Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иерархическую классификацию коррупции по типам клиентов, т. е. коррупцию, сопровождаемую взаимодействием с клиентами, не являющимися в этой своей ипостаси должностными лицами, и клиентами, участвующими в качестве третьей стороны в коррупционных действиях, в качестве должностных лиц. Первый случай называется экзогенной коррупцией
(порожденной внешними факторами), второй — эндогенной кор - рупцией (порожденной внутренними факторами) (рис. 1).
Практика противодействия коррупции в России тем не менее осуществляется на основе того или иного ее понимания, а не совокупного, комплексного. Как уже упоминалось, доминирует в системе государственного и муниципального управления, а также под их воздействием в российском обществе юридическое понимание коррупции. Такой подход представляет малозначимыми или даже вполне допустимыми другие, часто более опасные для общества и государства формы коррупции. В то же время некомплексный характер противодействия коррупции определяет его неэффективность в нашей стране.
Официальное толкование коррупции, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии кор - рупции», дается следующим образом: «Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний от имени или в интересах юридического лица».
Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
Содержание любого явления выражается в формах его проявления. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, ее сущности формы проявления также требуют отдельного рассмотрения.
Для предметного представления форм проявления коррупции принято представлять ее в виде формулы, которая вместе с раскрытием сущности дает возможность определить и формы проявления. Одним из первых это сделал американский профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»
К = М + ПО,
где К — коррупция; М — власть монополий; П — произвольность решений; О — ответственность. Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.
С учетом составляющих элементов этой формулы ряд российских ученых выделяют следующие характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство, сети взаимных обязательств и «экономика обязательств»14:
Предполагает вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты, которые осуществляются в виде консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции; оказание государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания» — поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров; служебное мошенничество и другие формы хищения; получение «комиссионных» за размещение государственных заказов; латентное вымогательство взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов; устройство на работу родственников, друзей, знакомых; усложненность бюрократических процедур.
Это многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на службе и в негосударственных коммерческих организациях; оказание служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Практически сюда можно отнести различные виды «крышевания» (рынки, отдельные фирмы, конкретные предприниматели и др.); использование служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение; доведение информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур. Например, проверка рынков на предмет выявления продукции, завезенной контрабандным путем; установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника.
К нему относятся учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо; использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретение этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получение контрольного пакета акций); неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды; лоббирование, прохождение, принятие соответствующих контрактов, программ, тем, других документов, позволяющих получать преимущества определенным лицам. Особенно это проявляется при проведении конкурсов, размещении заказов на определенной фирме. К данной форме коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена, не считаясь с волей последнего.
В новых условиях, и прежде всего с изменением самой обстановки в социально-экономической, политико-правовой сферах деятельности, наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. К ним относятся криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза стратегического сырья за рубеж и многое другое, очень трудно идентифицируемое и доказуемое.
Это принятие должностным лицом решения, из которого извлекает выгоду вторая сторона, а лицо получает вознаграждение при обоюдном согласии (характерным примером может служить получение заказов, минуя конкурсные процедуры); использование власти для незаконного получения материальных благ целой группой должностных лиц, коллективно извлекающих выгоду из нарушения законов и норм, в частности, сюда можно отнести организованное вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Подобные коррупционные схемы, составляя своеобразный рынок коррупционных услуг, используются и на других участках деятельности, где непосредственные руководители являются своего рода координаторами подобных коррупционных отношений. В этом случае распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.
Коррупционное правонарушение — это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Виды коррупционных правонарушений:
К основным коррупционным преступлениям относятся злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог. В широком значении понятия «коррупционные преступления» к числу уголовно наказуемых деяний данного характера можно отнести воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, провокацию взятки либо коммерческого подкупа.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст. 201), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285). О превышении должностных полномочий говорится в ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как отмечает В. В. Панин, «опасность коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела и деградации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества»15. В целом, по его мнению, механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономические связи может быть представлен в виде следующих факторов:
(порожденной внешними факторами), второй — эндогенной кор - рупцией (порожденной внутренними факторами) (рис. 1).
Практика противодействия коррупции в России тем не менее осуществляется на основе того или иного ее понимания, а не совокупного, комплексного. Как уже упоминалось, доминирует в системе государственного и муниципального управления, а также под их воздействием в российском обществе юридическое понимание коррупции. Такой подход представляет малозначимыми или даже вполне допустимыми другие, часто более опасные для общества и государства формы коррупции. В то же время некомплексный характер противодействия коррупции определяет его неэффективность в нашей стране.
Официальное толкование коррупции, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии кор - рупции», дается следующим образом: «Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для
себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний от имени или в интересах юридического лица».
Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
-
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); -
выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); -
минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Содержание любого явления выражается в формах его проявления. Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, ее сущности формы проявления также требуют отдельного рассмотрения.
Для предметного представления форм проявления коррупции принято представлять ее в виде формулы, которая вместе с раскрытием сущности дает возможность определить и формы проявления. Одним из первых это сделал американский профессор Роберт Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»
К = М + ПО,
где К — коррупция; М — власть монополий; П — произвольность решений; О — ответственность. Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.
С учетом составляющих элементов этой формулы ряд российских ученых выделяют следующие характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство, сети взаимных обязательств и «экономика обязательств»14:
-
Рынок бюрократических услуг
Предполагает вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты, которые осуществляются в виде консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции; оказание государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания» — поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров; служебное мошенничество и другие формы хищения; получение «комиссионных» за размещение государственных заказов; латентное вымогательство взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов; устройство на работу родственников, друзей, знакомых; усложненность бюрократических процедур.
-
Чиновник «на содержании» других организаций
Это многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на службе и в негосударственных коммерческих организациях; оказание служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Практически сюда можно отнести различные виды «крышевания» (рынки, отдельные фирмы, конкретные предприниматели и др.); использование служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение; доведение информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур. Например, проверка рынков на предмет выявления продукции, завезенной контрабандным путем; установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника.
-
Чиновничье предпринимательство
К нему относятся учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо; использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретение этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получение контрольного пакета акций); неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды; лоббирование, прохождение, принятие соответствующих контрактов, программ, тем, других документов, позволяющих получать преимущества определенным лицам. Особенно это проявляется при проведении конкурсов, размещении заказов на определенной фирме. К данной форме коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена, не считаясь с волей последнего.
В новых условиях, и прежде всего с изменением самой обстановки в социально-экономической, политико-правовой сферах деятельности, наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. К ним относятся криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза стратегического сырья за рубеж и многое другое, очень трудно идентифицируемое и доказуемое.
-
Система взаимных обязательств и «экономика взаимных обязательств»
Это принятие должностным лицом решения, из которого извлекает выгоду вторая сторона, а лицо получает вознаграждение при обоюдном согласии (характерным примером может служить получение заказов, минуя конкурсные процедуры); использование власти для незаконного получения материальных благ целой группой должностных лиц, коллективно извлекающих выгоду из нарушения законов и норм, в частности, сюда можно отнести организованное вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Подобные коррупционные схемы, составляя своеобразный рынок коррупционных услуг, используются и на других участках деятельности, где непосредственные руководители являются своего рода координаторами подобных коррупционных отношений. В этом случае распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.
Коррупционное правонарушение — это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Виды коррупционных правонарушений:
-
дисциплинарные коррупционные проступки — проступки, обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность; -
административные коррупционные правонарушения — обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность; -
коррупционные преступления — виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции; -
преступления, связанные с коррупционными преступлениями, — любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.
К основным коррупционным преступлениям относятся злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог. В широком значении понятия «коррупционные преступления» к числу уголовно наказуемых деяний данного характера можно отнести воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, провокацию взятки либо коммерческого подкупа.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (ст. 201), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285). О превышении должностных полномочий говорится в ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как отмечает В. В. Панин, «опасность коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела и деградации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества»15. В целом, по его мнению, механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономические связи может быть представлен в виде следующих факторов:
-
в сознании человека с детских лет формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед властью; -
в обществе уменьшается доверие к власти, растет отчуждение от нее; -
дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В свою очередь, это обусловливает укрепление организованной преступности, которая, усиливаясь, стремится захватить не только экономику, но и политику; -
эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются; -
усугубляется экономическое и социальное неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность; -
под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя.