Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же, задачей ОРД является и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания следствия и суда, уклоняющихся от уголовной наказания, а так же розыска без вести пропавших.

А.Е. Чечетин в своей работе «Основы оперативно-розыскной деятельности» так же указывает, что итогом следственных действий являются доказательства, а оперативно-розыскных мероприятий, как правило, лишь сведения об источниках тех факторов, которые могут стать доказательством после их закрепления процессуальным путем[12]. Согласно ст. 89 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности запрещено использовать в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом. Иначе говоря, если они не получены и приобщены к делу в процессуальном порядке, установленном УПК РФ. В ч. 2 ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. В рамках действующего правового регулирования, как уже было сказано выше, лишь предметы и документы, полученные в результате проведения ОРД, могут быть легализованы в уголовном процессе непосредственно в качестве доказательств путем их осмотра и приобщения к уголовному делу. Результаты ОРД могут служить основой для формирования доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Специфические задачи, цели оперативно-розыскной деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других: уголовно­процессуальной, административной, контрразведывательной и частной детективной и охранной деятельности.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Согласно закону основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших;


б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно - розыскных мероприятий.

1.2 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

В соответствии с положениями ст. 67 Основного закона территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, а также территориальное море, воздушное пространство непосредственно над ними.

Понятие территории детализировано в Законе РФ «О Государственной границе РФ». В частности, в этом законе отмечено, что к территории России относятся территориальные прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых непосредственно от линии отлива не только на материке, но и на островах, принадлежащих РФ, или же от прямых исходных линий, соединяющих собой точки, географические координаты которых подлежат утверждению Правительством РФ.

Но в соответствии с нормами международного права юрисдикция государства может быть подвергнута и определенным ограничениям.

Законодательство об оперативно-розыскной деятельности действует и на «условной территории» государства, то есть на самолетах, гражданских судах, которые находятся на международной территории под флагом или же каким- либо опознавательным знаком РФ, на военных кораблях, летательных аппаратах независимо от места нахождения.

Из смысла закона следует, что на территории РФ не могут осуществлять ОРД правоохранительные, а также специальные службы каких-либо иных государств[13][14]. При возникновении у них потребности в осуществлении оперативно-розыскных и следственных действий на территории РФ они обязательно должны поступать в соответствие с международно-правовыми договорами, Уставом Интерпола. Поэтому важно сказать, что руководители органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, не могут заключать соглашения и договоры непосредственно с правоохранительными органами иных государств по вопросам предоставления им права проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ.


Но в то же время законом и не запрещается субъектам, указанным в законе, проводить какие-либо оперативно-розыскные мероприятия вне пределов РФ.

В общей структуре ОВД ОРД в пределах собственной компетенции осуществляют подразделения: по борьбе с экономическими преступлениями, уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечения собственной безопасности, оперативно-технические, оперативного поиска, подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России, полиции общественной безопасности, по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий.

Часть из них призвана выполнять различные оперативно-розыскные функции непосредственно в полном объеме, иные же - только отдельные ОРМ.

Систему органов Федеральной службы безопасности России, которые осуществляют различную оперативно-розыскную деятельность, составляют в общей совокупности территориальные органы безопасности, а также органы безопасности непосредственно в войсках. Основными направлениями деятельности ФСБ России являются: борьба с преступностью, разведывательная и контрразведывательная деятельность.

В соответствии с положениями действующего законодательства под контрразведывательной деятельностью понимают деятельность органов ФСБ России в пределах собственных полномочий по вопросам выявления, пресечения, предупреждения разведывательной и другой деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, некоторых отдельных лиц, направленной в целом на нанесение ущерба безопасности РФ. [15]

Порядок использования негласных средств и методов при осуществлении контрразведывательной деятельности обычно определяется различными нормативными актами ФСБ России[16].

Обычно разведывательная деятельность осуществляется ФСБ России в пределах собственных полномочий, при активном взаимодействии с органами внешней разведки РФ для итогового получения информации о разного рода угрозах безопасности РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона «О ФСБ России» ФСБ призвана осуществлять различные оперативно-розыскные мероприятия по вопросам выявления, пресечения, предупреждения, а также раскрытия шпионажа, террористической деятельности, коррупции, организованной преступности, незаконного оборота оружия, наркотических средств, контрабанды и иных преступлений, дознание, а также предварительное следствие по которым являются отнесенными законом к их непосредственному ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию деятельности различных преступных групп, незаконных вооруженных формирований, некоторых отдельных лиц, общественных объединений, которые ставят перед собой основной целью насильственное изменение конституционного строя РФ[17][18].


На ФСБ России законодательством могут быть возложены также и иные задачи в сфере осуществления борьбы с преступностью[19].

Практическая деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с преступностью осуществляется непосредственно в соответствии с Федеральным законом «ОБ ОРД», уголовным, уголовно-процессуальным законодательством. При осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности органы ФСБ России руководствуются непосредственно ведомственными нормативными актами.

Таможенные органы РФ в качестве правоохранительных структур наделены довольно широким перечнем правоохранительных органов в целях выявления лиц, которые подготавливают, совершают, совершили

противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому относится к компетенции таможенных структур, как и в случае с запросами международных таможенных организаций, таможенных и других компетентных органов.

ОРД таможенных органов в современных условиях является видом деятельности, который осуществляется гласно, как и негласно оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения различных оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод личности, защиты собственности, обеспечения безопасности

государства и общества от тех или иных преступных посягательств[20][21].

В соответствии с положениями Федерального закона «О внешней разведке» внешняя разведка представляет собой часть сил обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, государства и общества от разного рода проявляющихся внешних угроз[22].

Разведывательная деятельность обычно осуществляется в качестве самостоятельного вида деятельности, входящего в структуру иных федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ.

Разведывательная деятельность в пределах полномочий осуществляется:

1) Службой внешней разведки РФ - в экономической, политической, военно-стратегической, экологической, научно-политической сферах, в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся непосредственно за пределами территории РФ, командированных за пределы РФ граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, которые составляют государственную тайну;


2) Органом внешней разведки Министерства обороны - в военно­ политической, военной, военно-экономической, военно-технической, экологических сферах и др. [23]

Разведывательная деятельность ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ, в соответствии с положениями Федерального закона «О ФСБ».

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в общей структуре ОВД ОРД в пределах собственной компетенции осуществляют подразделения: по борьбе с экономическими преступлениями, уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечения собственной безопасности, оперативно-технические, оперативного поиска, подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России, по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий, полиции общественной безопасности, по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий. Часть из них призвана выполнять различные оперативно-розыскные функции

непосредственно в полном объеме, иные же - только отдельные ОРМ.

Глава 2 Взаимодействие с гражданами при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

2.1 Соблюдение прав и свобод граждан при осуществлении оперативно­розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Федеральным законом.