Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Активное антикоррупционное поведение, широкое использова­ние современного документооборота, открытость и прозрачность деятельности всех ветвей власти, объективность СМИ помогут стабилизировать и обезопасить жизнь россиян, возродить этиче­ские ценности, снизить вовлеченность в организованную преступ­ность, опасную для всего российского общества и государства.

Задача 1. В Конвенции ООН против коррупции в числе про­явлений коррупции называется подкуп национальных публичных должностных лиц. Перечислите остальные проявления коррупции определенные в Конвенции ООН против коррупции.

Задача 2. Сравните систему мер противодействия коррупции, предусмотренную Национальным планом противодействия корруп­ции на 2012-2013 гг. и Национальным планом противодействия кор - рупции на 2014-2015 гг., выделив мероприятия, отражающие осо­бенности современного этапа антикоррупционной политики.

Задача 3. Для противодействия коррупции необходимо понимать не только ее социальную, экономическую и правовую сущность. В общем виде под коррупцией понимают использова­ние должностным лицом своих властных полномочий и доверен­ных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установ­ленным правилам. Для понимания правовой сущности коррупции важно определить социальные и юридические признаки корруп­ции. Ваша задача — перечислить (выделить) социальные и юри­дические признаки коррупции.

Задача 4. Исходя из определения коррупции, раскройте содержание следующих ее признаков:

  1. социальная негативность;

  2. наличие двух сторон коррупционной сделки;

  3. особый субъектный состав (должностные лица);

  4. подрыв авторитета публичной власти.

Задача 5. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через Сбербанк, платит некоторую сумму сотруднику постовой службы. Сотрудник ППС не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается. Можно ли классифици­ровать данное деяние как дача взятки?

Задача 6. Чиновник помогает предприятию или фирме полу­чить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руко­водство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику опреде­ленный процент за содействие. Получает ли чиновник в данном случае взятку?

Задача 7. Человек быстрее других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника. Можно ли говорить в данном случае о коррупции?

Задача 8. Крупная фирма договаривается с депутатом, что он проголосует в Думе так, как это выгодно фирме, и выплачивает ему за это вознаграждение либо предоставляет какие-либо услуги. Имеет ли здесь место коррупция?

Задача 9. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается. Ква­лифицируйте действия врача.

Задача 10. Начальник паспортного стола милиции, получив деньги, ускоряет получение прописки. Квалифицируйте действия начальника паспортного стола.

Задача 11. В результате прокурорской проверки соблюде­ния законодательства о противодействии коррупции в образо­вательной организации был установлен факт трудоустройства гражданина, ранее замещавшего должность на федеральной госу­дарственной гражданской службе, где отдельные функции государ­ственного управления данной организацией входили в должност­ные обязанности гражданского служащего без согласия комиссии


по соблюдению требований к служебному поведению граждан­ских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Какие действия должны последовать со стороны прокуратуры? Какие юридические меры предусмотрены законодательством в отноше­нии гражданина (бывшего гражданского служащего) и его рабо­тодателей как бывшего (представителя нанимателя), так и нынеш­него работодателя?

Задача 12. Руководитель образовательной организации регу­лярно использовал служебный автомобиль для поездок по личным делам во внеслужебное время. Выберите и обоснуйте правильный вариант ответа из предложенных ответов:

  1. в действиях руководителя имеются признаки коррупцион­ного правонарушения;

  2. признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеется нарушение этических стандартов поведения;

  3. руководитель совершил дисциплинарный проступок;

  4. руководитель не совершил противоправных действий;

  5. руководитель совершил несколько различных нарушений.

Задача 13. Член конкурсной комиссии образовательной организации позвонил одному из исполнителей ранее выполнен­ных государственных контрактов, чтобы сообщить информацию о том, что будет объявлен новый конкурс, и предложил данному лицу принять в нем участие.

Выберите и обоснуйте правильный вариант ответа из предло­женных:

  1. признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеется нарушение этических стандартов поведения;

  2. имеются признаки коррупционного правонарушения, если исполнитель ранее оказывал данному члену конкурсной комиссии какие-либо услуги, передавал денежные средства или обещал их оказать (передать);

  3. член конкурсной комиссии совершил дисциплинарный про­ступок;

  4. член конкурсной комиссии не совершил противоправных действий;

  5. член конкурсной комиссии совершил несколько различных нарушений.

Задача 14. Преподаватель образовательной организации получил от родителей студента коробку конфет и бутылку коньяка в благодарность за то, что тот согласился принять зачет у студента досрочно (вне расписания) при возможности у студента права на сдачу зачета по учебному плану. Преподаватель посчитал коробку конфет и бутылку коньяка подарком и никому из руководителей образовательной организации об этом не сообщил.

Выберите из предложенных вариант ответа и обоснуйте его:

  1. имеются признаки коррупционного правонарушения;

  2. признаки коррупционного правонарушения отсутствуют, но имеет место нарушение этических стандартов поведения;

  3. преподаватель совершил дисциплинарный проступок;

  4. преподаватель не совершил противоправных действий;

  5. преподаватель совершил несколько различных нарушений.

Задача 15. Прокурор обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие руководителя образовательной организа­ции, выразившееся в отсутствии правового акта, которым должна быть образована комиссия по урегулированию споров между участ­никами образовательных отношений в целях урегулирования раз­ногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

По мнению прокурора, отсутствие данного правового акта нарушает права обучающихся на образование, делает невозмож­ным противодействие коррупции в образовательной организации, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педаго­гического работника.

Представитель руководителя образовательной организации в суде пояснил, что Федеральный закон «Об образовании в Россий­ской Федерации» не устанавливает сроков создания таких комис­сий, не определяет порядок их создания и деятельности, а предо­ставляет право решать эти вопросы образовательной организации в локальном правовом акте. К тому же меры по противодействию коррупции осуществляются администрацией образовательной организации в иных правовых и организационных формах.

Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд? Обо­снуйте свое мнение ссылками на положения соответствующих нормативных правовых актов.

Задача 16. Преподаватель одной из образовательных органи­заций, в обязанности которого входили прием экзаменов у студентов и проверка выполненных ими курсовых работ, за взятки выставлял студентам положительные оценки и производил допуск к экзаменам без фактической проверки курсовых работ и знаний. Как выясни­лось, в течение месяца, с декабря по январь, преподаватель получил от студентов 30 взяток, размер которых составлял от 1 до 5 тыс. руб.

Квалифицируйте действия преподавателя и приведите соответ­ствующие статьи Уголовного кодекса РФ, которые следует приме­нить в данном случае.

Задача 17. В соответствии со ст. 14 Уголовного кодекса РФ «Понятие преступления» преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угро­зой наказания.

Является ли преступлением действие (бездействие), хотя фор­мально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасно­сти? Содержит ли данная уголовно-правовая норма коррупциоген- ные факторы? В случае их наличия определите вид коррупциоген- ного фактора и способ его устранения.


ТЕСТ

  1. Первое законодательное ограничение взяточничества в России было осуществлено в царствование:

  1. Ивана III;

  2. Ивана IV;

  3. Петра I.

  1. Юридическое определение коррупции дано:

  1. в Национальной стратегии противодействия коррупции;

  2. Уголовном кодексе Российской Федерации;

  3. Федеральном законе «О противодействии коррупции»;

  4. Концепции административной реформы.

  1. Суть коррупции заключается:

  1. во взяточничестве;

  2. в воровстве;

  3. мздоимстве;

  4. использовании официальной власти в личных целях;

  5. срастании чиновника с бизнес-структурами.

  1. Причины коррупции в России кроются:

  1. в слабости судебной системы;

  2. неразвитости правового сознания граждан;

  3. традиции подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику;

  4. обычаях и традициях;

  5. национальных чертах характера.

  1. Конвенция ООН против коррупции в качестве проявлений кор - рупции называет:

  1. активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний;

  2. активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц;

  3. активный и пассивный подкуп членов иностранных публич­ных собраний;

  1. активный и пассивный подкуп собраний;

  2. злоупотребление влиянием в корыстных целях;

  3. злоупотребление служебным положением;

  4. незаконное обогащение публичного должностного лица.

  1. Укажите формы коррупции:

  1. непотизм/кумовство;

  2. фаворитизм;

  3. протекционизм;

  4. использование служебного (должностного) положения;

  5. сокрытие доходов от налогообложения;

  6. получение выгоды в денежной или натуральной форме для себя и третьих лиц.

  1. К видам коррупции относятся:

  1. централизованная коррупция;

  2. децентрализованная коррупция;

  3. верхушечная;

  4. низовая;

  5. незаконный лоббизм;

  6. незаконная поддержка и финансирование политических партий.

  1. Последствия коррупции могут быть:

  1. экономические;

  2. социальные;

  3. политические;

  4. правовые;

  5. национальные;

  6. межличностные.

  1. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН про­тив коррупции:

  1. в 2008 г.;

  2. 2006 г.;

  3. 2005 г.

  1. Основные элементы системы мер по противодействию корруп­ции закреплены:

  1. в Национальной стратегии противодействия коррупции;

  2. Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О про­тиводействии коррупции»;

  3. Национальном плане противодействия коррупции на 2010— 2011 гг.;

  4. Указе Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции».

  1. Правовую основу противодействия коррупции составляют:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. федеральные законы;

  3. нормативные правовые акты президента Российской Феде­рации;

  4. другое.

Дополните приведенный перечень недостающими нормативными правовыми актами.

  1. Какой из перечисленных ниже нормативных правовых актов является основным нормативным правовым актом по противодей­ствию коррупции в Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Национальная стратегия противодействия коррупции;

  3. Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации?

  1. Одной из самых актуальных проблем по борьбе с коррупцией является:

  1. проблема повышения эффективности законодательства, выступающего в качестве одного из основных регуляторов общественных отношений;

  2. укрепление судебной системы;

  3. информационная открытость и доступность информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;

  4. воспитание в обществе нетерпимого отношения к проявле­ниям коррупции.

  1. Какой способ закрепления прав и обязанностей педагогиче­ских работников имеет наибольший антикоррупционный эффект:

  1. бланкетное определение прав и обязанностей;

  2. исчерпывающее определение прав и обязанностей (закры­тый перечень);

  3. рамочное определение прав и обязанностей;

  4. перечисление основных прав и обязанностей (открытый перечень).

  1. Какой критерий эффективности деятельности педагогических работников имеет наибольшее антикоррупционное значение:

  1. количество мер поощрения, примененных к работнику за определенный период;

  2. результаты сдачи студентами квалификационных экзаменов;

  3. количество жалоб студентов, родителей студентов и их представителей, поступивших в связи с деятельностью педаго­гического работника;

  4. количество и качество предоставленных гражданам образо­вательных услуг?

  1. Комиссия по урегулированию споров между участниками обра­зовательных отношений создается в организации, осуществляю­щей образовательную деятельность из равного числа:

  1. представителей выборного органа профсоюзной организа­ции работников образовательной организации;

  2. представителей совершеннолетних обучающихся;

  3. представителей обучающихся;

  4. родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

  5. работников организации, осуществляющей образователь­ную деятельность;

  6. представителей исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственный надзор за соблю­дением законодательства в сфере образования.

  1. Антикоррупционный мониторинг может рассматриваться с разных позиций:

  1. как вид профессиональной деятельности;

  2. как процесс его осуществления;

  3. как результат профессиональной антикоррупционной дея­тельности;


  1. как форма измерительного контроля за антикоррупционной деятельностью (мониторинговый контроль за антикоррупци­онной деятельностью);

  2. как технология профилактики и противодействия корруп­ции;

  3. как основание для внесения корректив в планы и программы по профилактике и противодействию коррупции.

  1. Основными объектами антикоррупционного мониторинга являются:

  1. коррупция, ее причины (коррупционные и/или коррупцио- генные факторы, в том числе субъективного характера) и результаты реализации антикоррупционной политики или эффективность противодействия коррупции;

  2. коррупционные риски, связанные с профессиональной (слу­жебной, управленческой) деятельностью в организациях обра­зования, либо восприятие уровня коррупции в системе образо­вания населением;

  3. нормативные правовые акты, затрагивающие права и сво­боды граждан;

  4. деятельность должностных лиц по профилактике и проти­водействию коррупции.

СХЕМЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ


Федеральный закон

Российской Федерации от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Принят Государственной думой 19 декабря 2008 г.

Одобрен Советом Федера­ции 22 декабря 2008 г.


Коррупция — использование должностным лицом своих власт­ных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях лич­ной выгоды, противоречащее зако­нодательству и моральным уста­новкам

Противодействие коррупции —

деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, институтов гражданского общества, организаций и физиче­ских лиц в пределах их полномочий




Модель должного поведения субъектов коррупционного взаимодействия


Государственные и муниципальные служащие

Граждане, получающие государственную услугу


Модель должного поведения
Модель должного поведения


  1. Ограждать себя от коррупци­онного воздействия со стороны гражданина (информирование о видеорегистрации, присутствие дополнительного служащего при приеме граждан и т. д.).

  2. В случае коррупционного пред­ложения отказать с указанием на ответственность обеих сторон.

  3. Сообщить о попытке престу­пления органам, контролирующим коррупционные преступления.

  4. Знать свои обязанности и пом­нить об ответственности за свою деятельность

  1. Оградить себя от коррупцион­ного влияния со стороны государ­ственного служащего.

  2. Не поддаваться влиянию со сто­роны государственного служащего, который пытается сообщить о его готовности принять взятку.

  3. Не оставлять без внимания попытку преступления, сообщать о ней органам, контролирующим коррупционные преступления.

  4. Быть проинформированным об ответственности за коррупцион­ные преступления


Рис. 5. Модели должного поведения субъектов коррупционного взаимодействия

Рис. 6. Виды и признаки конфликта интересов


Если конфликт интересов произошел, наступает уголовная ответственность

>

f

>

f

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения




Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11