Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что организованная деятельность по формированию вычислительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с помощью различных видов дидактических игр, в соответствии с нынешними требованиями, будет только способствовать росту уровня сформированности у детей навыков счета.
Если при проведении работы по формированию вычислительной деятельности применять различные виды дидактической деятельности (т.е. игровую, познавательную, коммуникативную и др.), это даст возможность обеспечить более результативную работу с детьми.
На этапе формирующего эксперимента в комплексе можно решать такие задачи:
1) формирование необходимых условий для результативного освоения навыками счета;
2) способствование активному закреплению умений и навыков в области счета у детей среднего дошкольного возраста.
Все знания и умения в счете необходимо закреплять в иных видах деятельности, в частности, конструировании и плоскостном моделировании; а также, аппликации, рисовании.
Развитие и формирование навыков вычислительной деятельности можно проводить с помощью познавательной и самостоятельной, игровой и трудовой деятельностей. Для развития счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста можно использовать в виде основной познавательную работу. При этом стоит отметить, что специальную индивидуальную работу нужно проводить с детьми, которые обнаружили довольно низкие результаты при работе с диагностическими заданиями констатирующего эксперимента.
Таким дошкольникам требуется укрепление собственных знаний и умений. В игровой и развивающей деятельности с такими детьми в обязательном порядке надо применять системный и регулярных подход. Применять любимые игры таких дошкольников, совместно стараться использовать разнообразные игровые ситуации и сюжеты с применением количественных особенностей, сравнения количества, счета в различных направлениях и иные вариации с множествами.
Также в повседневной работе можно применять различные строительные игры с дошкольниками, учить их сравнивать геометрические фигуры и предметы по форме, величине, цвету, а также называть их правильно.
Играя в кукольном уголке, дошкольники закрепляют собственные знания о величине, форме, цвете и количеству предметов окружающего мира. Педагог с детьми среднего дошкольного возраста может группировать посуду по цвету и величине, предлагать сравнивать и считать чашки и блюдца, сравнивать кукол по росту, высоте, подбирать соответствующую им одежду.
Также в работе по формированию навыков счета в виде материала для сравнения можно использовать различные книги, вполне возможно различать их по величине - большие или маленькие, толстые или тонкие.
Кроме этого, при чтении сказок, можно в процессе сравнивать героев по росту, а также возможно их считать. Так, к примеру, называть основных героев сказки «Репка» в возрастающем и убывающем порядке. Также можно ориентироваться в последовательности выполняемых действий в сказке, используя определения «сначала» и «потом».
Для формирования и развития навыков счета можно регулярно применять различные трудовые поручения и задания детям, например – чтобы дежурные считали, сколько детей сидят за столом, а также брали необходимое количество посуды.
Таким образом, при формировании вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста необходимо применять системный подход с использованием различных видов дидактических средств, что позволит эффективно сформировать подготовку дошкольников к обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одними из довольно сложных знаний, умений и навыков, которые включены непосредственно в основное содержание социального опыта и бытия и которым овладевают подрастающие поколения, представляются математические навыки.
Они обладают достаточно отвлеченным характером, а оперирование ими требует выполнения целой системы сложных умственных операций. В повседневной жизни, в быту и в собственных играх дошкольник достаточно рано встречается с такими ситуациями, которые требуют от него использования, хотя и простейшего, но все же математического решения (например, приготовить угощение для своих друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты по количеству детей т. д.).
Вначале с помощью окружающих взрослых, а потом уже и самостоятельно дети разрешают возникающие вопросы. Таким образом, уже в дошкольном детстве дети знакомятся с математическим содержанием и осваивают элементарные вычислительные навыки, а развитие у них простейших математических представлений служит одним из главных направлений образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений.
Современные психолого-педагогические исследования неоднократно обнаруживают, что освоение детьми дошкольного возраста системы математических представлений имеет существенное влияние на весь процесс их личностного и психического становления и развития, обеспечивает готовность к школьному обучению. И в данном аспекте существенное значение имеет комплексное практическое применение разнообразных дидактических средств в эффективном формировании вычислительной деятельности дошкольников.
Таким образом, данная проблематика представляется в настоящее время довольно актуальной и практически значимой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.: 2015.С.8
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-н/Дону: Феникс, 2013. С. 113
Вербицкий А.А. Активное обучение: контекстный подход: метод. Пособие. М.: Высш. школа, 2011. С.101
Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ ПРЕСС, 2014. С.42
Выготский Л.С. Педология подростка: в 12 т. Т.4 М.: АСТ, 2009. С.109
Гольдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности // Сб. Активизация учебной деятельности под ред. Г.А. Китайгородской. – М.: Книга по требованию, 2013. С.46
Жебровская О.О. Игровой комплекс // География в школе - №6 – 2012. С.54
Занько С.Т., Тюников Ю.С.,Тюнникова С.М. Игра и учение. М.: Логос, 2010. – С.67
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Просвещение, 2018.С.116
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига: НПЦ «Эксперимент», 2011. С.21
- Козинцева Е.А. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий в старшей группе. Волгоград: Учитель, 2013.С.69
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. М.: Гном-Пресс, 2015.С.68
Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2014.С.51
Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении.М.: Высшая школа, 2011. С.32
Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости //Педагогика. 2012. №11. С. 13.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии//Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. М.: Педагогическое общество, 2011.С. 56 с.
Петрова О.О. Педагогика: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2016.С.61
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: Просвещение, 2016.С.72
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/ М.: Профиздат, 2011. С.27
- Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. М.: Высш. шк., 2011. 56 с.
Смышляева, Л.Г., Сивицкая, Л.А. Педагогические технологии активизации обучения: учебное пособие Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. С. 38
Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., Питер, 2015.С.57
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Книга по требованию, 2013. С.94
Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2014. С.89
-
Педагогическое мастерство и педагогические технологии//Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. – М.: Педагогическое общество, 2011. – С. 56 с. ↑
-
Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2013. – с. 113 ↑
-
Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. / А.В. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2011. – с. 13 ↑
-
Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. / А.В. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2011. – с.17 ↑
-
Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. / А.В. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2011. – с.21 ↑
-
Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. / А.В. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2011. – с.26 ↑
-
Выготский, А.С. Педология подростка: в 12 т. Т.4/А.С.Выготский. – М.: АСТ, 2009. – с.109 ↑
-
Смолкин, А.М. Методы активного обучения: научно-метод. Пособие. / А.В. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2011. – 28 с. ↑
-
Вербицкий, А.А. Активное обучение: контекстный подход: метод. Пособие/ А.А. Вербицкий. – М.: Высш. школа, 2011. – с.101 ↑
-
Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении/ К. Ливингстоун. – М.: Высшая школа, 2011. – с.32 ↑
-
Выготский, А.С. Педология подростка: в 12 т. Т.4/А.С.Выготский. – М.: АСТ, 2009. – с.111 ↑
-
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2014. – с.89 ↑
-
Смышляева, Л.Г., Сивицкая, Л.А. Педагогические технологии активизации обучения: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – С. 38 ↑
-
Матюхина, М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости /М.В. Матюхина//Педагогика – 2012. - №11. – С. 13. ↑
-
Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении/ К. Ливингстоун. – М.: Высшая школа, 2011. – с.112 ↑
-
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры/ С.А. Шмаков. - М.: Книга по требованию, 2013. – С.94 ↑
-
Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/ В.Я. Платов.— М.: Профиздат, 2011. – с.27 ↑
-
Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)/М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 2011. – с.21 ↑
-
Гольдштейн, Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности /Я.В. Гольдштейн // Сб. Активизация учебной деятельности под ред. Г.А. Китайгородской. – М.: Книга по требованию, 2013. – С.46 ↑
-
Занько, С.Т. Игра и учение / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. – М.: Логос, 2010. – с.67 ↑
-
Жебровская, О.О. Игровой комплекс/ О.О. Жебровская // География в школе - №6 – 2012. – С.54 ↑
-
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.: 2015. – С.8 ↑
-
Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ ПРЕСС, 2014. – С.42 ↑
-
Волина В.В. Праздник числа. Москва: АСТ - ПРЕСС, 2016 ↑
-
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - М.: Просвещение, 2018. – С.116 ↑
-
Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2014. – С.51 ↑
-
Козинцева Е.А. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий в старшей группе. Волгоград: Учитель, 2013. – С.69 ↑
-
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М.: Гном-Пресс, 2015. – С.68 ↑
-
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: Просвещение, 2016. – С.72 ↑
-
Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., Питер, 2015. – С.57 ↑
-
Петрова О.О. Педагогика: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2016. – С.61 ↑