Файл: «Дидактическая игра как метод обучения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, игра дает очень высокую степень наглядности представления учебного материала и пример практической востребованности знаний, умений и навыков, которые при теоретическом обучении скоро вытеснятся из активной области памяти более полезными в практике умениями и навыками. Игра дает возможность творчески рекомбинировать имеющиеся в распоряжении ребенка умения, знания и навыки для наиболее эффективного решения поставленной перед ним задачи.

Немаловажный плюс игры в том, что она подразумевает командную активность, что немаловажно в современной реальности - большинство компаний базируется на работе команды профессионалов, а не наборе индивидуалистов.[16]

Дидактическая игра на уроке – не самоцель, а средство воспитания и обучения, не забава, не удовольствие ради удовольствия, а вид преобразующей творческой деятельности, тесно связанный с другими видами учебной работы.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.[17] 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. 

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:[18] 

  • моделируемый объект учебной деятельности; 
  • совместная деятельность участников игры; 
  • правила игры; 
  • принятие решения в изменяющихся условиях; 
  • эффективность применяемого решения. 

Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. 

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения. 


Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут дать позитивный результат, только если они используются в качестве элемента системы уроков, но не как их заменитель.

Дидактические игры, их ситуации и их проигрывание в первую очередь полезны и эффективны потому, что дидактическая игра дает очень высокую степень наглядности представления учебного материала и пример практической востребованности знаний, умений и навыков, которые при теоретическом обучении скоро вытеснятся из активной области памяти более полезными в практике умениями и навыками. Дидактическая игра дает возможность творчески рекомбинировать имеющиеся в распоряжении ученика умения, знания и навыки для наиболее эффективного решения поставленной перед ним задачи.

Немаловажный плюс дидактической игры в том, что она подразумевает, как правило, командную активность, что немаловажно в современной реальности. Рефлексия по итогам пребывания в той или иной роли позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон и, соответственно, выработать наиболее правильное решение. Такая рефлексия может происходить и в командном режиме.[19]

С.Т. Занько считает, что дидактические игры, которые используются в процессе обучения, основаны на «синтезе релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных».[20] В процессе дидактической игры школьники испытывают социальное, психологическое и педагогическое развивающее воздействие на личность.

Таким образом, дидактическая – многогранный многофункциональный инструмент обучения, который потенциально может помочь даже самому отстающему ученику стать преуспевающим в предмете, если он будет в достаточной степени заинтересован в личностно-эмоциональном аспекте.

Дидактическая как один из методов активного обучения имеет в своей основе несколько необходимых условий, которые она должна выполнять.[21]

  1. Психология дидактической игры. Игра должна обладать не только релевантностью, но и быть достаточно интересной и занимательной для того, чтобы дети имели личную заинтересованность в ней, и чувствовали свою значимость в решении предложенной в игре ситуации, то есть были в достаточно степени мотивированы к участию в ней.
  2. Педагогика дидактической игры. Игра должна проводиться исходя из принципа целесообразности, соответствия целям и задачам педагогического процесса, а также быть одним из элементов системы обучения. Учебные игры сами могут составлять отдельную систему внутри системы, при этом с течением времени их сложность может возрастать. Однако не стоит забывать и о том, что каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому не стоит проводить игры одинаково с разными детьми и классами.

Многие педагоги отказываются от дидактических игр в силу того, что дидактические игры, с их точки зрения, не приносят ученикам нового. Однако несомненный плюс дидактической игры в том, что она ставит перед учащимися нестандартные задачи, которые требуют не заучивания материала, а его творческого применения, требуют сообразительности и применения интеллекта.

Ведь чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение учителя, сосредоточить все внимание на игровой задаче, обдумать разные варианты, выполнить сравнения и обобщения.

Дидактическая игра, таким образом, является незаменимым рычагом умственного развития ребенка.

1.2 Роль дидактических игр в формировании вычислительной деятельности дошкольников

Прежде всего необходимо отметить, что в дидактике существенное место отводится средствам обучения и их эффективному влиянию на итоги обучения. При этом дидактические игровые средства служат ведущим орудием труда педагога и технологическим инструментом различной познавательной деятельности дошкольников. Основные средства обучения служат источниками получения различной информации, а также необходимо различать понятия наглядность и собственно дидактические игровые средства.[22]

В общем аспекте, дидактические игры представляют собой более обширное понятие, чем просто наглядность. Сюда включены разнообразные совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия и слова.

Дидактические игры в процессе обучения и развития выполняют многие функции. Так, они прежде всего реализуют принцип наглядности, который так необходим в работе с дошкольниками; переводят определенные абстрактные математические понятия в более доступную для понимания детей форму; способствуют увеличению чувственного, логико-математического опыта и овладению определенными способами действий; увеличивают необходимый объем самостоятельной и творческой деятельности дошкольников; а также в общем интенсифицируют весь процесс обучения и развития.[23]

Дидактические игровые средства возможно разделить на следующие группы:


1) комплекты наглядного дидактического материала;

2) оборудование с целью самостоятельных игр и занятий дошкольников;

3) различные пособия для воспитателя - учебники, определенная методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.;

4) учебно-познавательные издания для дошкольников, тетради с печатной основой.

Обычно комплект наглядного дидактического материала для эффективного формирования вычислительной деятельности дошкольника подразделяется на два типа:

1) демонстрационный (который предназначен для показа всей группе дошкольников);

2) раздаточный (он ориентирован на работу с одним ребенком, т.е. индивидуально).

К первому можно отнести - крупные игрушки, различные полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграфы, магнитные доски, мольберты и т.д.

Ко второму относятся – различные мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, а также карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.[24]

Дидактические игры при обучении дошкольников вычислительной деятельности основываются на конкретных предметах и представлениях по причине наглядно-образного и наглядно-действенного стиля мышления. По этой причине существенное значение играют различные наглядные дидактические средства и технологии.

Наглядность в формировании вычислительной деятельности определяется тем, что внимание дошкольников обращается только на те характеристики демонстрируемых материалов, которые служат объектом изучения в математике; далее наблюдается определенное ослабление конкретного в предлагаемой наглядности.[25]

Дошкольник хорошо понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать; и при этом считать предметы возможно, так сказать, «между делом». К примеру, на прогулке можно попросить дошкольника подсчитать встречающиеся вам по дороге определенные предметы.

Следует отметить, что научиться считать – это значит уметь определять общее количество чего-либо из окружающего мира. При осуществлении счетной операции малыши усваивают главные правила счета:

1) числительные называются по порядку;

2) каждое названное числительное соотносится с одним объектом либо одной группой;

3) последнее числительное соотносится с одним предметом, но при этом представляется показателем общего количества объектов счета.

В этой связи отечественный исследователь А.М. Леушина обращала внимание на то, что основная цель вычислительной деятельности – это определить итоговое число, а средством достижения данной цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому определенному элементу множества;поэтому следует продолжать учить детей различать результат счета от процесса сосчитывания.[26]


У детей дошкольного возраста формируется понимание определенных связей между числами, т.е. каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В данный период наиболее проблематично на практике овладение итоговым числом (т.е. сколько всего?). Иногда при этом дошкольники часто ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, либо наоборот – одним числом они обозначают сразу два предмета.

В развитии числовых представлений существенное значение приобретает системная словарная работа. Дошкольники учатся постепенно согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает их внимание на то, что мы по-разному определяем числа в зависимости от того, что считаем. У примеру, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д.

Стоит отметить, что особое внимание при этом надо уделять тому, чтобы средние дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом «раз».[27]

Для того чтобы дошкольники полностью осознали значение (т.е. особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, завершая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится дошкольникам. По этой причине эффективно обучать их счету во время совместной домашней работы. К примеру, предложить ребенку принести некоторое количество каких-то необходимых для дела предметов. Так же возможно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросить его принести большой клубок либо тот поднос, который шире.

Когда дошкольник видит, ощущает, щупает предмет, учить его математике и формировать навыки счета значительно легче. Поэтому одним из ведущих принципов обучения детей основам математики представляется постоянная наглядность.

Рекомендуется изготавливать математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Также можно сделать для занятий математикой геометрические фигуры, если будут игры «Лото» и «Домино», которые тоже способствуют развитию элементарных навыков счета у дошкольника.[28]

Для формирования у детей среднего дошкольного возраста математических представлений эффективно применять в работе различные дидактические игры.

Такие игры учат дошкольника лучше понимать определенные сложные математические понятия, развивают его представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, формируют умения ориентироваться в направлениях пространства, а также делать выводы. При применении дидактических игр в обучении дошкольников навыкам счета широко применяются различные предметы и разнообразный наглядный материал, который способствует тому, что занятия осуществляются в веселой, занимательной и доступной для них форме.[29]