Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Возникновение и развитие теории разделения властей
1.2 Система «сдержек и противовесов» — краеугольный камень принципа разделения властей
ГЛАВА 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Законодательная и исполнительная ветви власти
2.2 Судебная власть в системе государственной власти
2.3 Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти
Система этих органов построена в иерархическом порядке, при котором органы нижестоящих уровней подчинены вышестоящим.
В-третьих, исполнительная власть в своей деятельности использует для достижения своих целей и реализации своего предназначения принуждение и убеждение
2.2 Судебная власть в системе государственной власти
Постижение природы судебной власти имеет важное научное и прикладное значение, так как, помимо прочего, позволяет определить ее функции в системе отечественного государственно-политического устройства.
Конституция России содержит специальную главу VII «Судебная власть и прокуратура», статья 118 которой устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Конституционные основы судебной власти можно рассмотреть в виде двух групп, зафиксированных в Конституции Российской Федерации: во-первых, это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной ее составляющей (ст. ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 Конституции РФ); во-вторых, в конституционных положениях (гл. 7 Конституции РФ), касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. Одной из ключевых полномочий судебных органов является нормоконтроль. К примеру, решение суда может выступать основанием для отмены нормативно-правовых актов субъекта РФ, противоречащих федеральному законодательству. Здесь в явной мере прослеживается действия принципа сдержек и противовесов. Как отмечает В.М. Лебедев, именно с этого момента судебная власть встала вровень с другими ветвями власти (законодательной и исполнительной) и закрепила статус «настоящей власти»[14]. Прав М.Н. Марченко, когда говорит, что до сих пор нерешенными являются вопросы общего порядка, в частности, определение понятия и правовой природы судебной власти, ее свойств и родовых признаков, а также особенностей взаимодействия судебной власти и иных ветвей государственной власти[15]. Несомненно, разрешение вышеуказанных вопросов даст дополнительный импульс к повышению авторитета судебной власти в общественном сознании и поспособствует лучшему пониманию сущности и значения деятельности служителей Фемиды и повышению их уровня самоидентификации в общественном пространстве. В юридической науке понятие «судебная власть» употребляется по-разному. Так, еще в начале XX в. И. Я. Фойницкий отмечал, что «в современном строе суд есть функция государственной власти»[16]. В свою очередь, С. В. Познышев утверждал, что судебная власть призвана осуществлять закон и укреплять его господство посредством функционирования отдельных, независимых органов государственной власти[17]. Другой известный ученый-процессуалист К.Ф. Гуценко отмечал, что под судебной властью необходимо понимать не конкретный государственный орган и должностное лицо, а тот комплекс правомочий, которыми они наделены для решения поставленных задач[18].
По мнению правоведа, понятию судебной власти присуще два элемента:
1) реализуется специально создаваемыми органами государственной власти – судами;
2) данные органы обладают исключительным объемом полномочий и методами воздействия, свойственным только им. Комплексно подходит к исследованию природы судебной власти и М.И. Клеандров, выделяющий в структуре судебной власти три смежных между собой компонента: судоустройственный, судопроизводственный и определяющий статус лиц, непосредственно являющихся носителями судебной власти – судей.
В конечном счете судебная власть выступает в качестве элемента механизма государства, который обладает самостоятельностью и обособленностью.
Сквозь призму представленного подхода, по мнению Е.В. Бурдиной, необходимо рассматривать как структурированную целостность, которую образуют не только система судов, но и внутрисистемные органы, обеспечивающие их деятельность, а также органы судейского сообщества, выполняющие публично-властные функции, и статусные составляющие носителей судебной власти – судов и судей, их деятельность, включая принципы, функции, процедуры, организационное и ресурсное обеспечение[19].
Спецификой власти судебной является то, что помимо наличия общих признаков государственной власти, ей свойственен ряд особенностей:
1) осуществляется в строго установленной процессуальной форме;
2) основное предназначение – защита прав, свобод, законных интересов граждан, а также основ конституционного строя государства посредством обеспечения соответствия актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов и других правовых норм.
Говоря о судебной власти, профессор В.Е. Чиркин выделяет следующие ее характерные черты, подчеркивающие специфичность ее организации и деятельности:
а) цель – разрешение конфликтов в обществе путем деятельности особого рода государственных органов и путем применения особых процедур;
б) конкретный характер осуществления судебной власти – путем разрешения различных конкретных дел и споров;
в) особая форма осуществления власти, ее реализует не орган в целом (например, областной суд Владимирской области или городской суд Москвы), а судебное заседание;
г) особое значение процедурных форм при осуществлении судебной власти;
д) собственное судейское самоуправление (советы судей, квалификационные коллегии судей, верховные советы магистратуры в зарубежных странах и т.д.).
Считаем, что для достижения цели создания неподдельно независимой отечественной судебной системы ключевое значение имеет законодательная проработка вопроса о наделении органов правосудия реальными контрольными полномочиями в отношении деятельности законодательных и исполнительных органов власти в контексте соответствия принимаемых ими решений Конституции и действующему законодательству.
Таким образом, судебная власть служит столпом, обеспечивающим равновесия ветвями властей, своеобразным арбитром между ними, устанавливающим уровень допустимого вмешательства одной конституционной власти в компетенцию другой.
2.3 Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти
Так, в праве выдвигаются различные предложения относительно состава правового статуса Президента РФ. К единому мнению ученые приходят лишь в отношении основного элемента правового статуса – прав и обязанностей, то есть собственно полномочий Президента РФ. Помимо главного элемента, некоторые ученые включают в перечень составляющих частей конституционно-правового статуса Президента порядок приобретения статуса, порядок утраты статуса, гарантии осуществления прав и обязанностей субъекта, принципы их осуществления, ответственность перед государством и обществом. Однако не со всеми элементами, представленными в данной структуре, можно согласиться. Так не является целесообразным включение в структуру конституционно-правового статуса Президента РФ таких положений как приобретение статуса и его утрата. В первом случае все очевидно. Лицо, претендующее на получение конституционно-правового статуса Президента РФ, в процессе его баллотирования на пост Президента РФ, участия в референдуме не является Президентом, вплоть до его избрания и последующей инаугурации.
На данном этапе следует сказать, что лицо обладает статусом Кандидата в Президенты РФ. В случае, если действующий Президент РФ баллотируется на новый срок, имеет место ситуация, когда он является обладателем как статуса Президента, так и статуса кандидата в Президенты.
Такое разделение требуется для разграничения функционала и реализации прав и обязанностей, которые напрямую зависят от статуса. Что касается вопроса включения в структуру конституционно-правового статуса Президента РФ порядок его утраты, то здесь ситуация двоякая. Процедура утраты статуса начинается, когда лицо еще обладает статусом Президента, однако по какой-либо причине более не может им обладать. Относительно принципов как основных начал реализации Президентом РФ своего статуса, то они имеют важное значение и при этом находят полноценное отражение в нормах, регламентирующих конституционно-правовой статус Президента РФ.
В связи с этим, отдельное рассмотрение данных принципов имеет в большей степени теоретическую ценность и не требует дополнительного закрепления.
Исходя из всего вышесказанного, дальнейший анализ элементов правового статуса Президента Российской Федерации будет базироваться на следующем их перечне:
1) ценностно-функциональное предназначение Президента в государстве и обществе;
2) конкретные правовые возможности и полномочия Президента РФ и порядок их осуществления;
3) гарантии надлежащего осуществления предназначения, возможностей, долженствований Президента Российской Федерации;
4) ответственность Президента РФ (моральная, политическая, юридическая)
Данный список элементов был сформирован исходя из того, что именно они дают наиболее полную характеристику положения Президента относительно государства и общества.
Функции и полномочия, а также публичные права Президента РФ являются элементами его компетенции. Таким образом, компетенция Президента РФ представляет собой правовое образование, связывающее в одно целое первый и второй элементы в статусе Президента РФ. Полномочия Президента – это закрепленная Конституцией Российской Федерации совокупность прав и обязанностей Президента, объем и характер которых обусловлен его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Самый общий блок полномочий Президента РФ предусмотрен Конституцией РФ, однако круг его прав и обязанностей расширяется, посредством закрепления в иных нормативно-правовых актах прав и обязанностей Главы Государства в разных отраслях права. Это существенно осложняет анализ его конституционно-правового статуса и понимание полного объема его полномочий. Особое значение в области реализации полномочий Президента РФ является срок, в пределах которого может осуществляться весь объем прав и обязанностей, собственно срок избрания Президента РФ. В соответствии с положениями ст. 81 Конституции РФ Президент избирается на срок в шесть лет. При этом, согласно действующим положениям Конституции РФ, одно лицо не может избираться более чем на два срока подряд. Законодательно срок нахождения Президента РФ в должности был увеличен Федеральным Конституционным Законом от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Данное изменение может быть подвергнуть критики в связи с его «антидемократичностью» – ограничению процесса сменяемости власти. Данную проблему поднимал в своей работе А.А. Кондрашев[20], указывая на важность изменения контингента чиновников, а также смены лиц на посту Президента РФ. Мы склонны не соглашаться с этой позицией. Специфика странправопреемников СССР такова, что не позволяет проводить прямую аналогию с европейскими государствами.
Изменение государственного строя, формирование нового государства требует нахождения у власти опытного руководителя, проводящего на протяжении десятилетий единую политику, позволяющую постепенно вывести страну на достойный уровень. Кроме того, искусственное ограничение срока пребывания в должности нарушает право свободного волеизъявления народа и не дает ему избрать кандидата, который положительно зарекомендовал себя на посту Президента и которого население видит достойным главой государства. Функции Президента – это основные направления его деятельности. На основе этого утверждения можно выделить следующие функции Президента РФ, объединяющие в себе круг его полномочий: функция гаранта Конституции РФ, функция взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, функция охраны суверенитета страны, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики. В юридической науке уделяется мало внимания изучения собственно функций Президента РФ, это обусловлено их тесной связью с полномочиями Президента и отсутствием искусственно сформированных учеными классификаций функций. Куда более важным является изучение полномочий президента, круга его прав и обязанностей, которые реализуются в первую очередь во взаимодействии с иными органами государственной власти. Эволюция института президентства в России на протяжении всех этапов его существования в целом осуществлялась в сторону экспансии компетенции других органов. Очевидно, что данный функциональный перечень достаточно широк и внеконституционен, превышает пределы компетенции института, что затрудняет их эффективную реализацию. Так, в частности, сегодня институтом президентства выполняются нетипичные для главы государства функции других действующих институтов власти (Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека и др.), а именно функции конституционного гаранта (вместо функции гаранта суверенитета РФ, проистекающей из содержания положений клятвы Президента при вступлении в должность, а также полномочий главы государства как Верховного главнокомандующего ВС РФ и до сих пор не имеющей регламентации на конституционном уровне), гаранта прав и свобод человека и гражданина, гаранта прав и свобод личности и мер по их защите и т.п. (что, в частности, широко реализовано сегодня на законодательном уровне федеральных субъектов – Республики Адыгеи, Бурятии, Северной Осетии, Татарстана и др.). В этой связи возникает необходимость закрепления функции определения основных направлений внутренней и внешней политики в будущем Федеральном законе «О статусе Президента Российской Федерации».