вероятность того, что будут выполняться только те меры оперативно – розыскной деятельности, которые определены федеральным законом;
  6. наличие оснований для проведения следственного действия по делу, в том числе с разрешения суда.
  7. соблюдение условий и порядка проведения работ по ОРМ;
  8. соблюдение законности привлечения граждан для тайного сотрудничества и принципа добровольного согласия органов на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

В дополнение к вышесказанному предметом прокурорского надзора является законность решения, принятого в ходе ОРД. Речь идет о юридически важных решениях, принимаемых в виде законодательных актов и вызывающих правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение правоотношений оперативного розыска)[3].

Анализируя федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - закон об ОРД), можно сделать вывод, что прокурорский надзор охватывает законность следующих решений:

  1. об установлении и прекращении оперативного учета (статья 10);
  2. о реалезации и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15);
  3. о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или суду (статья 11);
  4. об уничтожении материалов, отражающих итоги оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании решения суда (статья 5);
  5. рассекречивание информации о силах, методах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, лиц, интегрированных в организованные преступные группы, и неофициальных секретных сотрудников, выполняющих ОРД (статья 12).

Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, указанного в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, для мониторинга почтовой и телеграфной переписки, прослушивания телефонных разговоров, удаления информации из технической связи и др.

Согласно статье 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, надзор за деятельностью на местах оперативно-розыскной деятельности юридически является частью этого направления прокурорского надзора.

Это связано с тем, что осуществление оперативно-розыскных мероприятий, как они определены в Конституции Российской Федерации, затрагивает основные права и свободы человека, поэтому эта функция передается прокуратуре как независимому надзорному органу.

Поэтому декларируется право каждого на конфиденциальность сообщений, телефонных разговоров, почтовых отправлений, телеграфов и других сообщений. Статья 23 Конституции Российской Федерации предусматривает это ограничение только на основании решения суда.

В отсутствие решения судьи организация ОРМ, затрагивающая конституционные права граждан, является не только нарушением законов об ОРД, но и нарушением второй части ст. 23 Конституции РФ[4].


В ходе проверки прокурор обращает внимание на то, как соблюдаются права и свободы других людей и граждан, декларирует право частной собственности и, если решение суда не принято, запрещает изъять имущество.

Обязанность прокуроров в этой области состоит в том, чтобы следить за соблюдением положений закона, руководить деятельностью по расследованию дел, а в случае нарушения - устранять нарушения и восстанавливать нарушенные права и свободы.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью - это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными сотрудниками прокуратуры в пределах своей компетенции с использованием установленных законом методов и средств реагирования для обеспечения соблюдения всех оперативно-розыскных органов на территории Российской Федерации. Прокурорский надзор за ОРД должен[5]:

  1. содействовать внедрению исполнительного агентства своевременного оповещения, расследования, сдерживания и уголовного расследования, обнаружения виновных и розыску пропавших без вести лиц;
  2. содействовать комплексному и активному внедрению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), разрешенного Законом об ОРД;
  3. содействовать надлежащему документированию результатов ОРМ и их использованию в процессе доказывания по уголовным делам.

Содержание оперативно-розыскной деятельности состоит из оперативно-розыскных мероприятий. Их исчерпывающий список приведен в ст. 6 Закона об ОРД.

Одной из функций прокурорского надзора является выявление и предотвращение случаев ОРМ, не предусмотренных законом, и обеспечение деятельности правоохранительных органов в пределах его компетенции.

Наибольшее бремя прокуроров в надзоре за соблюдением законов ОРД заключается в проверке соблюдения установленных процедур для реализации ОРМ[6].

Юридический процесс для проведения поисковой деятельности определяется общими и специальными правилами, специфичными для этих конкретных типов действий.

Общие процедурные правила проведения ОРМ включают в себя наличие правовых норм, технических средств и других средств, которые не наносят вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Закон предусматривает в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий[7]:

  1. наличие уголовного дела;
  2. сведения о признаках готовящегося, совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его готовящих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, которые стали известны органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  3. указания следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам при их рассмотрении;
  4. запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  5. приказ о применении мер безопасности в отношении охраняемых лиц осуществляется уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  6. запросы международных правоохранительных органов и иностранных правоохранительных органов осуществляются в соответствии с Международной конвенцией Российской Федерации.

Помимо выяснения вопроса о том, есть ли основания для принятия перечисленных мер по расследованию дел, прокурор обращает внимание на соблюдение процедур, установленных для него законом.

Прокуроры не имеют права оценивать, как организованы те или иные оперативно-розыскные мероприятия, актуальность выбранной тактики действий, степень вовлеченности и действенность средств[8].

Однако прокуроры не должны игнорировать очевидные незаконные тактические факты проведения оперативно-розыскных мероприятий, таких как планирование засады или наблюдение за квартирой без ведома владельца. Таким образом, сущность прокурорского надзора характеризуется рядом признаков:

  1. Форма и средства надзора за судебным преследованием, права граждан и уважение свободы личности, уважение законных интересов, конфиденциальность сообщений и других прав допускаются только в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Исходя из этого, деятельность органов прокуратуры может быть охарактеризована как права человека и направлена ​​на то, чтобы в практике правоохранительных органов граждане не могли проводить незаконные поисковые операции, которые нарушают политические, личные, имущественные, социальные и экономические права и свободы

  1. Обеспечение точного и безусловного выполнения этими органами требований закона о принятии мер по предупреждению и пресечению преступлений, которые были совершены и готовятся, по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении уголовных преступлений.

В основе этой функции лежит основная работа системы уголовного правосудия, направленная на обеспечение быстрого и полного раскрытия преступления, раскрытие преступников и правильное применение закона, в отношении всех тех, кто совершил преступление.

  1. Норма ст. 29 Закона о прокуратуре обязывает прокурора постоянно контролировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, безусловное выполнение оперативно-розыскных мероприятий.

Прокурор также обязан проверять законность и обоснованность решений, принятых органами, проводящими ОРД[9].

Таким образом, можно сделать вывод, что суть надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, состоит в том, чтобы предоставить прокурору возможность контролировать безоговорочное соблюдение прав и свобод людей и граждан в соответствии с законом.