Файл: РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарантиями деятельности Президента России является система условий, средств и способов, обеспечивающих правовые возможности для реализации полномочий, которыми он наделен. Гарантии являются необходимым элементом статуса Президента Российской Федерации, так как позволяют осуществлять ему свою деятельность независимо от чьего-либо воздействия, материальных и иных условий.

Правовые гарантии. Среди них можно отметить законодательно регламентированное регулирование его деятельности в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.

Организационные гарантии. Под этими гарантиями понимается совокупность условий, при помощи которых Президентом РФ осуществляется его деятельность в процедурно-процессуальном плане.

Материальные гарантии заключаются в материальном обеспечении Президента РФ всеми необходимыми для работы материалами.

Социальными гарантиями являются меры по обеспечению социальных прав Президента РФ.

Гарантии деятельности Президента РФ в большинстве своем законодательно не урегулированы, хотя требуют закрепления в нормативно-правовых актах. Единственной гарантией деятельности, которая прямо закреплена в Конституции РФ, является гарантия его независимости, предусмотренная ст. 91 Основного закона. Что касается иных групп гарантий, таких как правовые, организационные, материальные и иные, то они предусмотрены в большей степени юридической доктриной и в меньшей степени отдельными нормативно-правовыми актами. Президент России в рамках Конституции РФ страны несет этическую, моральную, политическую и юридическую ответственность.

Проблема систематизации мер данных видов ответственности в отсутствие законодательного акта о статусе Президента РФ представляет несомненный интерес и является в настоящее время актуальной. Конституцией РФ возможность привлечения Президента РФ к ответственности не предусмотрена. Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). Полагаем, необходимо ввести соответствующие конституционные дополнения, чтобы урегулировать вопросы ответственности Президента РФ. Например, стоило бы закрепить в Конституции РФ положение том, что Президент РФ должен публично признавать свою вину за принятые решения, нанесшие существенный вред государству и гражданам страны, а также прописать дополнительную ответственность за нарушение Конституции РФ и законов государства. Необходимо отметить: в Конституции РФ прописано, что основанием наступления конституционно-правовой ответственности является выдвижение конкретного обвинения. Хотя из общих российских правовых правил следует, что основанием является само правонарушение, т. е. сам факт его совершения. Поэтому можно сделать вывод, гипотетически предположив, что, если Президент РФ совершит тяжкое преступление или государственную измену, он может быть отрешен от должности Советом Федерации, но может и сохранить свой пост (Конституция РФ этого не исключает). Полагаем, что следует внести в Конституцию РФ такие основания отрешения от должности Президента РФ, как нарушение Конституции РФ, несоблюдение законов и присяги.


Таким образом, очевидно, что правовой статус Президента РФ нормативно практически не урегулирован, по поводу его структуры и элементом ведут споры ученые.

Для решения данной проблемы необходимо создание комплексного нормативно-правового акта, закрепляющего весь объем полномочий Президента, его ответственность, гарантии осуществления его деятельности, порядок и основания получения конституционно-правового статуса Президента РФ, а также порядок и основания его утраты и иные концептуальные вопросы статуса Президента РФ.

В связи с этим требуется уточнение статуса Президента РФ посредством внесения изменений в Конституцию РФ с одновременной разработкой и принятием Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации». Данный правовой акт детально и полно закрепил бы конституционно-правовой статус Президента РФ. Что касается изменений, то в первую очередь следует внести изменения, связанные с избирательным лимитом Президента РФ, который нарушает права избирателей. При этом представляется необходимым ужесточение ответственности Президента, исключение лазеек для того, чтобы избежать конституционно-правовой и иной ответственности. Данную проблему можно решить посредством внесения изменение в положения ст. 93, прописав обязанность по отрешению Президента РФ императивно взамен о возможности по решению Совета Федерации на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой.

Таким образом, можно уравновесить правовое положение Президента РФ, дав ему больше возможностей, при этом строго ограничить мерами ответственности. Для более оперативного регулирования предлагается издать аналогичный федеральный закон «О статусе Президента РФ». В данном нормативно-правовом акте следует четко прописать элементы статуса Президента РФ, внести полный перечень его полномочий, а также уточнить гарантии деятельности.

Заключение

Таким образом, разделение властей, как мы выяснили, представляет собой разграничение функций государственной власти, независимость ветвей власти, но не их полную обособленность друг от друга. Главным принципом стоит считать их «единство при независимости». Они осуществляют единую политику — осуществления задач и функций государства, действуют сообща и влияют, сдерживают друг друга. Это делается для повышения эффективности работы ветвей власти.

Способы взаимодействия ветвей власти каждое государство определяет для себя самостоятельно, но существует ряд «рычагов», которые, так или иначе, присутствуют в любом государстве с разделением властей: порядок формирования органов власти, объем их полномочий, вотум доверия и недоверия, право вето, конституционный контроль, политическая ответственность и референдум.


Наряду с тремя ветвями власти в республиках присутствует институт президентства, полномочия президента могут быть как номинальные, так и весьма большими, поэтому существует особенный метод контроля, сдерживания – институт импичмента. Разделение властей является одним из неотъемлемых принципов правового государства, правовое государство не может обходиться без «голоса народа» – референдума. Референдум выступает как сдержка законодательной власти.

Решения, принятые народом, во многих государствах, обладают высшей юридической силой и неоспоримы. Интересным институтом с точки зрения разделения властей является институт делегированного законодательства. Классическое понимание разделения властей полностью его не допускает, но при должных мерах «защиты» и «умелом» использование данная мера в разы увеличивает эффективность государственного регулирования и взаимодействия ветвей власти, модернизирует теорию разделения властей. Каждое государство в своем механизме по-своему интерпретирует концепцию разделения властей с учетом собственной специфики и исторического развития, менталитета общества, уровня правосознания, государственно-территориального устройства и многих других факторов. В Российской Федерации прослеживается множество особенностей разделения властей, это, например, широкие полномочия Президента Российской Федерации, небольшое возвышение исполнительной власти над законодательной, а также деятельность суда в разрешение неопределенностей в праве.

Все это, безусловно, отступает от классического варианта разделения властей, но это не означает, что подобное носит отрицательный характер. Это один из видов модификации разделения властей, применения ее к конкретному государству.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / С. А. Авакьян. – М.: Инфра-М, 2017. – 864 с.
  2. Баглай, М. В. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2017. – 768 с.
  3. Виноградов, В. А. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / В. А. Виноградов. – М.: Юрайт, 2016. – 292 с.
  4. Карпов А.В. Конституционное право России / А.В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2017. – 208 c.
  5. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2017. – 592 с.
  6. Лебедев, В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты: монография / В. А. Лебедев. – М.: Проспект, 2016. – 410 с.
  7. Липчанская, М. А. Конституционное право: учебник для юридических вузов и факультетов / М. А. Липчанская. – М.: Юрайт, 2017. – 474 с.
  8. Смоленский, М. Б. Конституционное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Б. Смоленский. – М.: КноРус, 2017. – 232 с.
  9. Таева Н.Е. Конституционное право Российской Федерации. Практикум / Н.Е. Таева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 163 c.
  10. Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Общая часть. Учебник и практикум / И.А. Умнова. – М.: Юрайт, 2016. – 392 c.
  11. Шахрай, С. М. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / С. М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 710 с.

Периодические издания

13) Авакьян С.А. Разделение властей: до каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридический академии. – 2018. – № 4 (123). – С. 15 – 26.

14) Коваленко Л. Л. Проблема реализации принципа разделения властей в России // Молодой ученый. – 2019. – № 39. – С. 96 – 101.

15) Краснов Э. В. Принцип разделения властей в трудах отечественных ученых // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 6. – С. 2 – 4.

16) Строкань А. В. Актуальные проблемы интерпретации и имплементации теории разделения властей на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 2 (63). – С. 12 – 15.

  1. Геворякин М.В. Истоки теории разделения властей // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2010. – № 11. – С. 116.

  2. Платон. Государство / под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи // Собр. соч. в 4 т. – М.: Мысль, 1994. – Т. 3. – Ч. 1. – С. 433.

  3. Аристотель. Политика / перев. и ред. А.И. Доватура // Собр. соч. в 4 т – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 514.

  4. Болдырева Р.С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 1998. – С. 11.

  5. Полибий. Всеобщая история. 2-е изд. / отв. ред. А.Я. Тыжов. – СПб.: Ювента, 1994. – Т.1. – Кн. 1–5. – С. 40.

  6. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – № 4 (123). – С. 16.

  7. Магомедов Ш.Б., Магомедов М.М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в механизме обеспечения единого правового пространства России // Юридический вестник ДГУ. – 2012. – № 3. – С. 6.

  8. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. – 2015. – С. 25.

  9. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 4. – С. 8.

  10. Прудентов Р.В. Методы регулирования протестных отношений: тенденции развития в последние годы // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 10. – С. 12.

  11. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 4. – С. 8.

  12. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: учебник: в 2 т. Т. 2. – Новосибирск: Наука, 2016. – С. 142.

  13. Земляк К.М. Законодательная власть как вид государственной власти // Инновационная наука. – 2016. – № 3-2. – С. 44.

  14. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. Проблемы становления и развития / Лебедев В.М. – СПб., 2001. – С. 118.

  15. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право. – М., 2007. – С. 240.

  16. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства / И.Я. Фойницкий. – СПб., 1996. Т. 1. – С. 144.

  17. Познышев С. В. Элементарный учебник русского уголовного процесса / С. В. Познышев. – М., 1913. – С. 158.

  18. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – М., 2017. – С. 223.

  19. Бурдина Е.В. Понятие судебной власти: анализ методологических подходов // Современное право. – 2012. – № 3. – С. 107.

  20. Кондрашев А.А. Сменяемость власти как конституционная ценность // Российский юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 90.