Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активное антикоррупционное поведение, широкое использование современного документооборота, открытость и прозрачность деятельности всех ветвей власти, объективность СМИ помогут стабилизировать и обезопасить жизнь россиян, возродить этические ценности, снизить вовлеченность в организованную преступность, опасную для всего российского общества и государства.
Задача 1. В Конвенции ООН против коррупции в числе проявлений коррупции называется подкуп национальных публичных должностных лиц. Перечислите остальные проявления коррупции определенные в Конвенции ООН против коррупции.
Задача 2. Сравните систему мер противодействия коррупции, предусмотренную Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и Национальным планом противодействия кор - рупции на 2014-2015 гг., выделив мероприятия, отражающие особенности современного этапа антикоррупционной политики.
Задача 3. Для противодействия коррупции необходимо понимать не только ее социальную, экономическую и правовую сущность. В общем виде под коррупцией понимают использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Для понимания правовой сущности коррупции важно определить социальные и юридические признаки коррупции. Ваша задача — перечислить (выделить) социальные и юридические признаки коррупции.
Задача 4. Исходя из определения коррупции, раскройте содержание следующих ее признаков:
-
социальная негативность; -
наличие двух сторон коррупционной сделки; -
особый субъектный состав (должностные лица); -
подрыв авторитета публичной власти.
Задача 5. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через Сбербанк, платит некоторую сумму сотруднику постовой службы. Сотрудник ППС не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается. Можно ли классифицировать данное деяние как дача взятки?
Задача 6. Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие. Получает ли чиновник в данном случае взятку?
Задача 7. Человек быстрее других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника. Можно ли говорить в данном случае о коррупции?
Задача 8. Крупная фирма договаривается с депутатом, что он проголосует в Думе так, как это выгодно фирме, и выплачивает ему за это вознаграждение либо предоставляет какие-либо услуги. Имеет ли здесь место коррупция?
Задача 9. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается. Квалифицируйте действия врача.
Задача 10. Начальник паспортного стола милиции, получив деньги, ускоряет получение прописки. Квалифицируйте действия начальника паспортного стола.
Задача 11. В результате прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в образовательной организации был установлен факт трудоустройства гражданина, ранее замещавшего должность на федеральной государственной гражданской службе, где отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности гражданского служащего без согласия комиссии
по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Какие действия должны последовать со стороны прокуратуры? Какие юридические меры предусмотрены законодательством в отношении гражданина (бывшего гражданского служащего) и его работодателей как бывшего (представителя нанимателя), так и нынешнего работодателя?
Задача 12. Руководитель образовательной организации регулярно использовал служебный автомобиль для поездок по личным делам во внеслужебное время. Выберите и обоснуйте правильный вариант ответа из предложенных ответов:
-
в действиях руководителя имеются признаки коррупционного правонарушения; -
признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеется нарушение этических стандартов поведения; -
руководитель совершил дисциплинарный проступок; -
руководитель не совершил противоправных действий; -
руководитель совершил несколько различных нарушений.
Задача 13. Член конкурсной комиссии образовательной организации позвонил одному из исполнителей ранее выполненных государственных контрактов, чтобы сообщить информацию о том, что будет объявлен новый конкурс, и предложил данному лицу принять в нем участие.
Выберите и обоснуйте правильный вариант ответа из предложенных:
-
признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеется нарушение этических стандартов поведения; -
имеются признаки коррупционного правонарушения, если исполнитель ранее оказывал данному члену конкурсной комиссии какие-либо услуги, передавал денежные средства или обещал их оказать (передать); -
член конкурсной комиссии совершил дисциплинарный проступок; -
член конкурсной комиссии не совершил противоправных действий; -
член конкурсной комиссии совершил несколько различных нарушений.
Задача 14. Преподаватель образовательной организации получил от родителей студента коробку конфет и бутылку коньяка в благодарность за то, что тот согласился принять зачет у студента досрочно (вне расписания) при возможности у студента права на сдачу зачета по учебному плану. Преподаватель посчитал коробку конфет и бутылку коньяка подарком и никому из руководителей образовательной организации об этом не сообщил.
Выберите из предложенных вариант ответа и обоснуйте его:
-
имеются признаки коррупционного правонарушения; -
признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеет место нарушение этических стандартов поведения; -
преподаватель совершил дисциплинарный проступок; -
преподаватель не совершил противоправных действий; -
преподаватель совершил несколько различных нарушений.
Задача 15. Прокурор обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие руководителя образовательной организации, выразившееся в отсутствии правового акта, которым должна быть образована комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
По мнению прокурора, отсутствие данного правового акта нарушает права обучающихся на образование, делает невозможным противодействие коррупции в образовательной организации, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника.
Представитель руководителя образовательной организации в суде пояснил, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливает сроков создания таких комиссий, не определяет порядок их создания и деятельности, а предоставляет право решать эти вопросы образовательной организации в локальном правовом акте. К тому же меры по противодействию коррупции осуществляются администрацией образовательной организации в иных правовых и организационных формах.
Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд? Обоснуйте свое мнение ссылками на положения соответствующих нормативных правовых актов.
Задача 16. Преподаватель одной из образовательных организаций, в обязанности которого входили прием экзаменов у студентов и проверка выполненных ими курсовых работ, за взятки выставлял студентам положительные оценки и производил допуск к экзаменам без фактической проверки курсовых работ и знаний. Как выяснилось, в течение месяца, с декабря по январь, преподаватель получил от студентов 30 взяток, размер которых составлял от 1 до 5 тыс. руб.
Квалифицируйте действия преподавателя и приведите соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, которые следует применить в данном случае.
Задача 17. В соответствии со ст. 14 Уголовного кодекса РФ «Понятие преступления» преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания.
Является ли преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности? Содержит ли данная уголовно-правовая норма коррупциоген- ные факторы? В случае их наличия определите вид коррупциоген- ного фактора и способ его устранения.
ТЕСТ
-
Первое законодательное ограничение взяточничества в России было осуществлено в царствование:
-
Ивана III; -
Ивана IV; -
Петра I.
-
Юридическое определение коррупции дано:
-
в Национальной стратегии противодействия коррупции; -
Уголовном кодексе Российской Федерации; -
Федеральном законе «О противодействии коррупции»; -
Концепции административной реформы.
-
Суть коррупции заключается:
-
во взяточничестве; -
в воровстве; -
мздоимстве; -
использовании официальной власти в личных целях; -
срастании чиновника с бизнес-структурами.
-
Причины коррупции в России кроются:
-
в слабости судебной системы; -
неразвитости правового сознания граждан; -
традиции подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику; -
обычаях и традициях; -
национальных чертах характера.
-
Конвенция ООН против коррупции в качестве проявлений кор - рупции называет:
-
активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний; -
активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц; -
активный и пассивный подкуп членов иностранных публичных собраний;
-
активный и пассивный подкуп собраний; -
злоупотребление влиянием в корыстных целях; -
злоупотребление служебным положением; -
незаконное обогащение публичного должностного лица.
-
Укажите формы коррупции:
-
непотизм/кумовство; -
фаворитизм; -
протекционизм; -
использование служебного (должностного) положения; -
сокрытие доходов от налогообложения; -
получение выгоды в денежной или натуральной форме для себя и третьих лиц.
-
К видам коррупции относятся:
-
централизованная коррупция; -
децентрализованная коррупция; -
верхушечная; -
низовая; -
незаконный лоббизм; -
незаконная поддержка и финансирование политических партий.
-
Последствия коррупции могут быть:
-
экономические; -
социальные; -
политические; -
правовые; -
национальные; -
межличностные.
-
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции:
-
в 2008 г.; -
2006 г.; -
2005 г.
-
Основные элементы системы мер по противодействию коррупции закреплены:
-
в Национальной стратегии противодействия коррупции; -
Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N° 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; -
Национальном плане противодействия коррупции на 2010— 2011 гг.; -
Указе Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции».
-
Правовую основу противодействия коррупции составляют:
-
Конституция Российской Федерации; -
федеральные законы; -
нормативные правовые акты президента Российской Федерации; -
другое.
Дополните приведенный перечень недостающими нормативными правовыми актами.
-
Какой из перечисленных ниже нормативных правовых актов является основным нормативным правовым актом по противодействию коррупции в Российской Федерации:
-
Конституция Российской Федерации; -
Национальная стратегия противодействия коррупции; -
Федеральный закон «О противодействии коррупции»; -
Уголовный кодекс Российской Федерации?
-
Одной из самых актуальных проблем по борьбе с коррупцией является:
-
проблема повышения эффективности законодательства, выступающего в качестве одного из основных регуляторов общественных отношений; -
укрепление судебной системы; -
информационная открытость и доступность информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления; -
воспитание в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
-
Какой способ закрепления прав и обязанностей педагогических работников имеет наибольший антикоррупционный эффект:
-
бланкетное определение прав и обязанностей; -
исчерпывающее определение прав и обязанностей (закрытый перечень); -
рамочное определение прав и обязанностей; -
перечисление основных прав и обязанностей (открытый перечень).
-
Какой критерий эффективности деятельности педагогических работников имеет наибольшее антикоррупционное значение:
-
количество мер поощрения, примененных к работнику за определенный период; -
результаты сдачи студентами квалификационных экзаменов; -
количество жалоб студентов, родителей студентов и их представителей, поступивших в связи с деятельностью педагогического работника; -
количество и качество предоставленных гражданам образовательных услуг?
-
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность из равного числа:
-
представителей выборного органа профсоюзной организации работников образовательной организации; -
представителей совершеннолетних обучающихся; -
представителей обучающихся; -
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; -
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность; -
представителей исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере образования.
-
Антикоррупционный мониторинг может рассматриваться с разных позиций:
-
как вид профессиональной деятельности; -
как процесс его осуществления; -
как результат профессиональной антикоррупционной деятельности;
-
как форма измерительного контроля за антикоррупционной деятельностью (мониторинговый контроль за антикоррупционной деятельностью); -
как технология профилактики и противодействия коррупции; -
как основание для внесения корректив в планы и программы по профилактике и противодействию коррупции.
-
Основными объектами антикоррупционного мониторинга являются:
-
коррупция, ее причины (коррупционные и/или коррупцио- генные факторы, в том числе субъективного характера) и результаты реализации антикоррупционной политики или эффективность противодействия коррупции; -
коррупционные риски, связанные с профессиональной (служебной, управленческой) деятельностью в организациях образования, либо восприятие уровня коррупции в системе образования населением; -
нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан; -
деятельность должностных лиц по профилактике и противодействию коррупции.
СХЕМЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Федеральный закон
Российской Федерации от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Принят Государственной думой 19 декабря 2008 г.
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г.
Коррупция — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам
Противодействие коррупции —
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий
Модель должного поведения субъектов коррупционного взаимодействия
Государственные и муниципальные служащие
Граждане, получающие государственную услугу
Модель должного поведения
Модель должного поведения
-
Ограждать себя от коррупционного воздействия со стороны гражданина (информирование о видеорегистрации, присутствие дополнительного служащего при приеме граждан и т. д.). -
В случае коррупционного предложения отказать с указанием на ответственность обеих сторон. -
Сообщить о попытке преступления органам, контролирующим коррупционные преступления. -
Знать свои обязанности и помнить об ответственности за свою деятельность
-
Оградить себя от коррупционного влияния со стороны государственного служащего. -
Не поддаваться влиянию со стороны государственного служащего, который пытается сообщить о его готовности принять взятку. -
Не оставлять без внимания попытку преступления, сообщать о ней органам, контролирующим коррупционные преступления. -
Быть проинформированным об ответственности за коррупционные преступления
Рис. 5. Модели должного поведения субъектов коррупционного взаимодействия
Рис. 6. Виды и признаки конфликта интересов
Если конфликт интересов произошел, наступает уголовная ответственность
> | f | > | f | |
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения | | Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11