Файл: РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательная – судебная власть: если, по мнению парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде.

Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем:

Вся полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее исполнение законов. Главная задача – не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет сконцентрирована у одного лица или органа власти.

Система сдержек и противовесов когда-то была одним из ключевых демократических принципов. Но ничто не вечно: хоть ее роль до сих не умалена, она не кажется уже такой идеальной и всеобъемлющей. Резюмируя, еще раз отметим, что система противовесов и сдержек сегодня должна быть реконструирована, чтобы охватывать своей полнотой все имеющие влияние на государство объединения и организации. Однако она остается по-прежнему незаменимой – ни в прошлом, ни в современности средоточие всей власти в одних руках не было достойным для подражания примером.

ГЛАВА 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Законодательная и исполнительная ветви власти

В соответствии с Основным законом нашего государства, государственная власть подразделяется на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Также это положение Конституции РФ определило понимание содержание реализации полномочий этими ветвями власти на основе их автономии и самостоятельности, выполнения своих полномочий независимо от других властей, но при этом на основе взаимовлияния.

Как отмечает профессор С.А. Авакьян, потребность в том, чтобы разделить «ветви» власти, «исторически сложилась на почве того, что определение для каждой из них направлений и полномочий делает рациональнее осуществление властных задач, функций, дел. Это еще и повышает ответственность каждого блока и его самоответственность, и право спросить за состояние дел и недостатки, если они выявятся»[6]. Регулирование общественных отношений выступает ключевой задачей законодательной власти и реализуется принятием нормативных правовых актов, включая законы.


Как подчеркнул профессор Ш.Б. Магомедов, «все российское законодательство направлено на совершенствование законодательной и правоприменительной практики повышение качества законов и их практическую реализацию, «а значит и уровень жизни граждан России и нашего общества в целом»[7].

Основные принципы и положения законодательной власти закреплены в Конституции России, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Значимую роль в этом играет Конституционный Суд Российской Федерации, сформулировавший множество правовых позиций, положенных в основу конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов законодательной власти в России[8]. Несмотря на полную самостоятельность и независимость всех ветвей власти, у них есть свои сфера деятельности и объем полномочий, законодательная власть оказывает опосредованное влияние на исполнительную и судебную власти путем принимаемых законов, которые определяют правовое регулирование деятельности всех органов власти, включая исполнительную и судебную. Тем не менее, как подчеркивает Г.В. Синцов, «принцип разделения властей предполагает, что законодательная власть обладает первостепенной, определяющей ролью»[9]. Законодательная власть также осуществляет контрольные полномочия, взаимодействуя с исполнительной властью. Это отражается в различных проявлениях контрольных прерогатив парламента. К ним следует относить: контроль над финансами, парламентские слушания и расследования, депутатские запросы, выражение недоверия либо отказ в доверии высшему исполнительному органу. С недавнего времени появилась еще одна форма, обусловленная обязанностью федерального правительства представлять ежегодные отчеты перед нижней палатой парламента. Одной из причин проблем, возникающих при взаимодействии законодательной власти с другими ветвями власти, является псевдовзаимозаменяемость данных властей, в основе которой − тесное сочетание функций законодательной и исполнительной властей.

Однако разделение властей не является конечным апогеем, а выступает в качестве средства построения эффективного механизма народовластия, государственного гарантирования прав и свобод граждан. В силу этого, как представляется, нельзя согласиться с учеными, рассматривающими вопросы разделения властей лишь «в связи с организационной обособленностью ветвей власти», компетенцией и др.[10]. Такую характеристику принципа разделения властей мы считаем формальной.


Но, по мнению профессора С.А. Авакьяна, «на начальном этапе утверждения в российской конституционной системе принципа разделения властей, когда существовала необходимость доказывания самой целесообразности, объективной необходимости этого принципа, такой подход являлся вполне оправданным».

Думается, что на сегодняшний день следует перейти на новые уровни качественной характеристики принципа разделения властей. И здесь на передний план выходит проблема выработки эффективного механизма взаимодействия законодательной и исполнительной властей, что, по мнению, А.М. Павликова и О.А. Кацук, с которыми мы солидарны, имеет особую актуальность для развития российской государственности[11].

На несовершенство законодательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах также обращает внимание профессор Ш.Б. Магомедов.

Анализируя законотворческую деятельность субъектов Федерации, он предлагает комплексный подход к решению проблем в указанной сфере правоотношений. Говоря о месте законодательной власти в механизме разделения властей, нужно также обратить внимание на то, что законодательные органы, согласно статье 11 Конституции, представлены Федеральным Собранием Российской Федерации, которое является двухпалатным законодательным органом.

Компетенция Федерального Собрания отражается в российской Конституции, где четко обозначены полномочия и вопросы ведения Совета Федерации и Госдумы при отсутствии возможности совместной реализации палатами своих полномочий или их делегирования друг другу. Следует подчеркнуть, что компетенцию Федерального Собрания нельзя сводить лишь к законотворчеству − оно наделено рядом полномочий по формированию Правительства. Нижняя палата парламента вправе решать вопрос о доверии высшему исполнительному органу России.

Вместе с тем, глава государства наделен возможностью оказывать воздействие на парламент России через различные формы и механизмы. Они находят выражение в полномочиях главы государства назначать часть членов Совета Федерации, распускать Государственную Думу, применять президентское вето в законодательном процессе. Также имеются механизмы непосредственного «сдерживания» полномочий Федерального Собрания Правительством: запрет на внесение некоторых законопроектов в Государственную Думу без предварительного заключения Правительства. Рассматривая и сравнивая состав, а также порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, например, С.А. Авакьян ставит вопрос о соответствии Совета Федерации признакам представительного органа, обусловливая это тем, что члены Совета Федерации не избираются населением, а назначаются представительными органами и главами субъектов Федерации. В этой связи он предлагает либо «изменить концепцию федерального представительного учреждения и признать, что одна его палата может состоять из делегированных представителей субъектов Федерации; либо признать истинно представительным органом народа России Государственную Думу (она и есть парламент), а Совет Федерации − государственным органом представительства субъектов Российской Федерации; либо ввести прямые выборы членов Совета Федерации населением субъектов». Значительными возможностями обладает парламент в кадровой сфере.


Прежде всего, это касается судей высших судов, правом назначения которых обладает верхняя палата парламента по представлению Президента России. На органы законодательной власти также возложены функции Суда при объявлении амнистии или импичмента. В итоге можно сделать следующие выводы. Законодательная власть занимает ведущее место в системе разделения властей. Она оказывает косвенное воздействие на деятельность органов исполнительной и судебной властей в силу того, что законами конкретизируются особенности организации и функционирования исполнительной и судебной власти. Она осуществляет не только законодательное регулирование, но и контрольно-регулирующие функции, способствующие укреплению конституционной законности и формированию качественного правопорядка в России. В качестве основного критерия определения места законодательной власти в механизме разделения властей выступают ее отношения с исполнительной властью.

Федеральное Собрание РФ, являющееся представительным органом и олицетворяющее законодательную ветвь власти, не имеет статуса высшего органа власти, а потому призвано сосуществовать и конструктивно взаимодействовать с иными властными органами в пределах своей строго определенной компетенции и функционального предназначения в общем механизме разделения властей[12].

Как отмечает К.М. Земляк, с которым мы солидарны, «законодательной власти не свойственна иерархичность, в отличие от органов исполнительной власти, составляющих исполнительную вертикаль, которая предполагает подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Законодательные органы руководствуются Конституцией РФ, положениями законодательства и подчинены закону»[13]. Системой сдержек и противовесов обуславливается подлинное разделение властей в правовом государстве, взаимодействие трех ветвей государственной власти, ограничивается власть каждого органа, обеспечивается нормальное функционирование органов государственной власти, не допускается сосредоточение власти в руках одной ветви.

В заключение хотелось бы отметить, что принцип разделения властей, провозглашенный российской Конституцией, в основу которого положено государственное управление в нашей стране, не может эффективно осуществляться без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти, в том числе законодательной.

Итак, согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем, внедряя данный принцип в механизм государства, законодатель, преследовал своей целью реализацию такого принципа как «система сдержек и противовесов».


Данный принцип означает, что ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в деятельность другой власти и оказывается сдерживающим фактором по отношению к другой ветви власти.

Например, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы Президентом РФ. Однако если кандидатуры Председателя Правительства были отклонены три раза Государственной Думой, то Президент сам назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Исполнительная власть является относительно самостоятельной ветвью (формой, видом) единой государственной власти в РФ – атрибутом государственно-властного механизма, построенного на принципах разделения властей, осуществляется системой специально созданных субъектов – органами исполнительной власти разных уровней, наделенных исполнительной компетенцией, не свойственно органам законодательной и судебной власти.

Еще одной особенностью исполнительной власти, которая отличает ее от других ветвей власти, применение таких методов государственного управления как принуждение и убеждение. На современном этапе в России ключевым вопросам организации центральной власти в государстве является вопрос сбалансированности власти. Прежде всего, это касается взаимоотношений с законодательной властью. Имеющиеся отношения законодательной и исполнительной ветвей власти не всегда можно охарактеризовать как идеально сбалансированы. В условиях долгого времени действия одной Конституции в отдельные периоды может иметь место преимущество одной ветви власти над другой в определенных сферах их взаимодействия, или в целом.

Важно, чтобы такое преимущество не носило постоянный характер. В противном случае нарушения конституционно установленного равновесия ветвей власти неизбежно. Мировой опыт доказывает, что равновесие законодательной и исполнительной ветвей власти может быть обеспечен, если парламент будет иметь право решающего голоса в пяти сферах: осуществление учредительной власти, законодательства, бюджета и финансов, установление основ внешней политики и обороны, контроля за исполнительной властью.

Итак, рассмотрев различные подходы к пониманию исполнительной власти, мы пришли к выводу, что, во-первых, исполнительная власть имеет свою, присущую только ей специфику осуществления функций государства, которая заключается в обеспечении управления почти всех сфер страны. Во-вторых, это единственная ветвь власти, которая имеет очень большую и разветвленную систему органов, осуществляющих властно-распорядительную деятельность, не присуща другим ветвям власти.