Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«О противодействии коррупции» и Национального плана по про­тиводействию коррупции.

В течение нескольких лет Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводит семинары для преподавателей вузов страны, государственных и муниципальных служащих на тему «Мето­дика мониторинга и антикоррупционной экспертизы норматив­ных правовых актов и их проектов». Преподаватели РАНХиГС и слушатели курсов отмечают важность усиления действующего законодательства, а также необходимость разработки методики, направленной на снижение коррупциогенности всего массива рос­сийских нормативных правовых актов. Уральские преподаватели также повышают квалификацию на этих семинарах, выступают с сообщениями, делятся опытом с коллегами.

Значительного внимания заслуживают работы, посвященные проблемам противодействия коррупции, в том числе исследования таких специалистов, как С. Роуз-Аккерман, П. Ходгкинсон и др.

Вместе с тем можно констатировать, что, несмотря на акту­альность рассматриваемой проблемы, исследований, посвящен­ных вопросам разработки и реализации антикоррупционной политики в сфере образования, в России практически нет. До сих пор остаются не до конца разработанными проблемы методоло­гии и теоретических основ борьбы с коррупцией, в полной мере не отрефлексированы зарубежный опыт и международная прак­тика эффективности антикоррупционной политики.

Исходя из назревшей объективной необходимости системати­зации имеющихся взглядов, развития теоретической и практиче­ской базы, связанной с разработкой комплекса действенных мер и способов противодействия коррупции в социальной сфере в Рос­сийской Федерации, автор данного учебно-методического пособия сформулировал следующие задачи изучения коррупции:

  • проанализировать антикоррупционные инструменты проти­водействия в социальной сфере;

  • исследовать организационно-правовое обеспечение анти­коррупционной политики в социальной сфере.

Нормативную базу противодействия составляют положе­ния Конституции РФ, действующее уголовное и уголовно-про­цессуальное законодательство, Федеральные законы № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятель­ности в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» и иные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования спе­циальных знаний, а также международные правовые документы по борьбе с коррупцией, ратифицированные Государственной думой Российской Федерации.


Методическую основу учебно-методического пособия соста­вили политологический, институциональный, социологический и системный подходы к анализу социально-политической сущно­сти и содержания коррупции как явления, влияющего на безопас­ность современной России, идеи представителей экономической, правовой и политологической мысли.

Глава 1 ПРИРОДА КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Наказание за взяточничество предусматривалось еще законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, незави­симо от государственного устройства или традиций обществен­ного развития.

Первое упоминание о коррупции можно отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Урукагина, царь древнего шумер­ского города Лагаш на территории современного Ирака, реформи­ровал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей.

Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не при­носила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. Персидский царь Камбис (600-559 гг. до н. э.) казнил одного под­купленного судью и велел покрыть снятой с него кожей судейское кресло в назидание другим. Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи и стала одной из причин ее крушения. Римские цари дошли до такой степени развращенности (a guanta corruzione), что если бы за ними после­довало еще два-три подобных им преемника, то падение Рима стало бы уже необратимым. Для Рима было великим счастьем то, что его цари развратились (corroti) быстро и были изгнаны, а многие римские императоры были убиты вследствие разло­жения армии. Однако получившему свободу, но развращенному народу, по-мнению Никколо Макиавелли, крайне трудно остаться свободным.

Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение: corrompere означает «растлевать, портить, повреждать». Ну а самым известным взяточником был Иуда, «продавший Христа» за трид­цать сребреников. Макиавелли полагал, что в монархиях, «правя­щих при помощи слуг», коррупция менее опасна, поскольку все «слуги» обязаны милостям царю и их труднее подкупить.

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени, с началом образования централизован­ных государств и ныне существующих правовых систем. Импульс к осмыслению коррупции в нынешнем понимании дают труды Никколо Макиавелли, который сравнивал коррупцию с болезнью, а именно с чахоткой (туберкулезом). Вначале болезнь трудно рас­познать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко рас­познать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государ­ства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь

мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно. если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. Вот таким образом мудрый Никколо Макиавелли определил это антисоциальное явление, которое может охватить болезнью весь организм, то есть поразить все гражданское обще­ство и государственный аппарат, вместе взятые.

В последующем акцент в понимании коррупции был пере­несен на ее криминологическую и уголовно-правовую сторону. Томас Гоббс спустя век напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащи­еся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования госу­дарственной юстиции или получить прощение за деньги или дру­гие формы вознаграждения». К ним же он относил «имеющих много могущественных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репутацию»: они осмеливаются нару­шать законы в надежде, что им удастся оказать давление на власть, исполняющую закон.

