Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. С увеличением порядкового номера в побочных подгруппах металлические свойства элементов уменьшаются. Все d-элементы являются восстановителями. Восстановительная способность в растворах в пределах периода уменьшается. Наиболее сильными восстановителями являются металлы III-Б группы. У большинства d-элементов образуются защитные оксидные пленки, вызывающие их пассивацию и предохраняющие их от коррозии. Наиболее склонны к пассивации металлы IV–VI групп. Элементы III и II-Б групп (кроме ртути) легко взаимодействуют с разбавленными кислотами, а лантан взаимодействует и с водой. Не взаимодействуют с разбавленными кислотами металлы I-Б группы, ртуть и платиновые металлы (Ru, Rh, Pd, Os, Ir, Pt).
Общим свойством d-элементов является способность образовывать соединения, в которых они проявляют различные степени окисления (кроме d-элементов II группы: цинка и кадмия). Поэтому для большинства d-элементов характерны окислительно-восстановительные реакции. Строение и свойства соединений d-элементов зависят от степени окисления металла. Большинство соединений d-элементов с низшей степенью окисления проявляют восстановительные свойства. Переходные металлы, проявляющие переменную валентность, в низшей степени окисления с сильными окислителями образуют соединения, как правило, ионного типа с основными или амфотерными свойствами. Соединения d-элементов со слабыми окислителями (N, B, C, H, S, Si) являются металлоподобными веществами, обладающими электрической проводимостью. Некоторые из соединений обладают сверхпроводимостью при низких температурах. Для соединений, d-элементов, в которых металл находится в высшей степени окисления, характерны кислотные и окислительные свойства, при этом они образуют полярные ковалентные химические связи.
С увеличением степени окисления в соединениях d-элементов усиливаются кислотные и окислительные свойства:
Так как атомы d-элементов и их ионы имеют большое число вакантных орбиталей на внешнем (s- и р-орбитали) и предвнешнем (d- и у многих f-орбитали) энергетическом уровне и относительно большой радиус, то для них характерны реакции комплексообразования. При этом d-элементы могут образовывать комплексные соединения различных типов:
Прочность комплексов с одинаковыми лигандами возрастает с увеличением заряда иона металла и с уменьшением его радиуса. Так как переходные металлы и их ионы имеют неспаренные электроны, способные при поглощении световой энергии переходить с основных энергетических уровней и подуровней на более высокие уровни (в возбужденное состояние), то большинство ионов металлов и их соединений окрашены. Окраска зависит от разности энергии основного и возбужденного состояния и длины поглощаемого света. Многие d-элементы, особенно металлы VIII и I групп используются в качестве катализаторов для различных реакций. [3,7,10,12]
Биологическая роль некоторых d-элементов:
Молибден. В организме взрослого человека содержится примерно 6 г хрома (0,1 %).Избыточное содержание молибдена в пище нарушает метаболизм Ca2+ и PO43-, вызывая снижение прочности костей – остеопорозы, а дефицит – вызывает уменьшение активности ксантиноксидазы в тканях.
Марганец, технеций. Используется для решения медико-биологических задач.
Железо. При недостатке в организме железа может развиваться болезнь – железодефицитная анемия (малокровие). Возникает тканевая кислородная недостаточность, связанная с нехваткой железа для синтеза гемоглобина.
Медь. Ежедневно организму требуется 2,5 – 5,0 мг меди. При недостатке в организме меди может развиваться болезнь – медьдефицитная анемия. Медь необходима для усвоения железа, в частности, при синтезе цитохромоксидазы, которая содержит и железо, и медь. При дефиците меди нарушается нормальное развитие соединительных тканей и кровеносных сосудов.
Ртуть. Содержание ртути в пищевых продуктах (в морских, как в Японии) приводит к «болезни минамата». Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях — паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом. [1,5,8]
Глава 3. «Химия биогенных элементов» в учебной деятельности студентов в рамках дисциплины «Химия».
3.1. | Методическая разработка лабораторно-практического занятия по химии биогенных элементов. |
Тема: «Химия биогенных элементов. Принципы качественного анализа»
Вид занятия: лабораторная работа [2].
Основной задачей качественного анализа является обнаружение веществ, находящихся в интересующем нас объекте (биологические материалы, лекарственные препараты, продукты питания, объекты окружающей среды). В данном курсе рассматривается качественный анализ неорганических веществ, являющихся электролитами, т. е. по сути качественный анализ ионов. Из всей совокупности встречающихся ионов выбраны наиболее важные в медико-биологическом отношении: ионы биогенных элементов (Fe2+, Fe3+, Zn2+, Ca2+, Na+, K+, Mg2+, Cl-, PO43-, CO32-), ионы-токсиканты окружающей среды (Pb2+ , NO3-, NO2-). Многие из этих ионов входят в состав различных лекарственных препаратов и продуктов питания.
В качественном анализе используются не все реакции, возможные между теми или иными ионами, а только те, которые сопровождаются отчетливым аналитическим эффектом.
Наиболее часто встречающиеся аналитические эффекты: появление новой окраски, выделение газа, образование осадка.
В основе деления катионов на группы лежат реакции с кислотами и основаниями. При последовательной обработке испытуемой смеси соляной кислотой; серной кислотой; избытком щелочи в присутствии пероксида водорода; раствором аммиака выделяют следующие группы:
1. Ионы, не образующие осадки ни с одним из перечисленных реактивов (Na+, К+, NH4-);
-
Ионы, образующие нерастворимые хлориды (Рb2+, Ag+); -
Ионы, образующие нерастворимые сульфаты (Pb2+, Са2+, Sr2+, Ва2+);
4. Ионы, образующие гидроксиды, растворимые в избытке щелочи (Al3+, Cr3+, Zn2+);
5. Ионы, образующие гидроксиды, нерастворимые ни в избытке щелочи, ни в аммиаке (Fe2+, Fe3+, Мn2+, Mg2+);
6. Ионы, образующие гидроксиды, растворимые в аммиаке (Со2+,Сu2+, Ni2+, Hg2+, Cd2+).
Анионы делят на группы с использованием реакций осаждения и окислительно-восстановительных реакций.
При протекании реакций осаждения выделяют:
1) ионы, образующие осадки с нитратом серебра в присутствии NO3-: Cl-, Br-, I-, SCN-, S2-, S2O32-;
2) ионы, образующие осадки с хлоридом бария в нейтральной среде: SO42-, SO32-, S2O32-, PO43-, CO32-, B4O72-;
3) ионы, не образующие осадки ни с одним из перечисленных реактивов: NО3-, NO2-.
Анионы некоторых кислот при обработке сильными кислотами выделяют газообразные продукты: NO2- (образует бурый газ NO2), CO32-, SO32-, S2O32-, S2- (одновременно выпадает в осадок сера).
По возможности протекания окислительно-восстановительных реакций выделяют:
1) анионы-окислители, реагирующие в кислой среде с иодидом калия с образованием йода (NО3-, NO2-);
2) анионы-восстановители, реагирующие с подкисленным раствором перманганата калия (SO32-, S2O32-, S2-, NO2-, Br-, I-, SCN-, Cl-). Серосодержащие ионы (SO32-, S2O32-, S2-) являются более сильными восстановителями по сравнению с остальными, поэтому они способны вступать в реакцию с йодом, менее сильным, чем перманганат калия, окислителем;
3) анионы, не проявляющие окислительно-восстановительные свойства в водных растворах, т. е. не вступающие в реакции ни с перманганатом калия, ни с йодидом калия (CO32-, PO43-, SO42-, B4O72-, СН3СОО-).
Работа 1. Качественные и групповые реакции катионов и анионов
Цель: Освоить технику проведения качественных и групповых реакций на ионы биогенных элементов и элементов-токсикантов.
Оборудование: штатив с пробирками; микроскоп; предметные стекла; изогнутые стеклянные трубки, вставленные в пробки; стеклянные палочки; нихромовая проволока; фильтровальная бумага; лакмусовая бумага синяя и красная; универсальный индикатор.
Реактивы: растворы сульфата натрия, сульфата калия, сульфата аммония, хлорида бария, хлорида кальция, хлорида магния, хлорида цинка, хлорида хрома(III), хлорида марганца(II), хлорида железа(III), нитрита натрия, тиосульфата натрия, оксалата аммония, бромида калия, иодида калия, нитрата натрия, ацетата кальция, дихромата калия, карбоната аммония, гексацианоферрата(III) калия, гексацианоферрата (П) калия (все - с концентрацией 0,5 моль/л); ацетата натрия, с(СН
зСООNа) = 1 моль/л; перманганата калия, с(КМпО4) = 0,05 моль/л; карбоната калия, с(К2СОз) = 2 моль/л; пероксида водорода, с(Н2О2) = 0,15 моль/л; иодида калия, с(К1) = 0,1 моль/л; серной кислоты, c(H2S04) = 2 моль/л; азотной кислоты, с(НNОз) = 2 моль/л; гидр оксида натрия, c(NaOH) = 6 моль/л и 2 моль/л; уксусной кислоты, с(СНзСООН) = 2 моль/л; нитрата серебра (w = 0,1 %); гидроксида кальция (насышенный); иода (1,3 г иода в 1 л воды); тиоцианата калия (насыщенный); хлорная вода; сульфат железа(lI); растворы гексанитрокупрата натрия-свинца, цинк-уранил ацетат; амиловый спирт; хлороформ; висмутат натрия; сульфит натрия (кристаллический); сухие соли натрия, калия, лития, кальция, бария, стронция.
Выполнение эксперимента:
О п ы т 1. Изучение классификации анионов, основанной на окислительно-восстановительных свойствах.
Раствор сульфита натрия наливают в три пробирки. В первую пробирку добавляют раствор йодида калия и разбавленный раствор серной кислоты, во вторую - водный раствор йода, в третью - раствор перманганата калия слабо-розового цвета и разбавленный раствор серной кислоты. Аналогично поступают с растворами бромида натрия, ацетата натрия и нитрита натрия. Результаты наблюдений записывают в таблицу 5.
Таблица 5. Изучение классификации анионов, основанной на окислительно-восстановительных свойствах
Изучаемый ион | Наблюдения при добавлении реактива | ||
I-, H+ | I2 | MnO4-, H+ | |
SO32- | | | |
Br- | | | |
СН3СОО- | | | |
NO2- | | | |
О п ы т 2. Изучение действия сильных кислот на анионы.
В три пробирки наливают по 1 мл растворов: а) нитрита натрия; б) тиосульфата натрия; в) карбоната натрия. В каждую пробирку добавляют по несколько капель разбавленного раствора серной кислоты. Наблюдаемые измерения записывают в тетрадь.
О п ы т 3. Использование осадочных реакций для обнаружения ионов щелочноземельных металлов и галогенид-ионов.