Файл: Теоретические основы материальных запасов на предприятии (Теоретические основы материальных запасов на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара.

Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.

Многие из фирм, функционирующих в различных отраслях экономики, относительно успешно осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы.

В то же время в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства - задачей чисто технического порядка.

Вместе с тем американские специалисты, проводившие анализ политики по управлению запасами торговых фирм (розничных и оптовых), действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная не преуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т. е. при одном и том же товарообороте, она смогла бы сократить запасы на 50%.

Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и не преуспевающих компаний, но и у фирм различного типа.

Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций.

Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.

1.3 Управление материальными запасами на предприятии

Наличие материальных запасов позволяет предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень обслуживания покупателей. Все это требует поддержания на предприятии оптимального уровня запасов по всем номенклатурным позициям [5 ,345 c].


Запасы предприятия находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление. Основным назначением товарных запасов в оптовой торговле является обслуживание оптовых покупателей (розничные торговые предприятия), а в розничной торговле – обеспечить устойчивость предложения товаров потребителям.

Для поддержания запасов всех видов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления запасами. Оптимальный уровень запасов означает такое положение, когда отсутствуют излишки запасов или их дефицит.

Управление материальными запасами предполагает следующие операции:

-нормирование;

-оперативный учет и контроль;

-регулирование.

Нормирование запасов означает выработку экономически обоснованных нормативов для всех видов запасов. К примеру, для страхового запаса.

Оперативный учет и контроль. Осуществляется с помощью специального программного обеспечения. К примеру, «1С: Торговля и склад». Остатки товаров в начале и конце месяца подвергаются анализу и корректировке.

2.Анализ системы управления запасами в АО «Хлеб»

2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Хлеб»

Объектом исследования в данной работе является АО «Хлеб»(полное официальное наименование общества - акционерное общество «Хлеб»).

Организационная структура АО «Хлеб» представлена на рисунке 1

Рисунок 1 Организационная структура АО «Хлеб»

Органами управления общества являются: − общее собрание акционеров; − генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Общее собрание акционеров Генеральный директор Зам ген. дир. по производству Главный бухгалтер Главный инженер Начальник отдела сбыта Начальник отдела снабжения Начальник отдела кадров Начальник информационнотехнической службы Технический отдел Бухгалтерия Главный технолог Отдел сбыта Отдел снабжения Кондитерский цех Цех диетических и профилактических изделий Цех штучных булочных изделий Хлебный цех Сухарнобараночный цех 31 Генеральному директору подчиняется главный инженер, несущий ответственность за организация производственного процесса производства продукции и осуществляющий руководство механической, технологической и производственной службой, образующих технический отдел.


Главному технологу подчиняются начальники следующих цехов:

− кондитерский и хлебный цехи;

− цех штучных булочных изделий и сухарно-бараночный цех; − цех диетических и профилактических изделий.

Цель деятельности АО «Тольяттихлеб» заключается в следующем: − увеличение объема реализации хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий; − увеличение прибыли компании путем достижения конкурентоспособной себестоимости продукции и снижения затрат; − разработка и вывод на рынок новой востребованной качественной продукции; − обеспечение стабильной работы оборудования; − взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками сырья, упаковки и материалов; − повышение квалификации персонала и его ответственности за качество продукции [4].

Руководство компании берет на себя обязательство и ответственность за реализацию данной политики в области качества, за соответствие системы менеджмента качества требованиям МС ISO 9001:2008, законодательным требованиям и требованиям, установленным организацией, а также за постоянное повышение результативности системы менеджмента качества.

Миссией организации является развитие производства хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий для удовлетворения наших потребителей здоровой и качественной продукцией, а также высоким уровнем сервиса.

Видение АО «Хлеб» - быть крупнейшим и конкурентоспособным производителем хлебобулочных изделий в Поволжском регионе.

Основным видом деятельности предприятия является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, дополнительными видами деятельности выступают следующие:

− производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

− производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения;

− оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

− оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;

− розничная торговля в неспециализированных магазинах замороженными продуктами;

− розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

− розничная торговля кондитерскими изделиями. Обратимся к истории предприятия.

С 200189 по 2020 г.г. отмечается устойчивая тенденция роста доли упакованной и нарезанной продукции и спроса на неё, в связи с чем принимается решение о расширении присутствия продукции предприятия. И в 2011 году был открыт второй распределительный центр в г. Ульяновск. К концу 2011 года введена в эксплуатацию полностью автоматизированная линия по производству подовых хлебов, в течение 2015 г. запланирован запуск автоматизированной линии по производству тостового хлеба. Успешная деятельность в направлении модернизации производства и динамичного развития внутренней среды предприятия и его взаимоотношений с деловым окружением гарантирует стабильное получение прибыли для дальнейшего развития и экономического роста, повышение благосостояния и удовлетворенности работников и акционеров.


Таблица 2

– Основные экономические показатели деятельности АО «Хлеб» за 2018-2020 гг.

Показатели

2018г

2019

2020

Изменение

2018г-2019г

2019-2020

Абс.

изм.

(+/-)

Темп прироста, %

Абс.

изм.

(+/-)

Темп прироста, %

1.Выручка, тыс.руб.

1138991

1438589

1642078

299598

126,3

203489

114,15

2. Себестоимость продаж, тыс.руб.

647267

750086

802002

102819 1

115,89

51916

106,92

3. Валовая прибыль

(убыток), тыс.руб.

491724

688503

840076

196779

140,02

151573

122,01

4. Управленческие

расходы, тыс.руб.

115330

103553

111924

-11777

89,79

8371

108,08

5. Коммерческие

расходы, тыс. руб.

253235

322398

368229

69163

127,31

45831

114,22

6. Прибыль (убыток) от

продаж, тыс. руб.

123159

262552

359923

139393

213,18

97371

137,09

7. Чистая прибыль, тыс.

руб.

20151

117424

180699

97273

582,72

63275

153,89

8. Основные средства,

тыс. руб.

445750

391683

353432

-54067

87,87

-38251

90,23

9. Оборотные активы,

тыс. руб.

188286

202430

200635

14144

107,51

-1795

99,11

10. Численность ППП, чел

1164

1089

131739

-75

93,36

-37

96,6

11.Фонд оплаты труда

ППП, тыс. руб

98670

107736

1560,91

9066

109,19

24003

122,28

12.Производительность

труда работающего,

тыс.руб. (стр1/стр.10)

978,51

1321,02

125,23

342,51

135,0

239,89

118,16

13. Среднегодовая

заработная плата

работающего, тыс. руб.

(стр11/стр10)

84,77

98,93

125,23

14,16 1

116,7

26,3

126,58

14. Фондоотдача, руб.

(стр1/стр8)

2,56

3,67

4,65

1,11

143,36

0,98

126,7

15. Оборачиваемость

активов, раз (стр1/стр9)

6,05

7,11

8,18

1,06

117,52

1,07

115,05

16. Рентабельность

продаж, % (стр7/стр1)

×100%

1,77

8,16

11,0

6,39

-

2,84

-

17. Рентабельность

производства, %

(стр7/стр2) ×100%

3,11

15,65

22,53

12,54

-

6,88

-

18. Затраты на рубль

выручки,(стр2+стр4+стр5)/стр1*100 коп.

0,89

0,82

0,78

0,07

92,13

0,04

95,12


Анализ данных таблицы 1 показывает, что за период 2018-2020г.г. выручка от продажи в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 26,3%, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. – на 14,15%; себестоимость продаж при этом в 2019 г. по сравнению с предыдущим 2018 г. увеличилась на 15,89%, в 2014 г. по сравнению с 2019 г. – на 6,92%

Рисунок 2 Изменение выручки от продаж и себестоимости продаж АО «Хлеб» за 2012-2014 г.г., тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период 2018-2020 г.г. деятельность АО «Хлеб» по производству и реализации продукции была достаточно успешной, о чем свидетельствуют результаты анализа динамики основных экономических показателей предприятия, однако следует отметить нестабильность в повышении уровня определенных показателей (выручка от продажи, валовая прибыль, прибыль от продажи, чистая прибыль, рентабельность продаж), что может повлечь за собой образование излишних запасов, как следствие - увеличение суммы затрат на их хранение и снижение эффективности деятельности организации в целом.

2.2 Анализ системы управления запасами на предприятии

Как отмечалось ранее, эффективное управление запасами предприятия заключается в разработке и реализации мероприятий по оптимизации запасов произведенной продукции, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью сокращения издержек на их хранение при обеспечении уровня обслуживания и непрерывного функционирования организации. Эффективно организованный процесс управления запасами обеспечивает предприятию возможность удовлетворения или превышения ожиданий потребителей путем создания запасов каждого товара, максимизирующих чистую прибыль. Ключевой составляющей эффективного управления запасами является корпоративная политика, значимыми факторами также являются высокотехнологичное аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для его использования.

Политика управления запасами АО «Хлеб» является частью общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации объема и структуры запасов товарноматериальных ценностей, снижении уровня издержек на их обслуживание и обеспечении качественного контроля, за их движением.

Для получения информации о состоянии системы управления запасами в организации следует осуществлять анализ запасов в предшествующем периоде, основная задача которого заключается в выявлении уровня обеспеченности производства и реализации продукции необходимыми запасами в предшествующем периоде и оценке эффективности их использования.