Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иерархическую классификацию кор­рупции по типам клиентов, т. е. коррупцию, сопровождаемую взаи­модействием с клиентами, не являющимися в этой своей ипостаси должностными лицами, и клиентами, участвующими в качестве третьей стороны в коррупционных действиях, в качестве долж­ностных лиц. Первый случай называется экзогенной коррупцией


(порожденной внешними факторами), второй — эндогенной кор - рупцией (порожденной внутренними факторами) (рис. 1).
Практика противодействия коррупции в России тем не менее осуществляется на основе того или иного ее понимания, а не совокупного, комплексного. Как уже упоминалось, домини­рует в системе государственного и муниципального управления, а также под их воздействием в российском обществе юридиче­ское понимание коррупции. Такой подход представляет малозна­чимыми или даже вполне допустимыми другие, часто более опас­ные для общества и государства формы коррупции. В то же время некомплексный характер противодействия коррупции определяет его неэффективность в нашей стране.

Официальное толкование коррупции, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии кор - рупции», дается следующим образом: «Злоупотребление служеб­ным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребле­ние полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положе­ния вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для

себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; соверше­ние деяний от имени или в интересах юридического лица».

Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, институтов гражданского общества, организаций и физиче­ских лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

  • выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с кор­рупцией);

  • минимизации и (или) ликвидации последствий коррупцион­ных правонарушений.


Содержание любого явления выражается в формах его проявле­ния. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, ее сущ­ности формы проявления также требуют отдельного рассмотрения.

Для предметного представления форм проявления коррупции принято представлять ее в виде формулы, которая вместе с рас­крытием сущности дает возможность определить и формы про­явления. Одним из первых это сделал американский профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»

К = М + ПО,

где К — коррупция; М — власть монополий; П — произвольность решений; О — ответственность. Иными словами, коррупция опре­деляется степенью монопольной власти и права принимать произ­вольные решения, которыми наделены чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

С учетом составляющих элементов этой формулы ряд россий­ских ученых выделяют следующие характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предприниматель­ство, сети взаимных обязательств и «экономика обязательств»14:

  1. Рынок бюрократических услуг

Предполагает вознаграждения за получение выгодных кон­трактов в форме оплаты, которые осуществляются в виде консуль­тационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции; оказание государственным служа­щим разного рода услуг и иных «знаков внимания» — поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинте­ресованных в решении вопросов партнеров; служебное мошен­ничество и другие формы хищения; получение «комиссионных» за размещение государственных заказов; латентное вымогатель­ство взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускорен­ное решение вопросов, выдачу документов; устройство на работу родственников, друзей, знакомых; усложненность бюрократиче­ских процедур.

  1. Чиновник «на содержании» других организаций


Это многие виды прямого или завуалированного совмеще­ния должностей на службе и в негосударственных коммерческих организациях; оказание служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинте­ресованы. Практически сюда можно отнести различные виды «крышевания» (рынки, отдельные фирмы, конкретные предпри­ниматели и др.); использование служащими личного либо ведом­ственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознагражде­ние; доведение информации о принятых, но еще не опубликован­ных решениях государственных органов по вопросам, представля­ющим интерес для коммерческих структур. Например, проверка рынков на предмет выявления продукции, завезенной контрабанд­ным путем; установление платы за услуги, предоставление кото­рых входит в круг служебных обязанностей чиновника.

  1. Чиновничье предпринимательство

К нему относятся учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо; использование долж­ностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретение этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получе­ние контрольного пакета акций); неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды; лоб­бирование, прохождение, принятие соответствующих контрак­тов, программ, тем, других документов, позволяющих получать преимущества определенным лицам. Особенно это проявляется при проведении конкурсов, размещении заказов на определенной фирме. К данной форме коррупции вплотную примыкает бюро­кратический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что если коррупционер получает возна­граждение за услуги по взаимному согласию с предпринимате­лем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена, не счи­таясь с волей последнего.

В новых условиях, и прежде всего с изменением самой обста­новки в социально-экономической, политико-правовой сферах деятельности, наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имуществен­ном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отноше­ния. К ним относятся криминальное лоббирование, инвестирова­ние коммерческих структур за счет средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной собственности в акци­онерные общества, предоставление возможности вывоза стратеги­ческого сырья за рубеж и многое другое, очень трудно идентифи­цируемое и доказуемое.


  1. Система взаимных обязательств и «экономика взаимных обязательств»

Это принятие должностным лицом решения, из которого извле­кает выгоду вторая сторона, а лицо получает вознаграждение при обоюдном согласии (характерным примером может служить полу­чение заказов, минуя конкурсные процедуры); использование вла­сти для незаконного получения материальных благ целой группой должностных лиц, коллективно извлекающих выгоду из наруше­ния законов и норм, в частности, сюда можно отнести организо­ванное вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Подобные коррупционные схемы, составляя своеобразный рынок коррупционных услуг, используются и на других участках деятельности, где непосредственные руководители являются сво­его рода координаторами подобных коррупционных отношений. В этом случае распространение коррупции среди чиновников при­водит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчи­ненные, и начальники.

Коррупционное правонарушение — это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Виды коррупционных правонарушений:

  • дисциплинарные коррупционные проступки — проступки, обладающие признаками коррупции, но не являющиеся престу­плениями или административными правонарушениями, за кото­рые установлена дисциплинарная ответственность;

  • административные коррупционные правонарушения — обладающие признаками коррупции, но не являющиеся престу­плениями правонарушения, за которые установлена администра­тивная ответственность;

  • коррупционные преступления — виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствую­щими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содер­жащие признаки коррупции;

  • преступления, связанные с коррупционными преступлени­ями, — любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.


К основным коррупционным преступлениям относятся злоупо­требление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог. В широком значении понятия «коррупци­онные преступления» к числу уголовно наказуемых деяний данного характера можно отнести воспрепятствование законной предприни­мательской или иной деятельности, незаконное участие в предпри­нимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с зем­лей, провокацию взятки либо коммерческого подкупа.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст. 201), злоупотреблением полномочиями част­ными нотариусами и аудиторами (ст. 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285). О превышении должност­ных полномочий говорится в ст. 286 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации.

Как отмечает В. В. Панин, «опасность коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складыва­ется нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела и дегра­дации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества»15. В целом, по его мнению, механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономи­ческие связи может быть представлен в виде следующих факторов:

  • в сознании человека с детских лет формируется представ­ление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед властью;

  • в обществе уменьшается доверие к власти, растет отчужде­ние от нее;

  • дискредитируется право как основной инструмент регули­рования жизни государства и общества. В свою очередь, это обу­словливает укрепление организованной преступности, которая, усиливаясь, стремится захватить не только экономику, но и поли­тику;

  • эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются;

  • усугубляется экономическое и социальное неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряжен­ность;

  • под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя.