Файл: Теоретические основы материальных запасов на предприятии (Теоретические основы материальных запасов на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы материальных запасов на предприятии
1.1 Сущность, классификация и виды материальных запасов
1.2 Роль и задачи материальных запасов на предприятии торговли
1.3 Управление материальными запасами на предприятии
2.Анализ системы управления запасами в АО «Хлеб»
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Хлеб»
2.2 Анализ системы управления запасами на предприятии
3 Разработка мероприятий по эффективному управлению запасами АО «Хлеб»
3.1 Мероприятия по эффективному управлению запасами предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
− создание общей информационной базы обо всех аспектах деятельности компании;
− стандартизация всех процессов, протекающих на предприятии;
− создание базы для формирования честной и эффективной системы мотивации каждого сотрудника предприятия;
− четкое определение и закрепление конкретной обязанности за каждым сотрудником организации, как следствие:
- снижение затрат на 57 контроль за деятельностью сотрудников, увеличение производительности и эффективности деятельности сотрудников, повышение лояльности сотрудников компании;
− структуризация процесса управления компанией;
− снижение себестоимость товаров и услуг, производимых компанией;
− увеличение свободного денежного потока от деятельности компании.
Для автоматизации системы управления материальными запасами АО «Хлеб» предалагается внедрение информационной системы SAP ERP, основной целью которой является повышение эффективности управления корпоративными ресурсами предприятия, в том числе, материальными запасами, обеспечение контроля их расходования, увеличение балансовой прибыли предприятия за счет снижения затрат на формирование, хранение, содержание, управление ресурсами предприятия, оптимизация финансовых взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов.
Рисунок 3 Основные блоки SAP ERP
Стоимость пакета информационной системы SAP ERP составляет 124500 руб. Таким образом, автоматизация системы управления корпоративными ресурсами АО «Хлеб» позволит обеспечить на предприятии создание единой, четко функционирующей структуры, имеющей доступную логику и обладающей низкой трудоемкостью в процессе контроля и управления, следствием чего станет рост эффективности использования ресурсов АО «Хлеб», что, в свою очередь, сделает более качественной работу предприятия в целом.
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Одно из предлагаемых мероприятий – нормирование запасов – не требует дополнительных затрат АО «Хлеб», т.к. его осуществление планируется путем включения в функциональные обязанности специалистов отделов снабжения и сбыта подготовки оперативных отчетов, на основании которых на предприятии станет возможным:
− разработка планов обеспечения запасов и поступления товаров;
− регулирование завоза товаров и оперативное управление запасами, выявление дефицита или формирование сверхнормативных запасов, неходовых, залежавшихся, чрезмерно ввезенных товаров;
− контроль обеспечения запасами товарооборота, расчет плановой суммы затрат на хранение запасов товаров и т.д.
Внедрение предложенной информационной системы SAP ERP предполагается осуществить на рабочие места генерального директора, заместителя генерального директора по производству, главного бухгалтера, начальника отдела снабжения и начальника информационно-технической службы, при этом внедрение ИС SAP ERP не потребует приобретения дополнительной компьютерной техники.
В стоимость приобретения ИС SAP ERP включаются услуги по поддержке эксплуатации, вводу в эксплуатацию, обучению персонала, доработке и развитию системы.
Таким образом, для реализации предложенных мероприятий потребуется осуществление следующих затрат: − стоимость программного обеспечения SAP ERP – 124 500 руб.; - монтаж сети – 50 000 руб.; - услуги по сопровождению ИС SAP ERP (затраты на расходные материалы, ремонт и замену вышедших из строя элементов в процессе эксплуатации) – 100 000 руб.
Следовательно, общая сумма необходимых затрат по внедрению предложенных мероприятий составит 274,5 тыс. руб. В настоящее время срок эксплуатации подобных информационных систем может составлять три года и более. Значит, стоимость приобретения и сопровождения ИС SAP ERP в течение трех лет составит: 124, 5 + 50 + 100*3 = 474,5 тыс. руб. Внедрение ИС SAP ERP в АО «Хлеб» планируется осуществить за счет прибыли предприятия.
По оценкам экспертов, приобретение и установка ИС SAP ERP снизит трудоемкость процесса управления запасами предприятия на 5%. Произведем расчет показателей экономической эффективности от внедрения ИС Store Management SAP/R. Рассчитаем прирост производительности труда работников аппарата управления предприятием, на рабочие места которых предполагается установить ИС SAP ERP по формуле:
где ΔПт – прирост производительности труда. Таким образом, прирост производительности труда составит:
Так как предлагаемое мероприятие не требует найма на работу новых работников, то рассчитаем условное высвобождение численности (Эч) за счет экономии трудоемкости выполнения, функций управления по формуле:
Где Эч – экономия численности работников; Чисх – исходная численность работников, на рабочие места которых будет установлена ИС. Согласно расчетам по формуле, условное высвобождение численности работников составит:
Далее рассчитаем прирост производительности труда в целом по АО «Хлеб», исходя из полученного значения условной экономии численности:
Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий произойдет снижение трудоемкости работников, на чьих рабочих местах будет установлена ИС SAP ERP, на 5%;
общий прирост производительности труда по предприятию составит 0,024%, общая экономия - 11 774,33 тыс. руб., условно-годовая экономия – 11 674, 33 тыс. руб., годовой экономический эффект – 11 621,98 тыс. руб., а период окупаемости – 7 дней, что свидетельствует о целесообразности внедрения ИС SAP ERP в процесс управления корпоративными ресурсами (в частности, материальными запасами) АО «Хлеб» и повышении эффективности деятельности предприятия в целом, следовательно, цель работы достигнута за счет решения поставленных задач.
Заключение
Наличие материальных запасов позволяет предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень обслуживания покупателей. Все это требует поддержания на предприятии оптимального уровня запасов по всем номенклатурным позициям.
Запасы предприятия находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление. Основным назначением товарных запасов в оптовой торговле является обслуживание оптовых покупателей (розничные торговые предприятия), а в розничной торговле – обеспечить устойчивость предложения товаров потребителям.
Для поддержания запасов всех видов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления запасами. Оптимальный уровень запасов означает такое положение, когда отсутствуют излишки запасов или их дефицит.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика объекта исследования – АО «Хлеб» и проанализирована динамика основных экономических показателей деятельности предприятия, в результате чего установлено, что за период 2018-2020 г.г. выручка от продажи в 2013 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 26,3%, в 2020 г. по сравнению с 2013 г. – на 14,15%; себестоимость продаж при этом в 2019 г. по сравнению с предыдущим 2018 г. увеличилась на 15,89%, в 2020 г. по сравнению с 2013 г. – на 6,92%. Как следствие, нестабильность наблюдается в темпах роста таких показателей, как валовая прибыль, прибыль от продажи и чистая прибыль. В результате представленных фактов отмечается неравномерность повышения уровня рентабельности производства и продаж в период 2018- 2020 г.г. и дает возможность предполагать о наличии проблем в сбыте продукции в 2014 г. и, в связи с этим, о возникновении необоснованных запасов. Отрицательным аспектом так же является увеличение суммы управленческих и коммерческих расходов. Однако необходимо отметить тенденцию к возрастанию таких показателей, как фонд оплаты труда и среднегодовая заработная плата.
Также целесообразно отметить, что в 20120 г. сбыт готовой продукции АО «Хлеб» осуществлялся менее эффективно, нежели в предыдущем 2019 г., о чем свидетельствует нестабильность динамики уровня запасов предприятия и его повышение в 2020г., в связи с чем исследована структура запасов АО «Хлеб», затем установлено, что, несмотря на невысокую, но положительную динамику показателей оборачиваемости оборотных средств, АО «Хлеб» необходимо регулярно производить оптимизацию размера основных групп текущих запасов.
В третьей главе работы предложены мероприятия для решения существующих проблем в управлении запасами предприятия, а именно: − оптимизация уровня запасов АО « Хлеб» посредством реализации процесса нормирования; − повышение эффективности управления запасами с помощью внедрения информационной системы SAP ERP.
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий свидетельствует о целесообразности их внедрения в процесс управления запасами АО «Хлеб» и повышении эффективности деятельности предприятия в целом.
Список использованной литературы
1. Альбеков, А.У. Коммерческая логистика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. / А.У. Альбеков, О.А. Митько. - Гриф МО. – Ростов н/Д: Феникс, 2018- 412 с
2. Аникин Б.А., Дыбская В.В. Колобов А.А. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА - М, 2018 - 368 с.
3. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика : учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М. : Проспект, 2018 - 427 с.
4. Астафьева М.М. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / М.М. Астафьева, Л.А. Калинина, Т.И. Лаврова, Е.В. Харитонова; под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2018 – 430 с.
5. Бауэрсокс, Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. – ЗАО "Олимп-Бизнесс". – М.: 2017 – 345 с.
6. Бланк И.А. Управление активами. – К.: «Ника-Центр», 2017 – 720 с
7. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии. - М., 2018 – 179 с.
8. Виханский, О. С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2018 – 361 с.
9. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско - книготорговый центр «Маркетинг», 2018- 396 с.
10. Голоденко, В.А. Логистика в системном представлении. – Воронеж: Изд-во Воронежской гос. технологической академии, 2018 – 192 с
11. Григорьев М.Н., Долгов А.П. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. – Спб., 2019 – 210 с