Файл: «Дидактическая игра как метод обучения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение определенных предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Подобным предметом являются, к примеру, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и одновременно учатся определять время. Важно при этом учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз дошкольника.

Читая дошкольнику книжку либо рассказывая сказки, когда встречаются числительные, можно просить его отложить столько счетных палочек, сколько, к примеру, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько же в этой сказке было зверюшек, следует спросить у него, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаковое количество. Кроме этого, можно сравнивать игрушки по величине: например, кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.[30]

Также на практике можно использовать следующую технологию: пусть дошкольники сами придумывают сказки с числительными. Пусть малыш скажет, сколько в них героев, какие они (т.е. кто больше-меньше, выше-ниже), попросить его во время повествования одновременно откладывать счетные палочки. А потом он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, при этом составить словесные портреты и сравнить их.

Довольно эффективно для развития математических способностей у ребенка среднего дошкольного возраста сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. При этом особенно хорошо, если на картинках будет различное количество предметов. Можно спросить дошкольника, чем отличаются рисунки, а также просить ребенка самого рисовать различное количество предметов, вещей, животных и т.д.[31]

В игровом формате дошкольники с большим удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Можно спросить у дошкольника, к примеру, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т.д.

Дошкольники очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное число. Можно задумать, например, число в пределах десяти и попросить дошкольника называть разные числа. Воспитатель говорит больше названное число задуманного либо меньше. Затем можно поменяться с ребенком этими ролями.

Таким образом, роль формирования вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста состоит в том, что современный человек не может обойтись без счета, так как счет играет важнейшую роль в нашей жизни и проявляется в игровой форме, в применении дидактических игр со счетом, в повседневной жизни.


И именно дидактические игры в практическом применении и в системной регулярной работе помогают дошкольникам получить необходимые навыки эффективной вычислительной деятельности, которая в дальнейшем обучении и развитии имеет существенное конструктивное значение.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Практическое исследование уровня развития навыков счета у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий обучения

Проведя теоретический анализ основных аспектов формирования и развития вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста, считается целесообразным приступить к опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цель констатирующего этапа – определение уровня развития навыков счета у детей среднего дошкольного возраста.

Данная экспериментальная работа проводилась на базе БОУ СОШ «Колокольчик». В настоящем исследовании было задействовано 20 детей, которые с экспериментальной целью были разбиты на группы:

1) экспериментальную (10 детей);

2) контрольную (10 детей).

На первом этапе исследования производилось определение уровня развития основных навыков счета у детей. Базируясь на практических исследованиях В.П. Новиковой, были определены критерии сформированности навыков счета у детей среднего дошкольного возраста, а кроме этого, была проведена работа по отбору и разработке диагностических заданий для этого.

Далее представлены основные результаты диагностики детей, участвовавших в данном исследовании.

Задание № 1 - «Сосчитай кубики» (В.П. Новикова); основная его цель – определить уровень развития представлений о последовательности различных предметов. Используемый материал: кубики различного размера и цвета. Педагог задает следующие вопросы каждому дошкольнику по отдельности:


«Что видишь на столе? - Сколько всего кубиков на столе? - Чем отличаются они друг от друга? Посчитай кубики по порядку. Какой по счету желтый кубик? (красный и т. д.) Какого цвета кубик, который находится на пятом месте? (втором, третьем.) Покажи три красных и три зеленых кубика. Что ты можешь о них сказать?

Критерии оценки результатов по данной методике следующие:

Высокий уровень (три балла) – дошкольник считает до 5, отвечает на вопрос «сколько всего?». Может сравнить число предметов в группах на основе счета (в диапазоне пяти), а также с помощью поэлементного соотнесения предметов двух групп (т.е. составления пар).

Кроме этого, может определить тот аспект, каких предметов больше, меньше, а также одинаковое число.

Средний уровень (два балла) – дошкольник считает до пяти, отвечает на вопрос «сколько всего?» может сравнить общее число предметов в группах на основе счета. Но при этом он затрудняется сравнить число предметов в группах с помощью поштучного соотнесения предметов двух отдельных групп (т.е. он еще не понимает инструкции). Однако может определить, каких предметов больше, меньше, а также их одинаковое число.

Низкий уровень (один балл) – дошкольник не может справиться с предъявленным заданием даже при помощи взрослого; не полностью аргументирует собственный выбор при распределении по группам предметов; на вопросы отвечает с трудом, а если и отвечает, то в большинстве случаев неверно.

Рассмотрим результаты данной методики в экспериментальной группе. Два ребенка (20% от общего числа) обнаруживают низкий уровень сформированности знаний о последовательности расположения предметов. Эти дошкольники отвечали неверно, сбивались постоянно. Они не могли справиться с предъявленным заданием даже с помощью воспитателя, обнаружили довольно низкий результат.

Средний уровень сформированности представлений обнаружился у шести детей (что составляет 60% от общего числа детей данной группы эксперимента).

Малыши в общем отвечали верно, но показывали сомнения в собственных ответах.

Высокий уровень был определен у двоих детей (20% от общего числа детей данной группы). Дошкольники отвечали на поставленные вопросы уверенно, явно осознавая последовательность отдельных предметов.

В контрольной группе низкий уровень был обнаружен у одного ребенка, что составило 10% от числа детей этой группы. Средний уровень обнаружили восемь детей (80%); высокий уровень – у одного ребенка.

Результаты по методике «Сосчитай кубики» представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 – результаты по методике «Сосчитай кубики» детей экспериментальной и контрольной группы

Диагностическое задание № 2 – это методика «Отношения» (В.П. Новикова).

Основная цель: определить уровень сравнения групп определенных предметов методом наложения и приложения.

Используемый материал: различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) по две фигуры различных размеров.

Основное содержание: ребенку предлагается взять фигуры, разделить их по главным признакам (например, по два квадрата, два треугольника, два круга) и потом сравнить их.

Критерии оценки полученных результатов:

Высокий уровень (три балла) – дошкольник сам выявляет характерные свойства фигур; обнаруживает представления о специфических признаках; методом наложения и приложения может сравнивать одинаковые фигуры и определяет - имеют данные фигуры одинаковый размер либо нет.

Кроме этого, свободно оперируют понятиями «равно», «не равно», «столько же»; без затруднений и последовательно отвечают на вопросы.

Средний уровень (два балла) – дошкольник выполняет задание при помощи, делает небольшие ошибки при определении особенностей фигур; не всегда четко аргументирует свой выбор.

Низкий уровень (один балл) – дошкольник среднего возраста не справляется с заданием даже с помощью, довольно часто делает ошибки в определении свойств фигур; не аргументирует собственный выбор; затрудняется называть характерные признаки; на вопросы отвечает с трудом, и в основном неверно.

Далее рассмотрим результаты по данной методике; в экспериментальной группе два ребенка (20% от числа всех детей), обнаружили низкий уровень – дошкольники отвечали неверно, постоянно сбивались и нуждались в помощи.

Средний уровень сформированности выявлен у пяти дошкольников (50% от общего числа детей) – они отвечали в основном верно, но немного сомневались в собственных ответах. Высокий уровень обнаружен у троих детей (30%) – дошкольники отвечали четко и правильно, ясно оперируют понятиями «равно», «не равно», «столько же».

В контрольной группе констатирующего эксперимента низкий уровень определен у одного дошкольника; средний уровень обнаружили семеро детей (70% от общего числа детей данной группы). Высокий уровень обнаружил лишь один ребенок (10%).

Результаты по методике «Отношения» представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – результаты по методике «Отношения» детей экспериментальной и контрольной группы

Диагностическое задание № 3 - «Числа» (В.П. Новикова).


Основная цель: определить уровень сформированности представлений о числах в диапазоне пяти на базе операций с определенными предметными множествами.

Используемый материал: карточки с изображением предметов в диапазоне пяти.

1) из одинаковых предметов;

2) из разных предметов.

Кроме этого, осуществляется нахождение большего множества и меньшего множества.

Критерии оценки следующие:

Высокий уровень (три балла) – дошкольник сам выявляет характерные черты предметов; правильно выбирает карточку, верно ищет большее и меньшее множества; четко аргументирует собственный выбор; четко и последовательно дает ответы на вопросы.

Средний уровень (два балла) – дошкольник справляется с заданием с помощью взрослого, делает небольшие ошибки; не всегда моет аргументировать собственный выбор.

Низкий уровень (один балл) - ребенок не может справиться с заданием даже с помощью, постоянно делает ошибки; ему трудно называть отличительные признаки; на вопросы отвечает с большим трудом.

Результаты по методике «Числа» представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты по методике «Числа» детей экспериментальной и контрольной группы

В результате проведенной методики были получены такие данные. В экспериментальной группе два ребенка (20% от числа всех детей группы) обнаружили низкий уровень – они отвечали не верно, постоянно запинались. Средний уровень – у пяти дошкольников (50% от общего числа детей в данной группе). Дошкольники давали верные ответы, но не много сомневались. Высокий уровень - у троих детей (30%) – дошкольники отвечали правильно, явно определяя характерные особенности предметов.

В контрольной группе низкий уровень обнаружен у двух детей; средний показали шестеро детей (60% от общего числа детей в данной группе); высокий уровень выявлен у двоих детей.

2.2 Методические рекомендации по формированию вычислительной математической деятельности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр