Файл: Курсовая работа Химия биогенных элементов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3а. Обнаружение иона Ва2+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора хлорида бария, 2-3 капли раствора ацетата натрия, после чего по каплям добавляют раствор дихромата калия.

3б. Обнаружение иона Са2+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора хлорида кальция и затем по каплям прибавляют рас­твор оксалата аммония. Образовавшийся осадок испытывают на рас­творимость в уксусной кислоте. Для этого к осадку добавляют 2-3 капли раствора уксусной кислоты, содержимое пробирки нагревают и взбалтывают.

3в. Обнаружение ионов Cl-и Вr-. В одну пробирку поме­щают 3-4 капли раствора хлорида калия, в другую - такой же объем бромида калия. В каждую пробирку добавляют по 1-2 капли раство­ра нитрата серебра до образования осадка. Осадки проверяют на рас­творимость в растворе карбоната аммония. Для этого к полученным осадкам прибавляют по 10-15 капель 15 %-ного раствора карбоната аммония и энергично взбалтывают в течение 1-2 мин.

В тетради записывают уравнения реакций и на­блюдения.

О п ы т 4. Использование микрокристаллоскопических реакций для обнаружения ионов s-элементов.

На предметное стекло наносят 1 кап­лю раствора соли, содержащей испытуемый ион. Стекло осторожно прогревают в пламени газовой горелки, выпаривая досуха раствор. К сухому остатку соли после охлаждения стекла на воздухе добавляют 1 каплю раствора реактива. Образующиеся кристаллы рассматривают под микроскопом.

Для обнаружения иона К+ используют гексанитрокупрат(П) на­трия свинца:

+ + Na2Pb[Cu(NO2)6] → K2Pb[Cu(N02)6] + 2Na+

черные кубические кристаллы

Для обнаружения иона используют ацетат уранила-цинка

Na+ + Zn(UО2)3(СНЗСОО)8 + СНзСОО- → NаZn(UО2)3(СНЗСОО)9

желтые тетраэдрические кристаллы

Для обнаружения иона Са2+ используют серную кислоту (C = 2 моль/л) (форма кристаллов сульфата кальция зависит от кон­центрации ионов Са2+).

В тетради записывают уравнения реакций и зари­совывают форму образовавшихся кристаллов.

О п ы т 5. Использование реакций, сопровождающихся выделением газа, для обнаружения ионов летучих кислот и оснований.


5а. Обнаружение ионов NH4+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора соли аммония и добавляют 2-3 капли концен­трированного раствора щелочи (NaOH или КОН). Пробирку слегка нагревают и к ее отверстию подносят влажную красную лакмусовую бумажку.

5б. Обнаружение ионов SO32- и CO32-. В пробирку, снабженную газовой трубкой, помещают несколько кристалликов суль­фита натрия, после чего добавляют несколько капель раствора сер­ной кислоты (с = 2 моль/л). Отверстие пробирки быстро закрывают пробкой с отводной трубкой, которую опускают сначала в пробирку с насыщенным раствором гидроксида кальция (известковой водой), а затем - в пробирку с подкисленным раствором перманганата ка­лия (слабо-розового цвета).

Опыт повторяют, помещая в пробирку, снабженную газовой трубкой, раствор карбоната натрия.

Уравнения реакций и наблюдения записывают в таблицу 6.

Таблица 6. Обнаружение ионов SO32- и CO32-

Испытуемая соль

Изменения, происходящие при пропускании выделившегося газа через раствор

Ca(OH)2 (насыщенный)

KMnO4 (подкисленный)

Na2SO3 (к)







NaCO3 (р-р)








О п ы т 6. Использование реакций, проводимых на бумаге, для обна­ружения ионов железа.

На фильтровальную бумагу на некотором уда­лении друг от друга наносят по одной капле растворов сульфата же­леза(II) и хлорида железа(III). В центр пятна, содержащего соль же­леза, добавляют 1 каплю раствора гексацианоферрата(III) калия. Пятно, содержащее соль железа(III), обрабатывают одной каплей раствора гексацианоферрата(II) калия. Наблюдения и уравнения ре­акций записывают в тетрадь.

О п ы т 7. Использование экстракционных реакций для обнаружения ионов Br-, I-.

В одну пробирку помещают 10-15 капель раствора бромида калия, в другую - такой же объем раствора иодида калия. В каждую пробирку добавляют по 3-4 капли хлорной воды и разбав­ленного раствора серной кислоты. Содержимое пробирок встряхива­ют, после чего наблюдают изменение окраски. Затем в каждую про­бирку прибавляют примерно по 1 мл хлороформа. Содержимое про­бирок вновь встряхивают и после разделения слоев наблюдают за изменением цвета. Наблюдения и уравнения реакций записывают в тетрадь.



О п ы т 8. Использование цветных реакций, проводимых в пробирке для обнаружения ионов d-элементов.

8а. Обнаружение ионов Mn2+. В пробирку помещают при­мерно 15 капель раствора сульфата марганца(II) и разбавленного раствора кислоты, добавляют несколько крупинок висмутата натрия NaBiO3. Содержимое пробирки встряхивают, и после отстаивания не вступившего в реакцию висмутата натрия наблюдают окраску раствора. В тетрадь записывают наблюдения и уравнение реакции (в ходе реакции образуются ионы Bi3+, MnO4-).

8б. Обнаружение ионов Сr3+. В пробирку помещают примерно 15 капель раствора хлорида xpoмa(III), добавляют по каплям концентрированный раствор гидроксида натрия до полного растворе­ния первоначально выпавшего осадка и затем 5-6 капель раствора пероксида водорода. Содержимое пробирки осторожно нагревают. Наблюдают цвет раствора, обусловленный возникновением хромат-ионов. Пробирку с полученным раствором охлаждают под струей холодной воды, добавляют ещё 2-3 капли раствора пероксида водорода, затем 10-15 капель амилового спирта и сразу подкисляют раствором серной кислоты (2-3 капли). Наблюдают окраску органического слоя, обусловленную образованием оксид-дипероксида хрома CrO5. В тетрадь записывают наблюдения и уравнения реакций.

О п ы т 9. Использование окрашивания пламени для обнаружения ионов s-элементов.

Кончик нихромовой проволочки погружают в пробирку с соляной кислотой, после чего прокаливают его в несветящейся части пламени горелки до исчезновения окраски пламени.

Охлажденную проволочку смачивают исследуемым раствором или же захватывают ею нескольких мелких кристаллов исследуемой соли, после чего вносят в верхнюю часть пламени горелки. Наблюдают окраску пламени. При проведении опыта с солью калия окраску пламени наблюдают через сине-зеленый светофильтр, поглощающий желтые лучи (соли натрия, почти всегда присутствующие в виде примеси, маскируют окрашивание пламени). Наблюдения записывают в таблицу 7.

Таблица 7. Использование окрашивания пламени для обнаружения ионов

s-элементов

Исследуемый катион

Окраска пламени

Li+




K+




Na+




Ca2+




Sr2+




Ba2+





Заключение:

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей средой. Пищевые продукты и питьевая вода способствуют поступлению в организм практически всех химических элементов. Они повседневно вводятся в организм и выводятся из него. Анализы показали, что количество отдельных химических элементов и их соотношение в здоровом организме различных людей примерно одинаковы.

Мнение о том, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д.И. Менделеева, становится привычным. Однако предположения ученых идут дальше – в живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию. Вполне возможно, что эта гипотеза не подтвердится. Однако по мере того как развиваются исследования в данном направлении, выявляется биологическая роль все большего числа химических элементов. Несомненно, время и труд ученых прольют свет и на этот вопрос. [6,9]

Список информационных источников:

1.         Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. / Под ред. Ю. А. Ершова. - М.: Юрайт, 2011. - 560 с.

2.         Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. /Под ред. В.А. Попкова, А.В.Бабкова. – М.: Высшая школа, 2006. – 238 с.

3.         Авцын А.П., Жаворонков А.А. и др. Микроэлементы человека. - М.: Медицина, 1991. - 496 с.

4.         Ершов Ю.А., Плетнева Т.В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. - М.: Медицина, 1989. -272 с.

5.         Бингам Ф.Г., Коста М., Эйхенберг Э. И др. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. - М.: Медицина, 1993. -368 с.

6.         Фримантл М.  Химия в действии. - М.: Мир, 1991. т.2, 620 с.

7.         Хьюз М. Неорганическая химия биологических процессов. - М.: Мир, 1983. - 416 с.

8.         Дж. Эмсли. Элементы. – М.: Мир, 1993. – 256 с.

9.         Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992. – с. 394

10.       Жолнин А.В. Конспект лекций по общей химии. – Челябинск: ЧГМА, 2001. – с. 152

11.       Химические элементы в организме человека// Соросовский Образовательный журнал. – 1998. - № 5

12. Свойства металлов и их соединений: учебное пособие / Е. Н. Калюкова. –

Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 156 с.

13. http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia