Файл: Логистический подход к управлению запасами (на примере ООО «Кладовая Олекмы»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ
1.1. Понятие и сущность запасов как объектов управления
1.2. Сущность логистического подхода к управлению запасами
1.3. Методология управления запасами с применением логистического подхода
2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ НА ООО «КЛАДОВАЯ ОЛЕКМЫ»
2.1. Краткая финансово-хозяйственная характеристика предприятия
2.2 Анализ логистики управления запасами на предприятии
2.3. Направления оптимизации системы логистики управления запасами на предприятии
Длительность одного оборота соответственно увеличилась на 1 день. Продолжительность одного оборота укладывается в график указанный предприятием, а именно – запасов хватает на 2 недели.
Так как величина запасов в стоимостном выражении в течение анализируемых 3-х лет увеличивалась, как и себестоимость продукции, то следует предположить, что коэффициент оборачиваемости в 2017 г. был больше, чем в 2018 г., что демонстрирует тенденцию к замедлению оборачиваемости и, соответственно, тенденцию к увеличению длительности одного оборота.
Ежемесячные поставки основного сырья – молока – в 2018 г. представлены ниже (Таблица 2).
Таблица 2 – Ежемесячные поставки молока на ООО «Кладовая Олекмы» в 2018 г.
Месяц |
Фактический размер поставки, т. |
Плановый размер поставки, т. |
% выполнения плана |
Январь |
22792 |
24042 |
94,8 |
Февраль |
20550 |
22707 |
90,5 |
Март |
23313 |
26254 |
88,8 |
Апрель |
23133 |
25934 |
89,2 |
Май |
25767 |
27412 |
94,0 |
Июнь |
24595 |
25835 |
95,2 |
Июль |
24489 |
25221 |
97,1 |
Август |
23338 |
24260 |
96,2 |
Сентябрь |
21573 |
24854 |
86,8 |
Октябрь |
21128 |
22453 |
94,1 |
Ноябрь |
21112 |
21833 |
96,7 |
Декабрь |
23578 |
23461 |
100,5 |
Итого |
275368 |
294266 |
95,9 |
Проанализировав данные таблицы 2, можно прийти к выводу, что сельскохозяйственные организации не в полной степени обеспечивают необходимым сырьем молочноперерабатывающее предприятие. За весь год только в декабре был выполнен плановый размер поставки. В общем, за 2018 г. недопоставили 18898 т. молока-сырья. Также, проанализировав таблицу, не выявлено определенной тенденции к увеличению либо уменьшению ежемесячных поставок молока.
Таким образом, следует сделать вывод о наличии необходимости усовершенствования имеющейся системы организации и управления запасами на ООО «Кладовая Олекмы».
С одной стороны нельзя допускать постоянные недопоставки и определять потребность в сырье, которую не могут удовлетворить сельскохозяйственные организации-поставщики.
Но с другой стороны, если снова вспомнить про ускорение оборачиваемости, то следует упомянуть, что оно сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление: отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе – иммобилизацией собственных оборотных средств).
Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи товара категории не длительного хранения.
2.3. Направления оптимизации системы логистики управления запасами на предприятии
Для ООО «Кладовая Олекмы» самым существенным является риск, связанный с возможностью резкого изменения цен на сухое цельное молоко, а также нехваткой цельного молока для производства продукции, в особенности, сыров. В связи с сезонностью производства и падением удоев натурального молока в зимний период, основным сырьем зимой является сухое молоко. Данный факт еще раз подтверждает недостаточное поступление ресурсов (пополнения запасов) от сельскохозяйственных поставщиков.
Вторым по значимости риском для ООО «Кладовая Олекмы» является изменение цен на увеличение на упаковочные материалы фирмы «Tetra Pak». Остальные виды сырья и упаковка не составляют существенной доли в себестоимости и влияют на прибыль не так существенно. Кроме того, на результаты деятельности ООО «Кладовая Олекмы» влияют, соответственно, цены на продукцию естественных монополий (электроэнергия, водоснабжение, тепловая энергия), но их доля в себестоимости не так велика, чтобы существенно влиять на прибыль.
Также, самый существенный риск связан с потерей рынка сбыта продукции. Основную конкуренцию молочной продукции ОАО «Кладовая Олекмы» составляет продукция иногородних производителей из Московской, Новосибирской областей, Алтайского края.
На основании вышеизложенного, а также с учетом проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует провести оптимизацию расчета необходимого количества объемов запасов (молочного сырья) для необходимого конкретного объема производимых заказов.
В целях совершенствования имеющейся на заводе системы управления ресурсами (запасами) – системы логистики снабжения запасами предприятия – представляется использовать методы определения оптимального заказа (по объему и по времени), и применить один из них в зависимости от текущего положения предприятия. Сопутствующими методическими рекомендациями по совершенствованию системы логистики снабжения ООО «Кладовая Олекмы», требующие, в свою очередь, разработки маркетингового плана промышленного предприятия, являются следующие:
- сократить наиболее невостребованные виды продукции товаров, чтобы избежать возникновения запасов неликвидной продукции на складе и также снизить затраты связанные с сырьем и материалами;
- способствовать стимулированию сбыта продукции – продвигать дальнейшее снабжение молочной, кисломолочной и сырной продукции завода по территории республики, а также разработать стратегию по распределению продукции в соседние регионы.
Согласно первой системе управления запасами с фиксированным размером заказа основополагающим параметром системы является размер заказа. Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона. Для начала необходимо определить годовые затраты на хранение одной тонны молока-сырья. Здесь нужно учесть следующие исходные данные:
- площадь склада – 740 м2;
- тариф на коммунальные платежи за свет для юридических лиц – 1188 (0,1188) р./кВт;
- потребление склада в месяц – 700 кВт;
- кадастровая стоимость участка (налог на землю) – 2120 (0,212) р/м2;
- заработная плата заведующего складом – 10000000 (1000) р.;
- заработная плата работников склада – 7000000 (700) р.;
- количество работников склада – 6 человек.
- годовая потребность – 294266 т.
По вышеуказанным данным рассчитаем издержки на хранение единицы запаса (в данном случае мешка):
Ch = ((1000+700 · 6) · 12 +700 ∙ 0,1188 · 12 + 740 ∙ 0,212 · 12) / 294266 = 0,222 (2218,4) р.
Теперь стоит задать исходные данные для расчета издержек на оформление заказа. Расстояние завоза заказа составляет от ближайшей сельскохозяйственной организации составляет 98 километров. Предприятие арендует автоцистерну (молоковоз) на базе шасси МАЗ-6303 модель 565877 (Г6-ОПА-6303). Тариф составляет 2,4 (24000) р. за км. Таким образом, издержки будут равны:
Cо = 2,4·98·2= 470,4 (4704000) р.
Зная все нужные параметры, можно определить оптимальный размер заказа для исследуемого предприятия ООО «Кладовая Олекмы», используя формулу Уилсона:
ОРЗ = = = 35313 т.
Теперь необходимо рассчитать остальные параметры.
Для расчёта ожидаемого дневного потребления (ОДП) следует учесть, что количество рабочих дней в году = 220 дней.
ОДП = 294266 / 220 = 1337,6 т.
Для расчёта ожидаемого потребления за время поставки (ОП) следует учесть, что время поставки = 5 дней.
ОП = 1337,6 ·5 = 6688 т.
Срок расходования заказа = 35313/1337,6 = 26,4 дней ≈27 дней.
Для расчета максимального потребления за время поставки (МП) следует учесть, что возможная задержка поставки = 2 дня.
МП = 1337,6· (5+2) = 9363,2 т.
Гарантийный запас = 9363,2 – 6688 = 2675,2 т.
Пороговый уровень запаса = 2675,2 + 6688 = 9363,2 т.
Максимальный желательный запас = 2675,2 + 35313 = 37988,2 т.
Срок расходования запаса до порогового уровня = (37988,2 – 9363,2)/ /1337,6 = 21,4 день ≈22 дня.
Таким образом, оптимальный размер поставки будет удовлетворять плановый размер ежемесячной поставки, варьирующийся от 21833 т. до 27412 т.
Для альтернативы внедрения на предприятие системы управления запасами с фиксированным размером заказа представляется необходимым проанализировать и расчет системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами, так как на предприятие, в целом, заказы поступают ежемесячно.
В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы.
Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и повторение заказа.
Для расчета интервала времени между заказами будем использовать ОРЗ, рассчитанный выше, количество рабочих дней в году будем использовать также полученное в вышепроизведенных расчетах.
I =220 / (294266/35313) = 26,4 дней ≈ 27 дней.
Ожидаемое дневное потребление = 294266 / 220 = 1337,6 т.
Для расчета ожидаемого потребления за время поставки (ОП) будем использовать полученное ранее время поставки.
ОП = 1337,6 · 5 = 6688 т.
Для расчёта максимального потребления за время поставки (МП) будем использовать полученное ранее время задержки поставки.
МП = (5+2) ·1337,6 = 9363,2 т.
Гарантийный запас (ГЗ) = 9363,2 – 6688 = 2675,2 т.
Максимальный желательный запас = (1337,6·26,4) + 2675,2 = 37987,8 т.
Для расчета размера заказа необходимо знать текущий запас:
ТЗ = 1337,6·26,4 =35312,6 т.
Так:
Размер заказа = 37987,8 – 35312,6 + 6688 = 9363,2 т.
Полученный размер заказа значительно отличается от оптимального размера заказа, поэтому в выборе внедряемой на ООО «Кладовая Олекмы» системы управления запасами предпочтение отдается системе управления запасами с фиксированным размером заказа.
Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами основана на расчете самого интервала времени. Дело в том, что найденный интервал не отличается от времени расходования заказа и незначительно отличается от времени расходования запаса до порогового уровня, рассчитанного ранее. Это еще один довод к внедрению системы управления запасами с фиксированным размером заказа на молочноперерабатывающее предприятие ООО «Кладовая Олекмы». Хотелось бы, чтобы на практике подтвердились вышеприведенные расчеты.
Таким образом, в качестве методов совершенствования управления запасами на предприятие ООО «Кладовая Олекмы» были предложены 2 альтернативы: система управления запасами с фиксированным размером заказа и система управления запасами с фиксированным интервалом между заказами. Сущность первой системы заключается в том, что как только запас какого-либо товара достигнет заранее определённого минимального значения, этот товар заказывается, причем размер партии является величиной постоянной. Во второй системе заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы.
После проведения расчетов, в качестве внедряемой системы управления запасами на ООО «Кладовая Олекмы» была выбрана система управления запасами с фиксированным размером заказа. Оптимальный размер заказа получился равным 35313 т., что удовлетворяет месячную потребность. Срок расходования запаса получился равным 27 дням, а срок расходования запаса до порогового уровня, равного 9363,2 т., получился равным 22 дням. Данный полученный расчетный результат представляет собой не просто стагнационный расчет производства, а несет в себе первичную информацию для всего последующего хозяйственного процесса предприятия проведения дальнейших соответствующих расчетов категорий иных потоков в снабжении. Данное положение свидетельствует о важности и целесообразности выделения информационного ресурса – расчета оптимального размера заказа объемов выпускаемой молочной, кисломолочной и сырной продукции в отдельную базовую составляющую процесса управления снабжением предприятия.