Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3а. Обнаружение иона Ва2+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора хлорида бария, 2-3 капли раствора ацетата натрия, после чего по каплям добавляют раствор дихромата калия.
3б. Обнаружение иона Са2+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора хлорида кальция и затем по каплям прибавляют раствор оксалата аммония. Образовавшийся осадок испытывают на растворимость в уксусной кислоте. Для этого к осадку добавляют 2-3 капли раствора уксусной кислоты, содержимое пробирки нагревают и взбалтывают.
3в. Обнаружение ионов Cl-и Вr-. В одну пробирку помещают 3-4 капли раствора хлорида калия, в другую - такой же объем бромида калия. В каждую пробирку добавляют по 1-2 капли раствора нитрата серебра до образования осадка. Осадки проверяют на растворимость в растворе карбоната аммония. Для этого к полученным осадкам прибавляют по 10-15 капель 15 %-ного раствора карбоната аммония и энергично взбалтывают в течение 1-2 мин.
В тетради записывают уравнения реакций и наблюдения.
О п ы т 4. Использование микрокристаллоскопических реакций для обнаружения ионов s-элементов.
На предметное стекло наносят 1 каплю раствора соли, содержащей испытуемый ион. Стекло осторожно прогревают в пламени газовой горелки, выпаривая досуха раствор. К сухому остатку соли после охлаждения стекла на воздухе добавляют 1 каплю раствора реактива. Образующиеся кристаллы рассматривают под микроскопом.
Для обнаружения иона К+ используют гексанитрокупрат(П) натрия свинца:
2К+ + Na2Pb[Cu(NO2)6] → K2Pb[Cu(N02)6] + 2Na+
черные кубические кристаллы
Для обнаружения иона используют ацетат уранила-цинка
Na+ + Zn(UО2)3(СНЗСОО)8 + СНзСОО- → NаZn(UО2)3(СНЗСОО)9
желтые тетраэдрические кристаллы
Для обнаружения иона Са2+ используют серную кислоту (C = 2 моль/л) (форма кристаллов сульфата кальция зависит от концентрации ионов Са2+).
В тетради записывают уравнения реакций и зарисовывают форму образовавшихся кристаллов.
О п ы т 5. Использование реакций, сопровождающихся выделением газа, для обнаружения ионов летучих кислот и оснований.
5а. Обнаружение ионов NH4+. В пробирку помещают 3-4 капли раствора соли аммония и добавляют 2-3 капли концентрированного раствора щелочи (NaOH или КОН). Пробирку слегка нагревают и к ее отверстию подносят влажную красную лакмусовую бумажку.
5б. Обнаружение ионов SO32- и CO32-. В пробирку, снабженную газовой трубкой, помещают несколько кристалликов сульфита натрия, после чего добавляют несколько капель раствора серной кислоты (с = 2 моль/л). Отверстие пробирки быстро закрывают пробкой с отводной трубкой, которую опускают сначала в пробирку с насыщенным раствором гидроксида кальция (известковой водой), а затем - в пробирку с подкисленным раствором перманганата калия (слабо-розового цвета).
Опыт повторяют, помещая в пробирку, снабженную газовой трубкой, раствор карбоната натрия.
Уравнения реакций и наблюдения записывают в таблицу 6.
Таблица 6. Обнаружение ионов SO32- и CO32-
Испытуемая соль | Изменения, происходящие при пропускании выделившегося газа через раствор | |
Ca(OH)2 (насыщенный) | KMnO4 (подкисленный) | |
Na2SO3 (к) | | |
NaCO3 (р-р) | | |
О п ы т 6. Использование реакций, проводимых на бумаге, для обнаружения ионов железа.
На фильтровальную бумагу на некотором удалении друг от друга наносят по одной капле растворов сульфата железа(II) и хлорида железа(III). В центр пятна, содержащего соль железа, добавляют 1 каплю раствора гексацианоферрата(III) калия. Пятно, содержащее соль железа(III), обрабатывают одной каплей раствора гексацианоферрата(II) калия. Наблюдения и уравнения реакций записывают в тетрадь.
О п ы т 7. Использование экстракционных реакций для обнаружения ионов Br-, I-.
В одну пробирку помещают 10-15 капель раствора бромида калия, в другую - такой же объем раствора иодида калия. В каждую пробирку добавляют по 3-4 капли хлорной воды и разбавленного раствора серной кислоты. Содержимое пробирок встряхивают, после чего наблюдают изменение окраски. Затем в каждую пробирку прибавляют примерно по 1 мл хлороформа. Содержимое пробирок вновь встряхивают и после разделения слоев наблюдают за изменением цвета. Наблюдения и уравнения реакций записывают в тетрадь.
О п ы т 8. Использование цветных реакций, проводимых в пробирке для обнаружения ионов d-элементов.
8а. Обнаружение ионов Mn2+. В пробирку помещают примерно 15 капель раствора сульфата марганца(II) и разбавленного раствора кислоты, добавляют несколько крупинок висмутата натрия NaBiO3. Содержимое пробирки встряхивают, и после отстаивания не вступившего в реакцию висмутата натрия наблюдают окраску раствора. В тетрадь записывают наблюдения и уравнение реакции (в ходе реакции образуются ионы Bi3+, MnO4-).
8б. Обнаружение ионов Сr3+. В пробирку помещают примерно 15 капель раствора хлорида xpoмa(III), добавляют по каплям концентрированный раствор гидроксида натрия до полного растворения первоначально выпавшего осадка и затем 5-6 капель раствора пероксида водорода. Содержимое пробирки осторожно нагревают. Наблюдают цвет раствора, обусловленный возникновением хромат-ионов. Пробирку с полученным раствором охлаждают под струей холодной воды, добавляют ещё 2-3 капли раствора пероксида водорода, затем 10-15 капель амилового спирта и сразу подкисляют раствором серной кислоты (2-3 капли). Наблюдают окраску органического слоя, обусловленную образованием оксид-дипероксида хрома CrO5. В тетрадь записывают наблюдения и уравнения реакций.
О п ы т 9. Использование окрашивания пламени для обнаружения ионов s-элементов.
Кончик нихромовой проволочки погружают в пробирку с соляной кислотой, после чего прокаливают его в несветящейся части пламени горелки до исчезновения окраски пламени.
Охлажденную проволочку смачивают исследуемым раствором или же захватывают ею нескольких мелких кристаллов исследуемой соли, после чего вносят в верхнюю часть пламени горелки. Наблюдают окраску пламени. При проведении опыта с солью калия окраску пламени наблюдают через сине-зеленый светофильтр, поглощающий желтые лучи (соли натрия, почти всегда присутствующие в виде примеси, маскируют окрашивание пламени). Наблюдения записывают в таблицу 7.
Таблица 7. Использование окрашивания пламени для обнаружения ионов
s-элементов
Исследуемый катион | Окраска пламени |
Li+ | |
K+ | |
Na+ | |
Ca2+ | |
Sr2+ | |
Ba2+ | |
Заключение:
Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей средой. Пищевые продукты и питьевая вода способствуют поступлению в организм практически всех химических элементов. Они повседневно вводятся в организм и выводятся из него. Анализы показали, что количество отдельных химических элементов и их соотношение в здоровом организме различных людей примерно одинаковы.
Мнение о том, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д.И. Менделеева, становится привычным. Однако предположения ученых идут дальше – в живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию. Вполне возможно, что эта гипотеза не подтвердится. Однако по мере того как развиваются исследования в данном направлении, выявляется биологическая роль все большего числа химических элементов. Несомненно, время и труд ученых прольют свет и на этот вопрос. [6,9]
Список информационных источников:
1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. / Под ред. Ю. А. Ершова. - М.: Юрайт, 2011. - 560 с.
2. Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. /Под ред. В.А. Попкова, А.В.Бабкова. – М.: Высшая школа, 2006. – 238 с.
3. Авцын А.П., Жаворонков А.А. и др. Микроэлементы человека. - М.: Медицина, 1991. - 496 с.
4. Ершов Ю.А., Плетнева Т.В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. - М.: Медицина, 1989. -272 с.
5. Бингам Ф.Г., Коста М., Эйхенберг Э. И др. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. - М.: Медицина, 1993. -368 с.
6. Фримантл М. Химия в действии. - М.: Мир, 1991. т.2, 620 с.
7. Хьюз М. Неорганическая химия биологических процессов. - М.: Мир, 1983. - 416 с.
8. Дж. Эмсли. Элементы. – М.: Мир, 1993. – 256 с.
9. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992. – с. 394
10. Жолнин А.В. Конспект лекций по общей химии. – Челябинск: ЧГМА, 2001. – с. 152
11. Химические элементы в организме человека// Соросовский Образовательный журнал. – 1998. - № 5
12. Свойства металлов и их соединений: учебное пособие / Е. Н. Калюкова. –
Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 156 с.
13. http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia