Файл: Теоретические основы материальных запасов на предприятии (Теоретические основы материальных запасов на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одно из основных условий успешного функционирования предприятия заключается в эффективной организации использования производственных запасов, являющихся самой значительной частью оборотного капитала. Инфляция, низкий уровень платежеспособности и другие негативные факторы способствуют изменению политики многих предприятий по отношению к производственным запасам, обосновывают необходимость поиска новых источников пополнения, изучения проблемы эффективности их использования, в связи с чем для большинства отечественных предприятий различные способы рационального использования имеющихся ресурсов средств, одно из которых - определение оптимальной величины производственных запасов, - приобретают все большую значимость

Актуальность темы данной работы заключается в том, что эффективное управление запасами в цепях поставок - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.

Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по эффективному управлению запасами предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− проанализировать теоретические основы управления запасами в цепях поставок;

− дать организационно-экономическую характеристику АО «Хлеб»;

− выявить проблемы в организации управления запасами на предприятии;

− разработать мероприятия по эффективному управлению запасами предприятия.

Объектом исследования является АО «Хлеб».

Предметом управление запасами на предприятии.

1 Теоретические основы материальных запасов на предприятии

1.1 Сущность, классификация и виды материальных запасов

Материальные запасы жизненно важная часть любой деловой активности. Они важны не только для работы, но и для удовлетворения потребителей. Чтобы почувствовать всю важность запасов, обдумываем следующий факт: хотя объемы и денежная стоимость запасов в различных компаниях очень различаются, среднее предприятие вкладывает в материальные запасы около 30% своих текущих средств (активов) и до 90 % оборотного капитала. Один из широко распространенных показателей управления предприятием - прибыль на инвестированных капитал ROI. Это прибыль после уплаты налогов, деленная на общий актив [1,412 c].


Поскольку материальные запасы зачастую составляют значительную часть общих активов предприятия, сокращение запасов может намного увеличить показатель ROI.

Материальные запасы бывают различных типов, включая следующие:

- Сырье и закупные детали и комплектующие,

- Частично законченные товары, которые называются незавершенным производством,

- Запасные части, инструменты, материалы,

- Товары, отправленные на склады или к потребителям и находящиеся в пути.

Предприятия сферы обслуживания не используют эти виды запасов, хотя у них есть свои запасы материалов и оборудования. Чтобы понять, для чего предприятию вообще нужны запасы, вам нужно знать кое-что о различных функциях материальных запасов.

Запасы выполняют различные функции. Наиболее важными являются:

1. Удовлетворение ожидаемого потребительского спроса. Потребителем может быть случайный человек, вдруг решивший купить себе телевизор, шоколад и т.д.; механик, который сделал в цеховой мастерской запрос на нужный ему инструмент; или производственная операция. Подобные запасы называются предположительными, потому что они поддерживаются для удовлетворения запланированного или ожидаемого спроса.

2. Обеспечение требований производства. Компании, которые испытывают сезонные колебания спроса, часто создают запасы в периоды спада спроса, чтобы обеспечить повышенный спрос в пиковые периоды. Такие запасы вполне резонно называются сезонными запасами. Компании, занимающиеся переработкой свежих фруктов и овощей, создают сезонные запасы. Это же относится к торговым предприятиям, которые продают поздравительные открытки к праздникам, лыжи, снегоходы или новогодние елки.

3. Разделение операции. До недавнего времени, производственные компании использовали материально-производственные запасы как буфер между смежными операциями производственного цикла - чтобы обеспечить непрерывность процесса, который могли прерывать поломки оборудования, аварии и несчастные случаи, вызывающие временную остановку работы. Буфер дает возможность продолжать производственный процесс все то время, пока устраняется проблема. Точно так же, компании поддерживают «буферный» запас сырья, чтобы защитить производство в случае перебоев с поставками, а также запас готовой продукции, чтобы перебои в производстве не повлияли на реализацию товара. В последнее время компании стали пересматривать свое отношение на «буферные» запасы. Они по-новому оценили расходы и площади, необходимые для поддержания подобных запасов и признали, что своевременно обнаружить и устранить причины сбоев и нарушений - это значит существенно снизить необходимость запасов.


4. Защита от исчерпания ресурсов. Задержки в поставках или неожиданное повышение спроса увеличивают риск нехватки сырья. Задержки, например, могут произойти из-за погодных условий, проблем с поставщиками (исчерпания запасов, отправка ненужных или некачественных материалов) и др. Можно уменьшить опасность появления такой нехватки, создавая резервные запасы на случай появления непредвиденного спроса.4

5. Использование преимущества цикла заказовЧтобы уменьшить расходы на закупки и поддержание запасов, компании часто производят закупки в объеме, превышающем текущие потребности производства. Это заставляет хранить определенную часть закупленных товаров для дальнейшего использования. Точно так же, производить крупные партии товаров выгоднее, чем мелкие. И снова, избыточную продукцию необходимо хранить для последующего использования [2,368 c].

Таким образом, поддержание запасов позволяет компании закупать и производить экономически выгодные партии товаров, не стараясь непосредственно соотносить закупки или производство с краткосрочными показателями спроса. Это приводит к появлению периодических заказов или циклов. Соответственно, такой вид запасов называется циклическим. Циклы заказов не всегда напрямую связаны с экономическим объемом производственной партии. В некоторых случаях бывает выгодно группировать заказы и/или производить заказы через определенные фиксированные интервалы времени.

6. Защита от снижения цен. Периодически предприятие может предполагать, что цены скоро поднимутся, и закупать большую, чем обычно партию, чтобы оградить себя от изменения цен. Кроме того, возможность создавать запасы позволяет предприятию пользоваться количественными скидками при закупке крупных партий товаров.

7. Обеспечение нормальной работы. Поскольку производственный процесс занимает определенное время (т.е. не является моментальным), - это значит, что некоторые запасы будут задействованы в работе (незавершенное производство).

Кроме того, промежуточное хранение запасов, включая сырье, незавершенное производство и готовую продукцию на производственных участках, так же как и товары на складах, приводят к появлению непрерывного потока запасов в системе производства и распределения.

Неправильное управление запасами может привести к появлению недостаточных или избыточных запасов. Недостаточность запасов приводит к пропуску поставок, потерям в объеме продаж, к недовольству покупателей и заторам в производственном процессе;


избыточность запасов безо всякой необходимости связывает средства, которые можно где-то применить с большей пользой. Хотя может показаться, что избыток запасов - это меньшее из двух зол, все же стоимость их поддержания может быть немыслимо высокой. Нередко случается, что руководитель внезапно обнаруживает: на предприятии хранится 10-летний запас какого-то изделия. (Нет сомнений, эта покупка была когда-то ужасно выгодна для компании!).

Управление запасами имеет два основных аспекта. Один относится к уровню обслуживания потребителей, то есть к способности производить нужный товар, в достаточном количестве, в нужное время, и в нужном месте. Другой аспект связан со стоимостью заказа и поддержания запасов.

Основная цель управления запасами - достичь удовлетворительного уровня обслуживания потребителей, в то же время, удерживая расходы на поддержание запасов в разумных пределах. Именно с этой точки зрения руководитель должен сбалансировать уровень материальных запасов производства. Два основных вопроса, которые ему приходится при этом решать, - это сроки и объемы заказов, (т.е. когда и сколько заказывать).

Управление производством имеет две основные функции, связанные с запасами. Одна - установить систему учета и контроля, за хранящимися запасами, другая - определять, когда и сколько заказывать.

1.2 Роль и задачи материальных запасов на предприятии торговли

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось [3,427c].

Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка.

Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.


Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного акселератора»

4J = k*D,

где J -уровень запасов, ед., D - спрос и k - коэффициент неравномерности спроса, они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами.

Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период, и применяя модифицированный вариант указанного акселератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.

Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось поставить под контроль 75% колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессий, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица росла.

Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения предприятию нормальной работы.

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».

Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других -- за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

Так, фирмы, выпускающие железнодорожный подвижной состав, производят эту продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство - полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.