В римском праве corrumpere — разламывать, портить, повреж­дать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу, но в то же время и подкупить судью (претора). В качестве важных исков предусматривались actio de albo corruptioпротив того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся чер­ными или красными буквами. Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimi est pessima«извращение наилучшего есть самое худшее»; худший вид аргу­мента — ошибочный вывод из здравых предпосылок.

Сегодня о коррупции в нашей стране знает каждый. Корруп­ция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты и гражданское общество.

Рассмотрим понятие «коррупция», в целом довольно сложное и неоднозначно трактуемое. Оно дает характеристику социальному явлению, развивающемуся во времени и имеющему исторический характер, который трансформируется в зависимости от социаль­ных условий и традиций той или иной страны. Исходя из этого как понимание сущности и содержания понятия коррупции, так и трак­товка действий и условий как коррупционных во многом зависят от того, какой уровень коррупции приемлем для общества, а также от методов и средств реального противодействия коррупции.

Суждения и оценки того, какими в российской социальной системе могут быть признаки коррупции в действиях должност­ных лиц и граждан, в решениях, принимаемых органами власти, и в методах их исполнения, во многом зависят от того, как пони­мается коррупция.

Приведем наиболее известные формулировки коррупции в нашей стране в разных отраслях. Эти описания во многом явля­ются условными, потому что редко применяются в чистом виде, существенно чаще они используются в тех или иных комбинациях. Приводимый ниже перечень показывает практически все значи­мые для противодействия коррупции варианты.

Термин «коррупция» в настоящее время достаточно часто используется в нашей повседневной деятельности. Это свидетель­ствует об актуальности рассматриваемого социального явления, требующего серьезного осмысления. Развиваясь и приспосабли­ваясь к изменяющейся обстановке, коррупция приобретает новые черты своего проявления, выражающиеся не только в формах и методах действий коррупционеров, но и в используемых сред­ствах коррупционного воздействия, обеспечивающих соответству­ющий результат субъектам этого процесса.

В то же время коррупция имеет ряд внешних проявлений, кото­рые, как социальное явление, обнаруживаются в совершении раз­личных коррупционных деяний. Часть из их числа могут носить преступный характер и преследоваться в уголовном порядке, что определяет взаимоотношения явления коррупции с право­вой сферой действительности, составной частью которой можно назвать существование вследствие этого особого общественного явления — коррупционной преступности. Коррупционная пре­ступность — это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих; иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

Коррупция в обществе проявляется прежде всего в особом образе поведения людей. Суть коррупции — в социально-психо­логических особенностях личности конкретного человека и обще­ства в целом.

Мотивационная сфера в данном случае имеет преобладающее значение в выборе особого вида поведения людей: наиболее рас­пространенный мотив — это компенсация за производимый госу­дарственными, муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, ущерб, связанный с прохождением ими службы или выполнением иных публичных функций. Важной особенностью социально-психоло­гического климата в обществе, способствующей процветанию кор - рупции, является двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно непри­емлемой. С другой стороны, коррупция, в большей мере низовая, является «по умолчанию» частью быта. По числу взяток на первом месте стоит низовая коррупция — в здравоохранении, правоохра­нительных органах, сфере образования.

За деньги сегодня можно поступить в любую образовательную организацию, в том числе и на бюджетное место, или просто купить диплом — липовый или настоящий, сдать экзамен или получить зачет, заключить договоры об использовании помещений в образо­вательном учреждении с превышением должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества и т. д. Кроме «чистых» взяток, которые берутся за «успешную» сдачу промежуточных и итоговых экзаменов, все шире распро­страняется так называемое «скрытое взяточничество»: «благотво­рительные взносы на развитие» вуза, при условии непрозрачности расходования этих средств; «подготовительные курсы» с гаран­тией стопроцентного зачисления в данный вуз; служебное покро­вительство родственникам и «своим людям»; хищение и нецелевое использование бюджетных средств; злоупотребление служебным положением; превышение полномочий. Коррупция в сфере обра­зования породила огромное количество вузов в России, которые фактически не дают никакого образования своим студентам, пони­жая тем самым общий уровень образованности общества.

Особенно неприятен данный факт в системе образования, так как образование прежде всего воздействует на интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие обучаемого.

В юриспруденции коррупция рассматривается как правонару­шение в государственном и муниципальном управлении, в дея­тельности правоохранительных органов и судов в современной России. Коррупцией в таком понимании чаще всего считается пре­ступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпо­ративных интересах. Чаще всего такой интерес сводится к получе­нию незаконных доходов, а правонарушения или преступления — к тем или иным вариантам получения или дачи взяток, а также к подкупу должностных лиц.

