Файл: Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 418
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Таблица 2.1 - Перечень учебников, учебно-методических комплексов, в том числе в электронном виде, по предмету «Цифровая грамотность»
Класс
Наименование издания
Автор (ы)
Год издания
Издательство
Учебники
с казахским языком обучения
1
Цифрлық сауаттылық. Оқулық
+СD
Ж. Кобдикова,
Г. Көпеева,
Ә. Қаптағаева,
А. Юсупова
2021
Арман-ПВ
3
Цифрлық сауаттылық. Оқулық
Р. Қадырқұлов,
Ә. Рысқұлбекова,
Н. Беристемова
2021
Алматыкітап
4
Ақпараттық коммуникациялық технологиялар.
Оқулық +CD
Ж. Кобдикова,
Г. Көпеева,
А. Қаптағаева,
А. Юсупова
2019
Арман-ПВ с русским языком обучения
1
Цифровая грамотность
Учебник +СD
Ж. Кобдикова,
Г. Көпеева,
Ә. Қаптағаева,
А. Юсупова
2021
Арман-ПВ
3
Цифровая грамотность
Учебник
Р. Қадырқұлов,
Ә. Рысқұлбекова,
Н. Беристемова
2021
Алматыкітап
4
Информационно- коммуникационные технологии
Учебник +CD
Ж. Кобдикова,
Г. Көпеева,
А. Қаптағаева,
А. Юсупова
2019
Арман-ПВ
Цифровые издания
с казахским языком обучения
1 web-платформа)
(web-платформа)
Ekitap.kz
Ж. Кобдикова,
Г. Көпеева,
Ә. Қаптағаева,
А. Юсупова
2021
Арман-ПВ
1
Цифрлық сауаттылық.
Электрондық оқулық (web- платформа) https://topiq.kz/
Р. Қадырқұлов,
Ә. Рысқұлбекова,
Н. Берістемова
2021
Алматыкітап
1
Цифрлық сауаттылық.
Электрондық оқулық (web- платформа) https://topiq.kz/
А. Сағымбаева,
М. Ермұхамбетова,
Е. Бидайбеков
2021
Алматыкітап
Цифрлық сауаттылық.
Электрондық оқулық (СD)
Қ.Тұрғанбай,
Г. Тулемисова,
Ю. Панченко,
Г. Нургалиева,
А. Тажигулова,
А. Арыстанова
2021
Жаңа білім беру технологиялар ы
3
Цифрлық сауаттылық.
Электрондық оқулық (web- платформа) https://topiq.kz/
Р. Қадырқұлов,
А. Рысқұлбекова,
Н. Берістемова
2021
Алматыкітап
26 с русским языком обучения
1
Цифровая грамотность.
Электронный учебник (web- платформа) https://topiq.kz/
Кадиркулов Р.,
Рыскулбекова А.,
Беристемова Н.
2021
Алматыкітап
1
Цифровая грамотность.
Электронный учебник (web- платформа) https://topiq.kz/
Сагимбаева А.,
Ермухамбетова М.,
Бидайбеков Е.
2021
Алматыкітап
1
Цифровая грамотность.
Электронный учебник (СD)
Тұрғанбай Қ.,
Панченко Ю.,
Нургалиева Г.,
Тажигулова А.,
Арыстанова А.
2021
Новые образовательн ые технологии
3
Цифровая грамотность.
Электронный учебник (web- платформа) https://topiq.kz/
Кадиркулов Р.,
Рыскулбекова А.,
Беристемова Н.
2021
Алматыкітап
4
Информационно- коммуникационные технологии.
Электронный учебник (web- платформа) 4 класс https://topiq.kz/
Кобдикова Ж.,
Копеева Г.,
Каптагаева А.,
Юсупова А.
2020
Арман-ПВ
Учебно-методические комплексы
с казахским языком обучения
1
Цифрлық сауаттылық.
Мұғалімге арналған әдістемелік нұсқаулық
Г. Көпеева,
Ә. Қаптағаева,
А. Юсупова
2021
Арман-ПВ
1
Цифрлық сауаттылық. Жұмыс дәптері
Г. Көпеева,
Ә. Қаптағаева,
А. Юсупова
2021
Арман-ПВ
3
Цифрлық сауаттылық.
Әдістемелік нұсқау
Р. Қадырқұлов,
Ә. Рысқұлбекова
2021
Алматыкітап
4
Ақпараттық коммуникациялық технологиялар. Мұғалім кітабы
Г. Көпеева,
А. Қаптағаева,
А. Юсупова
2019
Арман-ПВ
4
Ақпараттық коммуникациялық технологиялар.
Жұмыс дәптері
Г. Көпеева,
А. Қаптағаева,
А. Юсупова
2019
Арман-ПВ с русским языком обучения
1
Цифровая грамотность.
Методическое руководство
Сагимбаева А.,
Ермухамбетова М.,
Гайненова А.
2021
Алматыкітап
3
Цифровая грамотность.
Методическое руководство
Кадиркулов Р.,
Рыскулбекова А.
2021
Алматыкітап
4
Информационно- коммуникационные технологии.
Книга для учителя
Копеева Г.,
Каптагаева А.,
Юсупова А.
2019
Арман -ПВ
4
Информационно- коммуникационные технологии.
Рабочая тетрадь
Копеева Г.,
Каптагаева А.,
Юсупова А.
2019
Арман-ПВ
27
3
Методическая
система
обучения
предмету
«Цифровая
грамотность»
При обучении предмету «Цифровая грамотность» в начальной школе используются активные формы и методы обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для лучшего понимания понятий рекомендуется соотносить их с наиболее часто встречающимися в жизни конкретными примерами.
В долгосрочном плане подразделы и темы разбиты на четверти. В плане не указано количество часов, затрачиваемых на освоение тем и подразделов.
Распределение часов между темами предоставлено педагогу, но материал должен быть полностью изучен в указанной четверти.
Таблица 3.1 - Предлагаемый календарно-тематический план для
1-4 классов по предмету «Цифровая грамотность»
№
Раздел
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Тема урока
Цели урока
Количес
тво
часов
1 класс
3 четверть
1
Раздел 1 -
Информац ионный этикет
(сквозная тема:
«Путешес твие»)
Техника безопасности.
1.1.3.1 соблюдать правила поведения в кабинете информатики
1 2
Правила поведения в кабинете информатики.
1.1.3.1 соблюдать правила поведения в кабинете информатики
1 3
Информация.
Источники информации.
1.3.1.1 понимать, что не вся информация, размещаемая в сети достоверна и полезна
1 4
Интернет.
1.3.2.1 показывать элементарное понимание рисков нежелательных контактов в сети
1 5
Безопасность при работе в сети Интернет.
ПР №1 1.3.2.1 показывать элементарное понимание рисков нежелательных контактов в сети;
1.3.1.1 понимать, что не вся информация, размещаемая в сети достоверна и полезна
1 6
Раздел 2 -
Программ ирование
(сквозная тема:
«Традици и и фольклор»
)
Алгоритмы и исполнители.
1.4.1.1. реализовывать линейный алгоритм
1 7
Линейный алгоритм.
1.4.1.1. реализовывать линейный алгоритм
1 8
Игровая среда программирования
Scratch.
1.4.2.1. создавать, сохранять и открывать проект в игровой среде программирования Scratch
1 9
Моя первая программа.
ПР №2 1.4.1.1. реализовывать линейный алгоритм;
1.4.2.1. создавать, сохранять и открывать проект в игровой среде
1
28 программирования Scratch
4 четверть
10
Раздел 3 -
Роботы в нашей жизни
(сквозные темы:
«Еда и напитки»,
«В здоровом теле
- здоровый дух»)
Первое знакомство с роботом.
1.5.1.1 собирать базовую модель образовательного робота
1 11
Первое знакомство с роботом.
1.5.1.1 собирать базовую модель образовательного робота
1 12
Программа для робота.
1.5.1.2. загружать и запускать программу для робота
1 13
Движение робота.
1.5.1.2. загружать и запускать программу для робота; 1.5.2.1. организовать движение робота с заданной скоростью.
1 14
Движение робота.
1.5.2.3 организовать движение робота вперед; 1.5.2.4. организовать движение робота назад
1 15
Движение робота.
1.5.2.2. организовать движение робота на заданное количество оборотов колеса;
1 16
Выход из лабиринта. ПР
№3 1.5.2.5. организовать поворот робота на угол 90, 180 градусов
1 17
Выход из лабиринта. ПР
№3 1.5.2.5. организовать поворот робота на угол 90, 180 градусов
1
2 класс
1 четверть
1.
Раздел 1 –
Компьют еры и программ ы
(сквозная тема:
«Все обо мне»)
Сохраняем свое здоровье.
2.1.3.1 следовать основным правилам техники безопасности при работе с цифровыми устройствами и в сети Интернет;
2.3.1.1 использовать браузер для поиска информации на заданную тему;
2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода
1 2.
Файлы и папки.
2.1.2.1 объяснять понятия файла и папки;
2.1.2.2 создавать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки;
2.1.2.3 использовать контекстное меню в своей работе
1 3.
Раздел 2 –
Творчеств о и компьюте р
(сквозная
Продолжаем разрабатывать программы.
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления
1 4.
Продолжаем разрабатывать программы.
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления
1
29 5. тема:
«Моя семья и друзья»
Исполнение алгоритма. 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм
1 6.
Исполнение алгоритма. 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм
1 7.
Создание собственного персонажа.
2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном графическом редакторе игровой среды программирования;
2.2.2.1 копировать и отражать фрагмент рисунка;
2.2.2.2 редактировать рисунок
(обрезка, поворот, изменение размера)
1 8.
Создание собственного персонажа.
2.4.2.1 создавать персонаж во встроенном графическом редакторе игровой среды программирования;
2.2.2.1 копировать и отражать фрагмент рисунка;
2.2.2.2 редактировать рисунок
(обрезка, поворот, изменение размера)
1 2 четверть
9.
Раздел 3 –
Слово за слово
(сквозная тема:
«Моя школа»,
«Мой родной край»)
Знакомство с клавиатурой
2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры
1 10.
Знакомство с клавиатурой
2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры
1 11.
Клавиатурный тренажер
2.2.1.1 набирать текст в клавиатурном тренажере
1 12.
Клавиатурный тренажер
2.2.1.1 набирать текст в клавиатурном тренажере
1 13.
Работа с текстом
2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами
1 14.
Работа с текстом
2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами
1 15.
Создание мультфильма 2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры;
2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами
1 16.
Создание мультфильма 2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
2.4.2.2 организовать управление спрайтом с клавиатуры;
2.4.2.3 организовать текстовый диалог между персонажами
1 3 четверть
17.
Раздел 4 –
Мультиме диа
(сквозная тема: «В здоровом
Запись и воспроизведение звука
2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода;
2.2.4.1 использовать программы для записи и воспроизведение звука
1 18.
Запись и воспроизведение звука
2.1.1.1 отличать устройства ввода и вывода;
1
30 теле
– здоровый дух!»)
2.2.4.1 использовать программы для записи и воспроизведение звука
19.
Звуковые эффекты
2.2.4.2 редактировать звуковые файлы.
1 20.
Редактирование звука
2.2.4.2 редактировать звуковые файлы
1 21.
Раздел 5 –
Робототех ника: датчики
(сквозная тема:
«Традици и и фольклор
»)
Движение робота
2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму
1 22.
Движение робота
2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму
1 23.
Запуск программы для робота
2.5.3.1 использовать датчик касания 1 24.
Запуск программы для робота
2.5.3.1 использовать датчик касания 1 25.
Звук для робота
2.5.1.1 загружать аудиофайл для робота
2.5.1.2 использовать звук при разработке программы для робота
1 26.
Звук для робота
2.5.1.1 загружать аудиофайл для робота
2.5.1.2 использовать звук при разработке программы для робота
1 4 четверть
27
Раздел 6 –
Робототех ника: проект
«Танцую щий робот»
(сквозная тема:
«Окружа ющая среда»,
«Путешес твие»)
Идея для проекта
2.2.1.2 записывать свои идеи в текстовом редакторе;
2.3.2.1 осуществлять обмен данными между приложениями
1 28
Идея для проекта
2.2.1.2 записывать свои идеи в текстовом редакторе;
2.3.2.1 осуществлять обмен данными между приложениями
1 29
Алгоритм для проекта
2.4.1.3 составлять алгоритм решения задачи
1 30
Алгоритм для проекта
2.4.1.3 составлять алгоритм решения задачи
31
Создание «Танцующего робота»
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм;
2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму;
2.5.3.1 использовать датчик касания;
2.5.1.1 загружать аудиофайл для робота;
2.5.1.2 использовать звук при разработке программы для робота
1 32
Создание «Танцующего робота»
2.4.1.1 реализовывать алгоритм ветвления;
1
31 2.4.1.2 реализовать заданный в словесной форме алгоритм;
2.5.2.1 организовать движение робота по заданному в словесной форме алгоритму;
2.5.3.1 использовать датчик касания;
2.5.1.1 загружать аудиофайл для робота;
2.5.1.2 использовать звук при разработке программы для робота
33
Защита проекта
2.5.1.3 представлять созданного робота аудитории
1 34
Защита проекта
2.5.1.3 представлять созданного робота аудитории
1
Итого
34
3 класс
1 четверть
1
Раздел 1 –
Программ ирование
(сквозные темы:
«Живая природа»,
«Что такое хорошо, что такое плохо?»)
Повторение в нашей жизни.
3.4.1.1 строить алгоритмы, использующие повторение (цикл)
1 2
Циклы.
3.4.1.2 реализовывать циклический алгоритм
1 3-4
Движение персонажа.
2.4.2.4 реализовать циклический алгоритм при создании игры в игровой среде программирования
3.3.2.2 объяснять способы обмена информацией в сети;
2 5-8
Общение в сети. ПР №1 3.1.3.1 следовать основным правилам личной безопасности при работе в сети Интернет
4 2 четверть
9
Раздел 2 -
Создание игры
(сквозные темы:
«Время»,
«Архитек тура»)
Сценарий игры.
3.2.1.1 создавать маркированные, нумерованные списки;
3.4.2.1 разрабатывать игру по готовому сценарию
1 10
Сцены.
3.4.2.2 работать с несколькими сценами в игровой среде программирования
1 11-12
Персонажи.
3.4.2.3 работать с несколькими персонажами в игровой среде программирования;
3.4.2.4 реализовать циклический алгоритм при создании игры в игровой среде программирования
2 13
Смена костюмов.
3.4.2.4 реализовать циклический алгоритм при создании игры в игровой среде программирования
1 14-16
Моя игра.
ПР №2 3.4.1.1 строить алгоритмы, использующие повторение (цикл);
3.4.2.3 работать с несколькими персонажами в игровой среде программирования;
3
32 3.4.2.2 работать с несколькими сценами в игровой среде программирования;
3.4.2.4 реализовать циклический алгоритм при создании игры в игровой среде программирования
3 четверть
17-18
Раздел 3 -
Робототех ника.
Проект
(сквозные темы:
«Искусст во»,
«Выдающ иеся личности
»)
Идея для проекта.
3.1.1.1 использовать клавиши для смены регистра символов, раскладки клавиатуры, управления курсором;
3.2.1.2 соблюдать правила набора текста;
3.2.1.3 редактировать текст;
2 19
Оформляем документ.
3.2.1.4 форматировать шрифт и абзац;
1 20-21
Иллюстрации в тексте.
3.3.1.1 осуществлять поиск информации (фрагмента текста в документе);
3.2.1.5 вставлять изображения в текст и настраивать его обтекание;
2 22-23
Движение руки робота. 3.5.3.1 настраивать скорость изадавать количество оборотов среднего мотора
2 24
Блок Цикла.
3.5.2.1 использовать цикл для организации движения робота
1 25-26
Создание
«Робота- уборщика»
ПР №3 3.5.3.1 настраивать скорость изадавать количество оборотов среднего мотора
3.5.2.1 использовать цикл для организации движения робота;
3.5.3.1 настраивать скорость изадавать количество оборотов среднего мотора
2 4 четверть
27
Раздел 5 –
Текст, графика и презентац ия
(сквозная тема:
«Культур а отдыха.
Праздник и»)
Создание презентации. 3.2.3.1 создавать простые презентации, содержащие текст и изображение;
3.1.2.1 использовать "горячие" клавиши в прикладных программах
1 28
Дизайн презентации.
3.2.3.3 использовать готовый дизайн для оформления презентации
1 29-30
Анимация и переходы.
ПР №4 3.2.3.2 использовать переходы между слайдами
2 31-32
Фотографии.
3.2.2.1 использовать программы для обработки фотографий (яркость, контрастность, рамки)
2 33-34
Презентация проекта.
ПР №5 3.2.3.1 создавать простые презентации, содержащие текст и
2