Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно­розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно­розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно­розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность[24].

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе[25].

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой статьи[26].

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.


Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения Федерального закона при осуществлении оперативно­розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ[27][28].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством на территории РФ сегодня право на осуществление ОРД предоставлено следующим оперативным подразделениями: ОВД РФ; органов ФСБ России; федерального органа исполнительной власти непосредственно в области государственной охраны; таможенных органов РФ; службы внешней разведки РФ; ФСИН России.

Оперативное подразделение органа внешней разведки проводит разного рода оперативно-розыскные мероприятия лишь для обеспечения безопасности данного органа внешней разведки, а также в случае, если проведение данных мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в законе.

Важным аспектом является то, что перечень органов, которые осуществляют ОРД, может быть изменен или же дополнен федеральным законом.

Органы и должностные лица, осуществляющие на практике оперативно­розыскную деятельность, при проведении тех или иных ОРМ должны обеспечивать полное и всестороннее соблюдение прав граждан, человека на неприкосновенность, семейную и личную тайну, неприкосновенность жилища, а также тайну корреспонденции.


Законом не допускается осуществление ОРД для достижения целей, решения задач, законом не предусмотренных.

2.2 Основные направления совершенствования взаимоотношений с гражданами оперативно-розыскной деятельности

Представляется целесообразным определение оперативно-розыскной деятельности упростить: оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, которая направлена на собирание информации о фактах и лицах, представляющих оперативный интерес, которую в пределах своей компетенции проводят должностные лица уполномоченных государственных органов.

В ходе осуществления контроля почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений иногда возникает необходимость изъятия из бандеролей, посылок каких-либо предметов, которые создают угрозу для общественной или личной безопасности, но в законодательстве нет никаких указаний на этот счет. В Федеральном законе «О почтовой связи» при этом указывается, что данная обязанность возлагается на самих работников Министерства связи России, что без привлечения соответствующих специалистов данная процедура может быть небезопасной. Данная норма представляется не соответствующей реальной действительности. Есть основания полагать, что уполномоченные сотрудники правоохранительных органов, когда речь идет о каких-либо опасных предметах, могут быть куда более компетентными, чем сотрудники сферы связи. Поэтому им целесообразно предоставить право изъятия таких предметов. Это не влечет за собой необходимости ограничения возможности производства этого и работниками связи.

Для проблем, связанных с оперативным внедрением, необходимо совершенствование правового регулирования, а также организационного обеспечения института штатных негласных сотрудников.

Проанализированная практика позволяет выявить четкую необходимость не только лишь прозрачного и ясного правового регулирования перечня основных вопросов использования этого института, но в том числе и организации специальной профессиональной подготовки штатных негласных сотрудников, в том числе также и путем их помещения в СИЗО, ИВС, а при наличии такой необходимости, и направления в места лишения свободы, чтобы завязать контакты, выяснить вопросы, непосредственное знание которых будет крайне необходимым при последующем внедрении в организованные преступные группы.


Если вести речь о проблемах, которые связаны с производством оперативного эксперимента, то в данном случае было бы целесообразно предусмотреть в Федеральном законе «Об ОРД» возможность проведения такого эксперимента в отношении лиц, подготавливающих или же совершающих преступления любой категории тяжести, а не только тяжких или же особо тяжких.

По закону, сегодня к легендированным объектам относятся предприятия, учреждения, организации, подразделения. Но традиционно в практике применяются различные предметы, основным функциональным назначением которых является создание условий для выявления и изобличения преступников. Поэтому в законе необходимо внести изменения, расширив список таких объектов.

Ряд проблем продолжает возникать при проведении ОРМ, которые в любом случае ограничивают конституционные права граждан. Положения законодательства устанавливают, что проведение ОРМ, ограничивающих перечисленные непосредственно в нем конституционные права, допускается исключительно на основании судебного решения.

Некоторая отдельная часть данных мероприятий согласно положениям законодательства - осуществляется непосредственно в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами, соглашениями между органами - субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Окончательно непонятно, кто в таких случаях должен получать судебное решение на проведение того или иного оперативно-розыскного мероприятия. В ряде случаев соблюдение предусмотренных законом сроков уведомления суда о начатых оперативно-розыскных мероприятиях неотложного характера объективно невозможно, так как при совпадении выходных и праздничных дней общая продолжительность нерабочих дней может доходить до четырех суток. Очевидно, что здесь требуется продлить срок, установив нормы: «...до первого после выходного рабочего дня».

Отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве нормы, которая бы прямо определяла возможных субъектов и способы получения процессуально значимой оперативно-розыскной информации, ставит под вопрос законность добытых в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности сведений. Именно поэтому четко закрепленный в УПК РФ статус оперативно-розыскных данных в качестве источников доказательственной информации предоставил бы реальную возможность вводить её в уголовный процесс сразу же.

В исследовании было установлено, что продолжает существовать довольно большое количество проблем в связи с реализацией такого института, как прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Предмет надзора является практически всеобъемлющим, фактически, он подменяет на практике ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Подобное положение дел усугубляется тем, что в соответствии со ст. 37 УК РФ прокурор уполномочен не просто поручать органу дознания производство следственных действий, но еще и давать при этом указания относительно проведения ОРМ, к тому же безотносительно к находящимся в его производстве уголовным делам.


Сотрудников оперативных подразделений в связи со сказанным больше всего беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации, так как эта норма предоставляет прокурору право истребовать от органа не только дела оперативного учета, но в том числе и учетно-регистрационную документацию. Несмотря на тот факт, что в предмет надзора не входят сведения о конфидентах, ознакомление с делами оперативного учета, а также указанной документации может свести на нет право на сохранение имя в тайне. Следует запретить предоставление такой информации на законодательном уровне.

Кроме того, очень важно сегодня также добиться наиболее оптимального соотношения между законодательным регулированием оперативно-розыскной деятельности и её практическим регулированием на подзаконном уровне.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» следует конкретизировать ряд понятий. В ряде случаев практика по обозначению используемых в законе понятий довольно распространена, она оправдывает свое применение. Столь сложная сфера, как ОРД, не должна в данном случае стать исключением.

Можно однозначно с уверенностью заявить, что сегодня оперативно­розыскная деятельность в России, вопросы её правового регулирования и организации, должного обеспечения продолжают находится на зачаточном этапе развития. Глядя на те проблемы правового и правоприменительного характера, которые характерны для современного этапа развития, справедливо будет сказать, что необходимо далее комплексно продолжать воздействовать на данную сферу.

Заключение

Борьба с преступностью, несмотря на некоторое снижение ее уровня в последние годы, продолжает оставаться одной из стратегических задач, стоящих перед нашим обществом и государством,[29],[30] поскольку криминал посягает, прежде всего, на жизнь, здоровье, собственность, права и свободы человека, гарантированные Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Для защиты этих конституционных ценностей предназначена оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД), являющаяся одной государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая в силу своего характера, целей и способов их достижения, в том числе осуществляемых преимущественно негласно, прямо затрагивает и ограничивает конституционные права личности граждан, а потому имеет зыбкую грань между правом и бесправием, соблюдением и защитой прав и их необоснованным ограничением или нарушением.