Предметом взятки или коммерческого подкупа, наряду с день­гами, ценными бумагами и иным имуществом, могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвоз­мездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Выгодами имущественного характера могут быть занижение стоимости пере­даваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банков­скими ссудами и т. п.

Юридическое понимание коррупции, следовательно, включено в нормы Уголовного кодекса РФ, что позволяет осуществлять уго­ловное преследование коррупционеров. Но эта особенность юри­дического понимания коррупции приводит и к существенным труд­ностям в реальном противодействии коррупции, потому что такие действия почти всегда совершаются скрытно, без документальных свидетельств, без свидетелей, в присутствии только самих корруп­ционеров. Поэтому доказать совершение коррупционного престу­пления крайне сложно, в том числе в социальной сфере.

В российских условиях такое доказательство затрудняется еще и тем, что по нормам законодательства взяткой считается только получение денег, ценностей или иного имущества за совершение или отказ от совершения действий, которые входят в служебные полномочия должностных лиц. Следовательно, если деньги, цен­ности или иное имущество получает посредник, который не имеет должностных полномочий решить ту или иную проблему за взятку и не признается в том, что обязан был отдать взятку должност­ному лицу, действия такого посредника невозможно квалифициро­вать как получение взятки. Чаще такие действия посредников ква­лифицируются как мошенничество, а должностные лица, которые должны были за взятку решить ту или иную проблему взяткода­теля, вообще уходят от уголовной ответственности за коррупцию. При этом никакой другой ответственности за коррупцию в нашей стране не предусмотрено.

В средствах массовой информации во всех регионах страны сообщения о нарушениях в сфере образования, а тем более о наказаниях за них, пока еще можно обнаружить в незначитель­ном количестве. Некоторое увеличение сообщений о коррупции наблюдается в СМИ во время сдачи школьниками ЕГЭ и зачисле­ния первоклассников в образовательные организации.

В экономике под коррупцией понимается деятельность долж­ностных лиц государственного или муниципального управления и частного бизнеса, ведущая к финансовым потерям и потерям других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития отраслей и экономики страны в целом, а также в некото­рых случаях — для развития социальной сферы.

По уровню финансовых потерь при этом чаще всего оценива­ются опасность совершения тех или иных коррупционных дей­ствий, а также общие объемы потерь государства и общества от коррупции. При таком понимании коррупции противодействие ее проявлениям затрудняется тем, что к потерям для государства и общества могут приводить и другие преступления, а также дей­ствия, не являющиеся преступлениями. Следовательно, такое понимание коррупции является расширительным, слабо учитыва­ющим специфику совершения именно коррупционных, а не иных действий должностными лицами.

В управлении к коррупции в основном относится нарушение или разрушение нормального, нормативного, описанного в Кон - ституции РФ, законах и других нормативных документах, госу­дарственного или муниципального управления, нередко приводя­щего к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминиро­вать над государственными и общественными интересами. Такое понимание коррупции показывает важный признак совершения коррупционных действий должностными лицами — их неэффек­тивность для решений заявленных проблем, направленность на решение проблем личных или корпоративных. Но и такое пони­мание коррупции создает определенные трудности в противодей­ствии коррупции, поскольку оценка действий должностных лиц как эффективных или неэффективных всегда является субъектив­ной и, кроме того, сильно зависящей от того, на какую перспек­тиву — краткосрочную, среднесрочную или долгосрочную — она проводится.

В таком понимании коррупция не обязательно связывается с совершением преступлений, достаточным признаком корруп­ции выступает неэффективность действий должностных лиц при решении государственных или общественных проблем. Поэтому такое понимание коррупции практически не используется при выне­сении приговоров судов в современной России, хотя могло бы спо­собствовать росту эффективности реального противодействия рас­пространению этого явления в нашей стране, если бы, например, становилось одним из оснований для увольнения должностных лиц, совершающих подобные действия. К сожалению, такое понимание коррупции практически не используется в практике принятия реше­ний Правительством РФ и другими органами власти.

Социологическое понимание коррупции связывает совершение коррупционных действий с социальными институтами10 и соци­альной средой11, в которой они совершаются. Во многих случаях коррупционные действия осуществляются под воздействием социальных институтов и социальной среды независимо от их приоритетности и желаний должностных лиц и других участников коррупционных действий. Часто нормы таких социальных инсти­тутов являются не правовыми, а неформальными, не всегда даже соответствующими нормам морали и нравственности.

Коррупцией в социологическом понимании обычно считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в лич­ных или корпоративных интересах. Коррупционное поведение в таком понимании связано с осознанным, а нередко и неосозна­ваемым подчинением социальным институтам. Процедуры реше­ний таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и «кли- ентелизмом», особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Наиболее адекватным российским условиям, по-видимому, является признание коррупционными любых действий, нарушаю­щих нормальное, нормативное регулирование и развитие той или иной отрасли, сферы деятельности и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным. При этом интересы не обязательно должны быть материальными, они могут быть и нематериальными, когда действия производятся в соответ­ствии с какими-то идеями или по идеологическим мотивам.

Нормальным, нормативным регулированием и развитием той или иной сферы деятельности и страны в целом можно считать такое, которое к настоящему периоду зафиксировано в действу­ющих международных документах и соглашениях, планах и про­граммах развития нашей страны, ее отдельных отраслей и регио­нов, в Конституции РФ, принятых на ее основе законах и других нормативных документах.

При анализе существующих понятий можно сделать следую­щее обобщение: коррупция — это использование в системе госу­дарственной, муниципальной службы и управления служащим своего положения в обществе в личных целях.

Подходы к интерпретации природы коррупции
Коррупция выходит за пределы взяточничества. Об этом гово­рит одно из общепринятых в международной практике опре­делений коррупции: «отказ от ожидаемых стандартов поведе­ния со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»12. Различные подходы к интерпретации коррупции приве­дены в табл. 1.


Концепция

Краткое содержание

Рациональный подход (эконо­мика преступ­ности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подоб­ных действий выше, чем если бы он остался чест­ным и потратил свое время и ресурсы иным образом

Теория ренто­ориентирован­ного поведения

Экономическая рента — это плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании данных ресур­сов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресур­сов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под корруп­цией понимается форма нелегального рентоориен­тированного поведения

Институцио­нальный подход

Коррупция — контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод

Модель «прин­ципал — агент»

Коррупция существует благодаря асимметрично­сти информации и высоким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Таблица 1






Концепция

Краткое содержание

Теория оппор­тунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический

либерализм

Коррупция как провал государства и провал рынка, как «общественное антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества (отрицательные экс­терналии)



Все это говорит о том, что, стремясь к наиболее полному опре­делению понятия коррупции, не следует добиваться единогласного понимания этого явления. Каждое новое определение открывает новую его грань13.

В любом случае коррупционное поведение рассматривается как поведение, отклоняющееся от преобладающих в социально­экономической и политико-правовой сферах норм и обусловлен­ное мотивацией получения личной выгоды за общественный счет.

При данном понимании коррупции становится понятным, что к совершению коррупционных действий не всегда приводят только корыстные или иные интересы должностных лиц или других индивидов, к коррупции приводит воздействие на них социальных институтов и определяемых этими институтами социальных норм. Массовый характер такой коррупции делает ее очень опасной, потому что она не всегда оценивается самими гражданами и долж­ностными лицами как коррупция: эти действия становятся обыден­ными, выполняемыми по привычке, а сами социальные институты не всегда замечаются. Поэтому при сохранении индивидуальной ответственности за совершение коррупционных действий необхо­димо выявлять социальные институты, которые порождают мас­совое совершение коррупционных действий, а затем заменять их институтами некоррупционными.

Для реализации такой стратегии противодействия корруп­ции могут потребоваться длительные сроки, исчисляемые годами и десятилетиями, но и социальные эффекты от таких стратегий противодействия коррупции будут долговременными, обеспечи­вающими существенное снижение уровня коррупции в нашей стране.


При таком подходе становится понятным, почему столь раз­ные действия можно и нужно объединять единым понятием кор - рупции, что, в свою очередь, позволяет найти общие принципы противодействия коррупции, причем противодействия не только уже известным проявлениям коррупции, но и тем, которые могут в ближайшем или отдаленном будущем возникнуть в результате поиска коррупционерами способов осуществления своих дей­ствий. Кроме того, социологическое понимание коррупции обо­сновывает неадекватность представления о коррупции исключи­тельно как о преступлении.

Несмотря на описанные выше преимущества социологиче­ского понимания коррупции, оно практически не используется в практике принятия решений Правительством РФ и другими орга­нами власти, а также при вынесении приговоров судов. Важней­шей причиной такого положения является направленность дея­тельности органов власти в нашей стране на достижение эффектов в краткосрочных периодах, в течение которых эффекты замены социальных институтов на некоррупционные институты вряд ли смогут проявиться.

Каждый из приведенных выше подходов к пониманию корруп­ции является ограниченным, но вместе с тем каждый содержит те или иные существенные признаки современной коррупции, кото­рые в совокупности довольно полно описывают это явление.

Интересно рассмотреть
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11