Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности, ее основные задачи
1.2 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Глава 2 Взаимодействие с гражданами при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.1 Соблюдение прав и свобод граждан при осуществлении оперативнорозыскной деятельности
Введение
Впервые проблема соотношения оперативно-розыскной деятельности и прав человека была затронута в кандидатской диссертации А. Е. Казак (1997 г.).
Теоретические и прикладные проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности исследовались в докторской диссертации А. М. Ефремова (2001 г.), который рассматривал обеспечение прав личности в ОРД как составную часть правозащитной деятельности государства. Соблюдение и гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов оперативно-розыскных правоотношений исследовались также в кандидатской диссертации Т. Т. Махмутова (2007 г.).
Как справедливо отмечают ученые, если контроль над преступностью является целью системы уголовной юстиции, то соблюдение прав личности - одним из самых важных средств его достижения[1]; нельзя защищать основы конституционного строя России, как демократического правового государства, где высшей ценность выступает человек, пренебрегая при этом правами личности[2]. Таким образом, в правовом государстве принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД выступает средством решения задачи защиты общества от преступных посягательств. В то же время существующая практика реализации этого принципа пока весьма далека от совершенства.
Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество выявленных нарушений Закона об ОРД в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 2% и составило более 580 тыс.[3] На этом фоне постоянно увеличивается число жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) на нарушения прав в сфере ОРД,[4][5] а также к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. О системных нарушениях прав граждан в процессе ОРД свидетельствуют и решения Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), в производстве которого находится более 150 жалоб на нарушение прав личности российскими правоохранительными органами только при проведении проверочных закупок наркотиков[6].
Распространенность нарушений прав личности при осуществлении ОРД обусловливает формирование негативного отношения участников уголовного процесса к результатам оперативно-розыскных мероприятий и препятствует их более широкому использованию в уголовном судопроизводстве. В связи с этим повышение эффективности ОРД в борьбе с преступностью должно сопровождаться укреплением гарантий прав личности при ее осуществлении. Решение этой двуединой задачи должно обеспечиваться в деятельности оперативно-розыскных служб.
Продолжающаяся реформа органов внутренних дел, которые по своей численности являются основным субъектом ОРД, преследует цель создания качественно нового института обеспечения правопорядка на основе смены приоритетов с карательной функции на защиту прав личности.[7] Такая смена приоритетов предполагает предъявление более высоких требований и к обеспечению прав личности в оперативно-розыскной деятельности, от эффективности которой зависят конечные результаты усилий полиции по защите граждан от преступных посягательств и укрепление доверия населения к государственным правоохранительным институтам.
Учитывая изложенное, исследование проблемы реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гарантированного Конституцией РФ, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности представляется актуальным, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объектом исследования выступает осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования являются оперативно-розыскная деятельность и права граждан.
Целью является анализ взаимодействия с гражданами при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе предлагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятия оперативно-розыскной деятельности, её сущность и основные задачи;
- рассмотреть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
- изучить соблюдение прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- предложить основные направления совершенствования взаимоотношений с гражданами оперативно-розыскной деятельности;
Глава 1 Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности, ее основные задачи
Оперативно-розыскная деятельность как и деятельность уголовнопроцессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.
Прежде чем определить понятие «оперативно-розыскная деятельность», требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Федеральный Закон об ОРД) определено, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», посредством применения специальных сил, средств и методов сбора информации внутри преступного мира, выполнения иных оперативно-розыскных мероприятий[8].
История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывает, что оперативно-розыскная деятельность является одной из обязательных государственно-правовых форм борьбы с преступностью, к числу которых также относятся: административно-правовая, уголовноправовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная формы. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства и методы решения правоохранительных задач.
Исходя, из понятия можно сделать вывод, что оперативно-розыскная деятельность базируется на трех различных смысловых значениях. Во-первых, оперативно-розыскная деятельность - вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению безопасности, во-вторых - это самостоятельная юридическая наука изучающая, закономерности, проявляющиеся в процессе применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов и форм борьбы с преступностью, а так же правовые основы осуществление ОРД; в-третьих - учебная дисциплина - первичное знание о науке, а уже цель учебной дисциплины - дать студентам основы науки.
Стоит отметить, что у ОРД есть своя отличительная особенность - разведывательный - поисковой характер. Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, скрытием следов преступления как совершенного, так и готовившегося.
В связи с этим, ОРД направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений деятельности, их субъектов розыск скрывшихся лиц.
На разведывательно-поисковый характер ОРД, указывают такие ее принципы как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств.
Причем негласные означают неочевидные, скрытные проводимые оперативно - розыскные мероприятия от лиц в них не участвующих, в том числе от других сотрудников, даже если они имеют соответствующий допуск, но [9][10] прежде всего - от объектов (лиц, групп, организаций) в отношении которых они проводятся. В свою очередь, под гласными следует понимать такие мероприятия, содержание цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.
Анализирую природу оперативно - розыскной деятельности мы можем выделить ее отличительные черты: во - первых, собранная в ее ходе информация не является доказательством по уголовному делу, в связи с чем, после того как она собрана нужно провести кропотливую работу с целью того, что бы информация отвечала всем требованиям УПК и в последствие влилась в доказательную базу на равне со стальными доказательствами собранными и отвечающими требованиям УПК. Во - вторых, оперативно - розыскная деятельность производится в строгом соответствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а специального Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительного расследования. В - четвертых, на совершение определенных оперативно - розыскных мероприятий требуется санкция прокурора или решение суда. В - пятых, оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного расследования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.
В связи с этим, ОРД отличается от уголовно - процессуальных деятельности рядом существенных аспектов.
Во-первых, у них разная правовая база. Если ОРД регулируется в ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности», то уголовно - процессуальная деятельность регламентируется УПК РФ. Так же ОРД осуществляется в порядке, изложенном в законе и закрытых ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная - исключительно в порядке, предусмотренном УПК РФ.
Во-вторых, по субъекту. В ФЗ «об оперативно - розыскной деятельности» в ст,. 13 указан круг лиц, которые занимаются ОРД, в то время как уголовно - процессуальная деятельность осуществляется исключительно субъектами, указанными в уголовно - процессуальном законе.
В третьих, пределом производства процессуальных действий. Так ОРД осуществляется на стадии как возбуждения уголовного дела (для обнаружения совершенных и подготавливаемых преступлений и лиц, их совершивших), так и предварительного следствия. В свою очередь, для следственных действий необходима наличие возбужденного уголовного дела.
В четвертых, по методам и использованию результатов процессуальных действий. Итог оперативно - розыскных действий - это фактические данные (не процессуальные сведения), которые могут стать источником доказательств только после их проверки и закрепления процессуальным путем, в свою очередь, итоги по процессуальным действиям являются - доказательства.
В литературе отмечается, что процесс проведения оперативно - розыскных мероприятий не всегда можно зафиксировать, запротоколировать в формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Однако, результаты этой работы должны быть использованы в уголовном деле и надлежащим образом оформлены, иначе теряется всякий смысл ее проведения. «Работники полиции, имея определенные результаты ОРД, решают в каждом случае - проведение каких неотложных следственных действий необходимо для фиксации этих результатов, имеющих значение для раскрытия преступления[11].
Существует два взгляда на значение оперативно - розыскных мероприятий и полученной в ходе их проведения информации для расследования уголовного дела и применения этой информации в процессе доказывания.
Первый из них заключается в том, что оперативно - розыскные мероприятия по обнаружению носителей информации, оказывая существенную помощь в собирании доказательств, все же лежат за пределами уголовно - процессуального доказывания.
Второго взгляда придерживаются те, кто считает, что фактически стирается грань между доказыванием и ОРД.
В нашей стране придерживаются того, что результаты ОРД должны пройти жесточайшую проверку на пригодность в качестве доказательственной базы по уголовному делу, которое будет рассматриваться в судебном заседании.
Подводя итог всему, что было затронуто выше изложенного, можно прийти к тому, что главными задачами в ОРД является:
Добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Если речь идёт о предупреждении и пресечении преступлений, то в этом случае назначение ОРД состоит в проникновении в замыслы лиц, подготавливающих продумывающих преступные действия. ОРД направлена на их опережение, просчет возможных преступных действий.